Авиация Второй мировой

Home English

И-110

Экспериментальный истребитель

Томашевич

И-110

И-110 - экспериментальный истребитель Д.Л. Томашевича, разработанный в ОКБ завода № 288 г. Омска. От серийных машин этого периода самолет, получивший обозначение "110", отличался, прежде всего, своим двигателем и высокой технологичностью конструкции. Новый двигатель жидкостного охлаждения ВК-107П мощностью 1400 л.с. считался весьма перспективным. Однако он еще не был доведен. Очень напряженный тепловой режим требовал усиленной системы охлаждения. Во многом из-за этого попытки использовать его на уже строившихся серийно самолетах не дали ожидаемых результатов. Конструкторский коллектив еще при проектировании истребителя учитывал особенности нового двигателя. Чтобы обеспечить его эффективное охлаждение, на самолете применили водо- и маслорадиаторы большой площади. Их подвесили под капотом двигателя. Выходные регулируемые юбки обоих радиаторов разместили параллельно в нижней части капота. Таким образом, для работы двигателя были созданы самые благоприятные условия.

Конструкция истребителя - смешанная, с минимальным использованием металла. Передняя часть фюзеляжа, включая моторный отсек и кабину летчика, представляла собой сварную ферму из стальных труб. Вся хвостовая часть - из берёзового шпона, склеенного в несколько (от десяти до пяти) слоев. Каркас крыла площадью 18,73 м², элеронов и хвостового оперения - дюралевый. Центроплан плоский. Между передним и главным лонжеронами центроплана колёсные ниши ООШ. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.

Вооружение "110" было очень мощным. В развале цилиндров двигателя размещалась пушка калибром 20 мм. Над мотором были установлены 2 крупнокалиберных пулемета УБС и два ШКАС. Вес секундного залпа всех пяти огневых точек достигал почти 3,5 кг. На замки под крылом имелась возможность подвески бомб до 500 кг.

Конструкторы истребителя, стремясь максимально облегчить поточное производства машины, широко использовали, так называемые, круглые монтажные размеры, кратные 10 мм. В результате собираемые блоки и части самолета соединялись между собой без подгонки. Вся винтомоторная группа, например, вместе с радиаторами могла подвешиваться к ферме фюзеляжа как единый агрегат всего на четырех болтах. К сожалению, стремление к упрощению технологии и мощная водорадиаторная система привели к определенному перетяжелению самолета, вес пустого истребителя достиг 3285 кг, взлетный - 3980 кг.


Характеристи И-110
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 10,20
Площадь крыла м² 18,73
Длина, м 9,91
Высота, м 2,80
Силовая установка
1 × ПД М-107А, мощностью, л.с. 1 × 1650
Массы, кг
Пустого 3285
Нормальная взлетная 3980
Летные данные
Скорость максимальная, км/час у земли 508
на высоте 610
Максимальная скороподъемность, м/мин 750
Практическая дальность, км 1050
Вооружение
одна 20-мм пушка ШВАК,
12,7-мм пулемет УБТ
7,62-мм пулемет ШКАС
1
2
2
Вооружение
Бомб, кг 500

В ходе испытаний, которые проводили летчик П.М. Стефановский и инженер В. Болотников, самолет "110" показал достаточно высокие лётные характеристики. У земли его скорость достигала 508 км/ч, а на высоте 6200 м - 610 км/ч. Потолок истребителя - 10 тыс. м, дальность полета 1050 км. Из-за большого веса скороподъемность "110"-го была недостаточной. Для набора высоты 5 км ему требовалось почти 7 минут. В серийное производство самолет "110" передавать не стали, так как и после устранения замечаний испытателей существенными преимуществами перед уже принятыми на вооружение истребителями он не обладал.

Фото Описание
Схема И-110 Схема И-110

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950 г.г. /В.Б. Шавров/
  • Ирония судьбы Дмитрия Томашевича /Андрей Аверин/
  • B-110 /К.Косминков, И.Султанов, А.Пономарев./

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

10 10 2020.
Работа конструкторского коллектива в, так называемой, шараге, ОКБ № 29 завода № 288 г. Омска, Дмитрия Людвиговича Томашевича имела свою ценность отработкой температурного режима нового перспективного двигателя. Установив на своем истребителе ВК-107, Томашевич, фактически, дал "путевку в жизнь" этому перспективному двигателю, который в составе И-110 проходил всесторонние испытания. В дальнейшем ВК-107, доведенный моторостроителями с учетом работы на "110"-м, использовался на серийных истребителях и обеспечивал им скорость, превышающую 700 км/ч.
---