Авиация Второй мировой

Home English

Г-27

Грибовский Г-27
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1938
  • Грибовский

Во второй половине тридцатых годов на вооружение советских Военно-Воздушных Сил стали поступать новые скоростные бомбардировщики СБ, ДБ-3 и другие. Естественно, что для обучения летчиков и штурманов технике пилотирования новых машин и особенностям боевого применения их оружия потребовались соответствующие учебно-тренировочные машины, более дешевые в производстве и эксплуатации, чем боевые самолеты. Один из таких учебно-тренировочных бомбардировщиков разработал и построил на Планерном заводе Осоавиахима конструкторский коллектив, возглавляемый В.К.Грибовским. Новый самолет, получивший обозначение Г-27, представлял собой двухмоторный свободнонесущий моноплан деревянной конструкции. Фюзеляж самолета типа монокок с фанерной обшивкой. В его носовой остекленной части оборудована кабина штурмана. За ней - двухместная закрытая кабина летчиков. Ее плексигласовый фонарь открывался вбок. В соответствии с основным назначением самолета в его центроплане, между лонжеронами, конструкторы разместили бомболюк.

Небольшое двухлонжеронное деревянное крыло площадью всего 17 м² имело удлинение 6,62, а среднюю аэродинамическую хорду 1,62 м. До первого лонжерона носок крыла обшивался фанерой, а от первого лонжерона до задней кромки - перкалем. Удельная нагрузка на крыло у Г-27 была больше, чем у других учебно-тренировочных самолетов - 84 кг/м². Однако расположенные на крыле щитки площадью 1,53 м² позволили довести посадочную скорость самолета всего до 80 км/ч. Установленные на элеронах и рулях триммеры снизили усилия на ручке управления и педалях. Двухстоечное неубирающееся шасси имело хвостовое колесо. Основные колеса для улучшения общей аэродинамики конструкторы закрыли обтекателями. При эксплуатации самолета на заснеженных аэродромах колесное шасси можно было заменить лыжным.

На первом экземпляре опытного Г-27 силовая установка состояла из двух двигателей М-11 мощностью 100 л.с. с винтами фиксированного шага. Самолет был рассчитан и на установку двух двигателей также воздушного охлаждения М-11Е мощностью по 150 л.с. Они обеспечивали заметное улучшение всех летных характеристик. Характерной особенностью нового учебно-тренировочного бомбардировщика были очень малые, даже меньше чем у широко распространенного У-2, размеры и вес.


Характеристики Г-27
Экипаж 3
Размеры
Размах крыла, м 10,60
Площадь крыла, м² 17,00
Длина самолета, м 7,00
Силовая установка
2 × ПД М-11, мощностью л.с. 2 × 110
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 900
Нормальная взлетная, кг 1300
Летные данные
Максимальная скорость, км/час 240
Крейсерская скорость, км/час 205
Практический потолок, м 4000

В ходе летных испытаний, начатых летчиком Н.Федосеевым, учебно-тренировочный бомбардировщик показал хорошие данные. При взлетном весе 1430 кг (вес пустого 900 кг) скорость Г-27 достигала 250 км/ч, практический потолок - 5000 м. Для трехместной машины с силовой установкой мощностью всего 200 л.с. такая скорость свидетельствовала о том, что конструкторы удачно решили многие задачи общей аэродинамики самолета. Но Г-27, как отметили все испытатели, оказался весьма строгим в пилотировании. Для учебно-тренировочной машины это - серьезный недостаток, и конструкторам было предложено в ходе доводки самолета устранить его.

К сожалению, выполнить рекомендации испытателей конструкторы не могли. Планерный завод был закрыт, а руководитель коллектива назначен на другую работу. Однако опыт разработки легкого учебно-тренировочного бомбардировщика не пропал даром. Его широко использовали при проектировании другого самолета такого же назначения и в определенной степени при разработке многоместного планера, принятого в годы Великой Отечественной войны в серийное производство под обозначением Г-11.

Фото Описание
Схема Г-27

Схема Г-27

Г-28 "Кречет"

Грибовский Г-28
  • Учебно-тренировочный самолет
  • Первый полет: 1940
  • Грибовский

Первоначально, в декабре 1939 г., КБ Грибовского создается как филиал завода №301, с размещением в здании недостроенного гаража Мосвоенторга в подмосковном поселке Павшино. В этот период разрабатываются несколько эскизных проектов учебных самолетов, один из которых - одноместный тренировочный истребитель Г-28 (ТИ-28, Гр - Кречет) утвержден руководством ВВС и внесен в план дальнейших работ. 10 марта 1940 г. следует приказ об образовании опытного конструкторского бюро №28 (ОКБ-28) НКАП во главе с Главным конструктором В.К. Грибовским.

Г-28 - свободнонесущий низкоплан с трапециевидным крылом площадью 11,6 м². Профиль крыла RAF-34. Фюзеляж типа полумонокок. Кабина летчика закрытая со сдвижным назад фонарем. Хвостовое оперение обычной схемы с изящными, характерными для творчества Грибовского, обводами киля и руля поворота. Для упрощения самолета и снижения производственных расходов одностоечные шасси, крепившиеся к лонжерону крыла, как и хвостовое колесо, спроектированы неубирающимися. В конструкции тренировочного истребителя максимально использовано дерево. Не только фюзеляж, но и крылья Г-28 деревянные. Стабилизатор, щитки, каркасы рулей поворота и высоты - дюралевые, обшитые полотном. Рули с полной весовой балансировкой и аэродинамической компенсацией.

Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного двигателя воздушного охлаждения перевернутого типа МВ-6. Его взлетная мощность 240 л.с. Винт двухлопастный, фиксированного шага. В соответствии с главным назначением кабина летчика имела оборудование, необходимое для совершенствования техники пилотирования не только днем, но и ночью, на больших высотах. Для отработки навыков стрельбы и бомбометания на Г-28 был установлен один синхронный пулемет ШКАС с запасом 400 патронов, фотокинопулемет и коллиматорный прицел ПАК-1. На балках под крылом могли подвешиваться бомбы калибром 10, 25 или 40 кг.

Характеристики Г-28 "Кречет"
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 9,00
Площадь крыла, м² 11,60
Длина, m 7,66
Силовая установка
1 × ПД МВ-6, мощностью л.с. 1 × 220
Веса и нагрузки:
Пустого самолета, кг 897
Нормальная взлетная, кг 1157
Летные данные
Максимальная скорость, км/час 275
Крейсерская скорость, км/час 226
Практический потолок, m 6600
Практический радиус, км 500
Вооружение
7.62 пулемет, бомб, кг 40

Самолет построили весной 1940 г., а 22 мая летчик-испытатель ЛИИ В. Гаврилов совершил на нем первый полет. Менее чем за месяц Г-28 прошел все летные испытания. Помимо заводского испытателя В.Гаврилова, Г-28 опробовали в воздухе ведущие летчики-испытатели М.Громов, А.Юмашев и П.Стефановский. Испытатели отмечали его хорошие пилотажные свойства. Для улучшения разгонных характеристик рекомендовалось установить двигатель МВ-6А и вновь испытать самолет. Но в связи с началом войны все работы по Г-28 были прекращены. В 1941 году опытный экземпляр перелетел в Свердловск, однако дальнейшая его судьба неизвестна.

Строился и второй экземпляр Г-28, который Грибовский при эвакуации забрал с собой, надеясь довести до летного состояния. Однако на новом месте такой возможности не представилось.

В марте 1941г. в ОКБ-28 началась разработка двухмоторного тренировочного самолета "Беркут". В соответствии с эскизным проектом построили полноразмерный макет, который рассматривала комиссия ВВС. Но при эвакуации спасти "задел" по машине не удалось. Документацию и макет "Беркута" уничтожили, в дальнейшем работы по нему не возобновлялись. Конструкторский коллектив сосредоточил свои усилия на создании десантных планеров, в частности, серийного Г-29 (Г-11).

Подводя итог работы В.К. Грибовского в Наркомате авиапромышленности, следует отметить, что ему в короткий срок удалось создать полноценное КБ, способное вести самостоятельную разработку сложных образцов авиатехники.

Фото Описание
Схема Г-28 Схема Г-28

Г-29 (Г-11)

Грибовский Г-11
  • Десантный планер
  • Первый полет: 1941
  • Грибовский

Вскоре после нападения Германии в 1941 году советский штаб осознал потребность в транспортных планерах и приказал разработать несколько проектов. Владислав Константинович Грибовский согласился спроектировать легкий планер в течение двух месяцев, и 1 сентября 1941 года начались испытания опытного образца. Учитывая обозначение Грибовского Г-29, он был принят в производство под ВВС обозначение Г-11 (по Грибовскому, 11 человек, включая пилота).

Г-11 выпускались с конца 1941 г. до середины 1942 г. на двух заводах: 138 построено в Шумерле (завод № 471) и 170 в селе Козловка (завод № 494)., всего 308. Производство возобновилось в 1944 году в Рязани и продолжалось до 1948 года. С октября 1944 года в производстве также находился учебный планер Г-11У с двойным управлением. Нет данных по общему количеству выпущенных планеров, но, по некоторым оценкам, было завершено порядка 500-600 единиц.

Моторная версия, обозначенная ВВС Г-11М (обозначение Грибовского Г-30), имела радиальный двигатель М-11, установленный над центропланом. Испытания проводились с лета 1942 года, но в производстве Г-11М не выпускались.

Фото Описание
Схема Г-11 Схема Г-11

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг./В.Б. Шавров/
  • Легкие крылья Грибовского /Авиация и Космонавтика. Михаил Маслов/
  • Опытные самолеты периода Второй мировой войны /Ивнамин Султанов. АиК/