И-15бис
Истребитель
ОКБ Поликарпова
И-15бис одной из частей ВВС РККА, принимавших участие в боевых действиях у оз. Хасан, 1938 г. © Михаил Быков
Для увеличения путевой устойчивости и улучшения условий прицеливания военные специалисты рекомендовали Н.Н. Поликарпову вернуться к обычной схеме верхнего крыла. Хотя конструктор и не был согласен с этим предложением, но вынужден был уступить, и с 1938 года в серию пошел истребитель И-15бис. По сравнению с И-15 верхнее крыло этого истребителя было прямым (без "чайки"). Конструкторы улучшили капотирование мотора и усилили конструкцию самолета.
И-15бис оснащался более мощным и высотным мотором М-25В и имел более сильное вооружение.
Форсированный двигатель М-25В развивал мощность 750-775 л.с. на высоте 2900 м (для сравнения мощность М-25 составляла 720-730 л.с. на 2500 м). Двигатель - с металлическим воздушным винтом постоянного шага диаметром 2,8 м. Ширина лопастей 217 мм, на более поздних сериях - 250 мм. Втулка воздушного винта прикрыта коком диаметром 640 мм.
Моторную установка оборудовали радиатором охлаждения масла. Кольцо «Тауненда», прикрывающее головки цилиндров двигателя, заменили на капот типа NACA. Ступицу воздушного винта прикрыли коком.
Самолет имел нормальный верхний центроплан бипланного типа без «чайки». Размах верхнего крыла увеличен до 10200 мм, несущая площадь увеличена до 22,3 м2 в связи с возросшим полетным весом и стремлением обеспечить прежнюю нагрузку на крыло.
Летные характеристики. В инструкции по эксплуатации самолет описывался следующим образом:
«Самолет И-15бис имеет несколько большие горизонтальные скорости у земли и на высотах по сравнению с И-15 «Чайка» и обладает хорошим диапазоном скоростей (от 100 до 370 км/час), имеющим большое значение при боевом применении машины.
Самолет И-15бис хорошо и устойчиво пикирует под всеми углами наклона продольной оси вплоть до отвесного пикирования.
Самолет И-15бис быстро меняет скорость, хорошо реагируя на дачу газа. Обладает хорошей путевой, продольной и поперечной устойчивостью и нормально выполняет все фигуры высшего пилотажа. Освоение техники пилотирования на И- 15бис не представляет особого труда, т.к. на ошибки в пилотировании самолет реагирует вяло.
Хорошая маневренность и устойчивость И- 15бис обеспечивают легкую наводку на цель и ведение прицельного огня при любых положениях в воздухе, что дает преимущества в бою перед самолетами, обладающими большими скоростями, но худшей маневренностью.
Вследствие перетяжеления И-15бис несколько уступает в отношении маневренности и скороподъемности самолету И-15 «Чайка» (продолжительность выполнения виража на 2-3 сек больше). Кроме того, И-15бис имеет более тугое управление элеронами, нет энергичного перехода с фигуры на фигуру, как на самолете «Чайка».
Полет самолета с полным пулеметным вооружением и 4 бомбами по 10 кг особенностей не имеет, самолет свободно выполняет фигуры и пикирует без заметного ухудшения пилотажных качеств.
На самолете возможны полеты при полной бомбовой нагрузке 150 кг и полном боекомплекте пулеметов (3050 шт.) с запасом горючего 225 кг (полный бак). Полетный вес при этом составляет 1870 кг. Устойчивость при этом не ухудшается, усилия на ручке возрастают, управление элеронами становится более тугим».
На истребителе И-15бис советские летчики - добровольцы сражались в небе Испании, Китая и Монголии. Боевая деятельность И-15бис в основном закончилась в 1943 году.
Советская авиапромышленность выпустила 2408 истребителей И-15бис (1938-1939 г.)
|