Авиация Второй мировой

Home English

Боевое применение И-15бис

Михаил Маслов

Polikarpov I-15bis

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

На 1 июня 1941 г. в боевом составе ВВС КА имелось следующее количество И-15бис (в числителе - всего самолетов, в знаменателе - число неисправных):

ВВС Ленинградского военного округа

2-я смешанная авиадивизия

  • 65-й шап: 74/2 И-15бис, аэ. Гривочки ВВС Прибалтийского военного округа

8-я смешанная авиадивизия

  • 31-й иап: 32/4 И-16, И-15бис, аэ. Ковно
  • 61-й шап: 80/5 И-153, И-15бис, аэ Кейданы 54-я смешанная авиадивизия
  • 42-й иап: 101/8 И-153, И-15бис, аэ. Вильно
  • 49-й иап: 67/10 И-16, И-153, И-15бис, аэ. Двинск

ВВС Западного Особого военного округа 9-я смешанная авиадивизия

  • 41-й иап: 22/4 И-16, И-15бис, аэ. Белосток,Себурчин

10-я смешанная авиадивизия

  • 74-й шап: 62/2 И-153, И-15бис, аэ. Пружаны 11-я смешанная авиадивизия
  • 122-й иап: 71/11 И-16, И-15бис, аэ. Лида
  • 127-й иап: 72/7 И-153, И-15бис, аэ. Скидель, Лесице

12-я бомбардировочная авиадивизия

  • 215-й бап: 15/1 И-15бис, аэ. Смоленск, Травники

43-я истребительная авиадивизия

  • 160-й иап: 66/5 И-153, И-15бис, аэ. Балбасово, Пронгеевка

Отдельно - 161-й резервный авиаполк: 42/8 И-16, И-153, И-15бис, аэ. Лепель ВВС Киевского Особого военного округа 14-я смешанная авиадивизия

  • 89-й иап: 71/13 И-15бис, аэ. Луцк, Колки 15-я смешанная авиадивизия
  • 23-й иап: 29/5 И-16, И-153, И-15бис, аэ.Львов, Адамы
  • 66-й шап: 53/0 И-15бис, аэ. Комарно, Куровице

63-я смешанная дивизия (находилась в стадии формирования)

  • 91-й иап: 69/11 И-153, И-15бис, аэ. Дорогобыч, Тирановка
  • 165-й иап: 40/0 И-16, И-153, И-15бис, аэ. Березница-Крулев, Христиановка
  • 62-й шап: 72/7 И-153, И-15бис, аэ. Стрый, Лисяныче

ВВС Одесского военного округа 21-я смешанная авиадивизия

299-й шап (в стадии формирования):

  • 29/0 И-153, И-15бис, аэ. Одесса, Спартаковка

Согласно другой сводной таблице, количество И-15бис в военных округах выглядело следующим образом:

Истребители-бипланы Поликарпова
Истребители
И-15бис
Штурмовики
И-153 и И-15бис
ВВС Ленинградского военного округа 98/1 72/2
ВВС Прибалтийского военного округаа 57/4 88/5
ВВС Западного особого военного округа 15/6 62/7
ВВС Киевского Особого военного округа 77/4 75/12
ВВС Одесского военного округа 21/12 -
Всего 268/27  

Судя по приведенным цифрам, И-15бис в приграничных округах накануне войны было не очень много. По крайней мере эта цифра далека от более чем двух тысяч построенных экземпляров. Причиной такой ощутимой разницы является перевод самолета в разряд устаревших, использование его в летных школах и сосредоточение на базах хранения. И-15бис не являлись главной целью немецкой авиации, однако, начиная с 22 июня 1941 г., они разделили участь многих советских самолетов, погибших на аэродромах.

В первый же день войны в 74-м шап была уничтожена вся материальная часть, в том числе и 47 «бисов». Аэродром Зводи находился всего в 14 км от государственной границы, поэтому потери происходили не только от воздушных налетов, но и от артиллерийского огня. На аэродроме Куровице, где базировались части 164-го и 66-го полков, сигнал тревоги прозвучал на рассвете. 164-й иап практически не пострадал при первой атаке благодаря быстрой мобилизации личного состава полка. Летчики 66-го шап не успели быстро прибыть на аэродром и рассредоточить самолеты. В результате налета погибло 34 машины - в основном И - 15бис. Сильно пострадал 62-й шап в Киевском военном округе, считавшийся одним из наиболее подготовленных соединений.

В 127-ом иап (командир полковник Гордиенко) самолеты были рассредоточены и хорошо замаскированы на аэродроме Лесице. В течение 22 июня полк выполнил 180 боевых вылетов, летчики заявили о 20 сбитых самолетах противника.

Подобных примеров имелось множество, хотя понятно, что только отчаянные пилоты при управлении «бисом» могли рассчитывать на победу в воздушном бою. Именно в то лето 1941 г. как сами самолеты, так и их летчиков стали называть «бесенятами». Устаревшие бипланы использовались в основном для нанесения штурмовых ударов по наступающим немецким войскам. В условиях больших потерь и недостатка бронированных штурмовиков И-15бис, вооруженные бомбами и РС-ами, оказались вполне эффективным боевым средством.

Хорошая устойчивость в полете и потребность в малых взлетных площадках стали причиной активного использования «бисов» ночью. Среди 119 ночных авиаполков, сформированных в 1941 г., было два на И-15бис, полученных из летных школ. Согласно распоряжению командующего ВВС Западного фронта около 30 таких истребителей должны были использоваться днем в сложных метеоусловиях и для прикрытия аэродромов.

В мае 1942 г. в составе фронтовой авиации числилось 72 И-15бис (из них 64 исправных). В июле были подведены итоги боевых действий ВВС КА за первый год войны (начиная с июля 1941 г.). Выяснилось, что в 6484 учтенных боевых вылетах было потеряно 60 «бисов», т.е. одна потеря приходилась на 108 самолето-вылетов. Такие показатели оказались заметно выше, чем у новых истребителей и штурмовиков Ил-2. Небоевые потери, т.е. в результате аварий и катастроф, составили всего 11 самолетов.

Несмотря на возрастающее поступление в войска новой техники, в 1943 г. старенькие полуторопланы, прошедшие не один ремонт, продолжали свою боевую деятельность. На 1 июня 1943 г. в составе действующей армии насчитывалось 32 И-15бис (главным образом в 7-й и 4-й воздушных армиях). Кроме того, в этот период до 40 «бисов» имелось в составе тыловых соединений ПВО и летных школах. Для большинства этих машин 1943 г. стал последним годом практического использования.


Черноморские «бисы»

Согласно данным МО СССР, в составе ВВС Черноморского флота к началу войны имелось 320 И-153 и И-15бис. Эти цифры примерно соответствуют наличию истребите-лей-полуторопланов, которые предстояло иметь авиации флота в соответствии с планами боевого развертывания - 387 штук. Распределение при этом выглядело следующим образом: 8-й иап 62-й авиабригады (г. Севастополь) -

30 И-153 и И-15бис 32-й иап 62-й авиабригады (г. Симферополь)

- 70 И-153 и И-15бис 9-й иап 62-й авиабригады (п. Черноморское)

- 64 И-153 и И-15бис 87-я оиаэ (г. Симферополь) - 45 И-153 96-я оиаэ (г. Николаев) - 40 И-153 93-я оиаэ (г. Новороссийск) - 70 И-153 и И-15бис.

Однако флотские данные о реальном наличии машин выглядят значительно скромнее - 155 экземпляров И-153 и И-15бис. «Чаек» имелось 73 штуки - остальные «бисы». При этом 65 И-15бис находилось в строю, 9 - в авиаремонтных мастерских, 2 - на складе, 6 - в ШМАС (школе младших авиаспециалистов).

Первыми на Черноморье вступили в войну истребители 96-й оиаэ, приписанной к Дунайской военной флотилии, прикрывающей Измаил. В середине дня 22 июня 1941 г. три И-153 и 14 И-15бис 96-й эскадрильи под командованием капитана А.И.Коробицина взлетели на перехват девятки румынских PZL Р-37 (по другим сведениям это были SM-79). Согласно донесениям летчиков им удалось сбить пять бомбардировщиков.

96-я эскадрилья действовала на подступах к Одессе до сентября 1941 г. В этом же районе воевал на И-15бис и 9-й иап. 10 августа пара истребителей 9-го иап прикрывала отход транспортного судна «Курск» из Николаева. В районе Днепровско-Бугского лимана пароход атаковали три бомбардировщика Do215. Один «Дорнье» удалось подбить, другой сбросил бомбы на большом удалении от цели. Третью вражескую машину пилот И-15бис лейтенант Черевко таранил, после чего выбросился на парашюте. В этот же день еще один таран на И-15бис совершил летчик 9-го иап В. Грек. На встречном курсе он врезался в Вf.109 и погиб.

87-я эскадрилья Азовской флотилии, в составе которой официально числились И-153, на практике активно использовала И-15бис. 7 октября 1941 г. части 9-й армии, отступая перед напором немецких мотомеханизированных частей, прошли Мариуполь. Весь день вражеские самолеты бомбили город, железнодорожную станцию и суда Азовской флотилии. «Бисы» 87-й эскадрильи неоднократно вылетали на отражение налетов. Согласно докладу командира эскадрильи капитана Г.И.Агафонова он 7 октября сбил два Bf.l10 и два Ju88.

28 октября 1941 г. пара И-15бис 87-й аэ при проведении воздушной разведки бомбили аэродром в Мариуполе. В завязавшемся воздушном бою они сбили ВП09. Еще пара «бисов» в этот день в районе Бердянской косы атаковала Не 111 и заявила о его уничтожении. Один наш самолет не вернулся.

При действиях с крымских аэродромов И-15бис из состава 62-й авиабригады ВВС ЧФ активно участвовали в отражении наступления немецкой 11-й армии на крымский перешеек. Созданная в сентябре 1941 г. специальная авиагруппа на советском аэродроме в Фрайдорфе (отсюда название авиагруппы - «Фрайдорфская») имела до 10-15 «бисов», которые использовались как штурмовики. Особенно успешными были удары по немецким колоннам 16 и 17 сентября, в них участвовали 12 И-15бис и 4 И-16.

По состоянию на 22.07.42 г в составе 62-й авиабригады ВВС ЧФ насчитывалось 15 И-15бис (из них 4 в ремонте). Еще 10 И-15 бис имелось в 87-й авиаэскадрилье. В период активных боевых действий с 30 августа 1941 г. по 21 июня 1942 г. в 87-й эскадрильи кроме И-15бис были И-16, УТ-1 и УТ-2. Осенью количество боеспособных машин уменьшилось. Они часто использовались парами в отдельных операциях. 24 октября 1942 г. при ночной бомбардировке аэродрома Майкоп два И- 15бис выполнили 15 атак по прожекторам и из восьми действующих прожекторов три уничтожили.

К 22.12.42 г. 20 И-15бис числились в составе 62-го иап ВВС ЧФ (из них 9 в ремонте). В начале 1943 г. «бисы» вместе с И-16 использовались для прикрытия плавсредств на переходах, для разведки, штурмовки вражеских войск, поддержки морских десантов. 5 февраля семь И-15бис сбросили 14 ящиков с боеприпасами новороссийскому десанту. 6 февраля грузы десанту сбрасывали четыре И-15бис. 8 февраля три И-15бис летали на снабжение крымских партизан.

В это же время советская авиация вела поиск и уничтожение вражеских судов. 13 февраля 1943 г. четыре И-15бис 62-го иап в 17.48 местного времени обнаружили вражескую подводную лодку в районе Геленджика. С высоты 100 м на лодку были сброшены 16ФАБ-50 и 12 АО-25. По донесениям летчиков, они наблюдали на месте погружения лодки воздушный пузырь и обширное масляное пятно.

26 апреля 1943 г. два И- 15бис 62-го иап вели поиск вражеских торпедных катеров. При возвращении в сложных метеоусловиях один самолет приземлился на аэродроме в Краснодаре, второй сел на воду в районе Геленджика и затонул.

22 мая 1943 г. пара И-15бис, прикрывая транспорты, в районе Джугби вели воздушный бой с немецкими самолетами. Пилоты заявили о трех подбитых вражеских машинах. 23 мая четыре И-15бис вели поиск экипажа подбитого МБР-2. Одна пара вела воздушный бой с парой Bf 109, один И- 15бис был сбит.

В течение лета в 62-м иап действовало 10-12 И-15бис. Основными задачами оставались прикрытие и сопровождение транспортов и поиск вражеских судов. Неоднократно отмечались атаки вражеских подводных лодок.

В сентябре «Бисы» участвовали в операции по освобождению Таманского полуострова. Практически каждую ночь они вылетали на уничтожение немецких огневых точек и прожекторов. В ночь на 22 сентября 1943 г. 21 МБР-2 119-го авиаполка и 18 И-15бис 62-го иап бомбардировали порт Тамань. Было уничтожено два катера, склад боеприпасов, несколько прожекторов.

В 1943 г. боевая деятельность И-15бис закончилась. В 1944 г. самолеты ограниченно использовались для тренировочных полетов.

«Бисы» на Севере

В конце декабря 1939 г. для усиления авиации Северного флота из Белорусского военного округа перебросили эскадрилью И-16, И-153 и И-15бис, эскадрилью СБ. Все эти машины вошли в состав 72-го смешанного авиаполка, базирующегося на аэродроме Ваенга в районе Мурманска. На начало войны в полку числилось 11 СБ, 4 И-16, 17 И-153 и 28 И- 15бис. 29 июня 1941 г. командир звена 72-го сап ст. лейтенант С.Уваров при отражении массированного налета немецкой авиации на И-15бис сбил Ju88.

Кроме этого в 1940 г. И-15бис и И-16 поступили в 145-й и 147-й иап, принадлежащие 1-й смешанной авиадивизии ВВС 14-й общевойсковой армии Л ВО. В середине года все И-16 сосредоточили в 145-м иап, а все истребители- полуторопланы перевели в 147-й иап. Оба полка вплоть до начала боевых действий базировались на аэродроме Шонгуй. К началу войны в 145-м иап было 56 И-16 различных типов, в 147-м иап - 56 И-153 и И-15бис («бисы» имелись в трех эскадрильях).

С началом войны 147-й иап (командир полка М.М. Головня) занимался отражением налетов вражеских самолетов, привлекался для атак по наземным целям. После рассредоточения его по разным аэродромам одна эскадрилья И-15бис была потеряна в результате налета немецкой авиации.

В начале июля 1941 г. в состав ВВС 7-й армии, прикрывающей петрозаводское направление, прибыл 65-й штурмовой авиаполк в составе 67 И-15бис (командир Герой Советского Союза майор В.И. Белоусов). Наиболее известным в этом полку стал командир эскадрильи капитан М.П.Краснолуцкий. Уже 8 июля восьмерка «бисов», ведомая Краснолуцким разрушила мост, взорвала склад боеприпасов, уничтожила артиллерийскую батарею. 12 августа 1941 г. при проведении штурмовки вражеской пехоты в районе Паннилы семерку «бисов» Краснолуцкого, атаковали шесть Bf109. В завязавшемся воздушном бое Краснолуцкий таранил вражеский истребитель нижней плоскостью и после этого смог вернуться на свой аэродром. 16 января 1942 г. майору Краснолуцкому было присвоено звание Героя Советского Союза.

С созданием Карельского фронта 65-й шап вошел в состав 103-й авиадивизии. Боевая деятельность полка оценивалась вполне положительно. Согласно боевым донесениям с начала войны до марта 1942 г. штурмовые «бисы» уничтожили 25 танков, 683 автомашины, 13 самолетов, до 3 полков пехоты противника. За проявленные героизм и отвагу в начале марта полк преобразовали в 17-й гвардейский штурмовой. С этого момента 17-й гвардейский получил штурмовики Ил-2, а оставшиеся И-15бис передал вновь сформированному 828-му шап под командованием майора Краснолуцкого. Вновь прибывшим летчикам пришлось переучиваться на новый для них тип, т.к. до этого они летали на Р-5 и У-2. К этому моменту в составе полка имелось уже больше истребителей И-153. На рассвете 1 сентября 1942 г. 15 И-153 и 3 И-15бис 828-го шап нанесли удар по финскому аэродрому Гирвас, на котором базировались истребители Брустер «Буффало». Ударную группу прикрывали истребители 195-го иап. По донесениям летчиков штурмовка прошла успешно, при этом в завязавшемся воздушном бою удалось сбить три «Буффало».

При формировании в ноябре 1942 г. 7-й воздушной армии 828-й шап вошел в состав 261-й штурмовой авиадивизии. В эту дивизию также вошел 839-й иап, летающий на И-153 и И-15бис. В феврале 1943 г. полк преобразовали в 839-й штурмовой (командир П.И.Богданов).

В ограниченном составе эти полки эксплуатировали старую технику в ходе всего 1943 г. В дальнейшем, к 1944 году, они получили штурмовики Ил-2.

В составе авиации Северного флота самолеты И-15бис применялись наиболее часто, в основном для выполнения вспомогательных задач.

В 1942 г. в губе Белушья на Новой Земле оборудуется новоземельская военно-морская база, имеющая якорные стоянки для кораблей, опорные пункты, посты наблюдения и связи.

Корабельные силы на первом этапе состояли из 15 тральщиков и строжевиков, выделенных из Беломорской флотилии. Противовоздушную оборону вела эскадрилья истребителей И- 15бис и И-153 54-го сап и самолеты МБР-2.

В течение 1942-1944 гг. И-15бис из 54-го сап постоянно вели в районе новоземельскои базы воздушную разведку. Так, 23 июля И- 15бис на подходе к губе Белушья обнаружил вражескую лодку и сбросил на нее две ФАБ-50. Понятно, что уничтожить лодку обычными фугасными авиабомбами было невозможно, однако даже отпугивающий характер действий при недостатке средств играет положительную роль.

Базируясь на Новой Земле, несколько И-15бис и И-153 несли свою службу до окончания боевых действий. Последний И- 15бис №5387 из состава 54-го сап списали 1 октября 1945 г. В этот же день списали последнюю «чайку» - И-153 №8148.

«Бисы» на Балтике

В июне 1941 г. в составе ВВС КБФ числилось 38 истребителей И-15бис. «Бисы» Прибалтийского ВО почти все погибли в первые дни войны, 65-й шап из состава ВВС ЛВО был передислоцирован на север, поэтому указанные истребители морской авиации в основном представляли данный тип в районе Ленинграда.

В первый период боевых действий И-15бис практически не указываются в боевых донесениях. В январе 1942 г. 8 И-15бис входят в состав 71-го иап 61-й авиабригады. Базировались они на аэродроме Новая Ладога, основная задача - прикрытие трассы через Ладожское озеро.

В конце октября 1942 г. противник предпринял попытку захвата острова Сухо на Ладожском озере. 22 октября в разгроме вражеского десанта участвовали И-15бис 71-го иап. В этот день состоялся воздушный бой пятерки И-15бис с шестью Bf 109. Один «109-й» удалось сбить, но и мы лишились двух самолетов.

По состоянию на 1 июля 1943 г. в ВВС КБФ числится восемь И-15бис в составе 25-й оаэ на аэродроме в Бернгардовке и три И-15бис 7-й учебной авиаэскадрильи на аэродроме Белые Кресты. Кроме этого, несколько И-15бис имелось в составе 10-го гвардейского иап (совместно с И-153). Характер их боевых действий заключался в вылетах на свободную охоту вдоль дорог, участии в контрбатарейной борьбе, борьбе с прожекторами.

Заключение

Боевая деятельность И-15бис в основном закончилась в 1943 году. В течение 1944 г. по причине износа из состава ВВС КА списали 343 «биса», еще 7 машин были потеряны в результате аварий и катастроф. На момент окончания боевых действий небольшое количество старых полуторопланов имелось на Дальнем Востоке. Кроме этого, одна эскадрилья И-15бис (количество не установлено) в 1945 г. находилась на вооружении немногочисленных ВВС Монголии.

И-15бис № 3368

Источники

  • Истребитель И-15бис." /Михаил Маслов/