Авиация Второй мировой

Home English

И-15бис

Истребитель

ОКБ Поликарпова

И-15бис у оз. Хасан, 1938

И-15бис одной из частей ВВС РККА, принимавших участие в боевых действиях у оз. Хасан, 1938 г. © Михаил Быков

Для увеличения путевой устойчивости и улучшения условий прицеливания военные специалисты рекомендовали Н.Н. Поликарпову вернуться к обычной схеме верхнего крыла. Хотя конструктор и не был согласен с этим предложением, но вынужден был уступить, и с 1938 года в серию пошел истребитель И-15бис. По сравнению с И-15 верхнее крыло этого истребителя было прямым (без "чайки"). Конструкторы улучшили капотирование мотора и усилили конструкцию самолета. И-15бис оснащался более мощным и высотным мотором М-25В и имел более сильное вооружение.

Форсированный двигатель М-25В развивал мощность 750-775 л.с. на высоте 2900 м (для сравнения мощность М-25 составляла 720-730 л.с. на 2500 м). Двигатель - с металлическим воздушным винтом постоянного шага диаметром 2,8 м. Ширина лопастей 217 мм, на более поздних сериях - 250 мм. Втулка воздушного винта прикрыта коком диаметром 640 мм. Моторную установка оборудовали радиатором охлаждения масла. Кольцо «Тауненда», прикрывающее головки цилиндров двигателя, заменили на капот типа NACA. Ступицу воздушного винта прикрыли коком.

Самолет имел нормальный верхний центроплан бипланного типа без «чайки». Размах верхнего крыла увеличен до 10200 мм, несущая площадь увеличена до 22,3 м2 в связи с возросшим полетным весом и стремлением обеспечить прежнюю нагрузку на крыло.

Летные характеристики. В инструкции по эксплуатации самолет описывался следующим образом:

«Самолет И-15бис имеет несколько большие горизонтальные скорости у земли и на высотах по сравнению с И-15 «Чайка» и обладает хорошим диапазоном скоростей (от 100 до 370 км/час), имеющим большое значение при боевом применении машины.

Самолет И-15бис хорошо и устойчиво пикирует под всеми углами наклона продольной оси вплоть до отвесного пикирования.

Самолет И-15бис быстро меняет скорость, хорошо реагируя на дачу газа. Обладает хорошей путевой, продольной и поперечной устойчивостью и нормально выполняет все фигуры высшего пилотажа. Освоение техники пилотирования на И- 15бис не представляет особого труда, т.к. на ошибки в пилотировании самолет реагирует вяло.

Хорошая маневренность и устойчивость И- 15бис обеспечивают легкую наводку на цель и ведение прицельного огня при любых положениях в воздухе, что дает преимущества в бою перед самолетами, обладающими большими скоростями, но худшей маневренностью.

Вследствие перетяжеления И-15бис несколько уступает в отношении маневренности и скороподъемности самолету И-15 «Чайка» (продолжительность выполнения виража на 2-3 сек больше). Кроме того, И-15бис имеет более тугое управление элеронами, нет энергичного перехода с фигуры на фигуру, как на самолете «Чайка».

Полет самолета с полным пулеметным вооружением и 4 бомбами по 10 кг особенностей не имеет, самолет свободно выполняет фигуры и пикирует без заметного ухудшения пилотажных качеств.

На самолете возможны полеты при полной бомбовой нагрузке 150 кг и полном боекомплекте пулеметов (3050 шт.) с запасом горючего 225 кг (полный бак). Полетный вес при этом составляет 1870 кг. Устойчивость при этом не ухудшается, усилия на ручке возрастают, управление элеронами становится более тугим».

На истребителе И-15бис советские летчики - добровольцы сражались в небе Испании, Китая и Монголии. Боевая деятельность И-15бис в основном закончилась в 1943 году.

Советская авиапромышленность выпустила 2408 истребителей И-15бис (1938-1939 г.)


Истребители 1933-1939 гг.
ДИ-6 И-15 И-15 бис И-153
Экипаж, чел. 2 1 1 1
Год выпуска 1937 1934 1937 1939
Геометрия
Длина самолета, м 7.0 6.1 6.27 6.17
Размах крыла, м 10.0 9.75 10.2 10.0
Площадь крыла, м² 25.2 23.55 22.5 22.14
Массы, кг
Взлетный вес 2038 1390 1700 1765
Силовая установка
Мотор М-25В М-25 М-25В М-62
Мощность, л.с. 775 640 775 1000
Лётные данные
Max V, км/ч у земли 334 315 327 364
на высоте 382 367 379 424
м 3000 3000 3500 5000
Время набора высоты 5 км, мин 9.2 6.2 6.6 5.7
Время виража, сек 11-12 9.0 10.5 13-13.5
Практический потолок, м 8300 9800 9300 10700
Дальность полета, км - 550 520 560
Вооружение
Число пулеметов 3 2 4 4
Фото Описание
Схема И-15 бис
И-15бис №3615 с 50-литровыми подвесными баками. НИИ ВВС, апрель 1939г.
И-15бис с бортовым номером 68. Самолет применялся после 1943 года - красная звезда в белой окантовке.

Подробно

ДИТ

ДИТ-2
  • Первый полет: 1937
  • Учебный истребитель
  • ОКБ Поликарпова

Необходимость наличия в учебных заведениях и строевых частях ВВС двухместного варианта И-15, предназначенного для обучения и тренировки, признавалась в течение ряда лет. К разрешению проблемы приступили уже в ходе запуска в серийное производство И-15бис. Проект модификации самолета в КБ Поликарпова подготовили в течение лета 1937 года. Спустя несколько месяцев все изменения, вносимые в конструкцию И-15бис, были утверждены и двухместную машину направили в производство. Самолет получил обозначение ДИТ - двухместный истребитель тренировочный. Назначение - переходная машина при освоении И-15бис и И-153.

Дополнительную переднюю кабину ДИТ оборудовали на месте основного топливного бака. Бензин разместили в трех емкостях: один бензобак на 70 литров по левому борту первой кабины, второй - на 170 литров - под полом первой кабины, третий - на 80 литров - под полом второй кабины. Обшее количество топлива осталось прежним - 320 литров. Управление самолетом и приборное оборудование имелось в обеих кабинах, при этом ножное и ручное управление в задней кабине изменилось по сравнению с И-15бис. Тросовая проводка шла несколько выше, соответствовала таковой на И-153, поэтому руль поворота ставился с этого самолета. Для удобства посадки в переднюю кабину вырез центроплана, по сравнению с И-15бис, заметно увеличился, в задней его кромке сделали отверстия для захвата руками. Козырек пилота в передней кабине с плоскими гранями, по типу И-153, оборудован прицелом ПАК-1. В задней кабине козырек обрезан, в передней его части находился подголовник для впереди сидящего пилота. Прицел кольцевой, установлен сбоку козырька. Стрелковое вооружение ДИТ состояло из двух синхронных ШКАСов с запасом патронов по 250 штук на пулемет. С учетом более высокой скорострельности пулеметов ШКАС, по сравнению с ПВ-1, плотность огня осталась на уровне И-15бис. Бомбардировочное вооружение ДИТ выполнили по типу И-15бис, нагрузка от 40 до 100 кг.

Схема ДИТ

Известно о трех построенных экземплярах ДИТ: они имели обозначение ДИТ-1, ДИТ-2, ДИТ-3. Предполагалась серия на авиазаводе No. 207 (Долгопрудный), которая не была осуществлена. ДИТ-1 No. 5128 и ДИТ-2 No. 5337 постройки авиазавода No. 1 летали весной-летом 1939 года, ДИТ-3 появился в конце лета. В облетах участвовали летчики Пумпур, Ларюшкин, Давыдов, Жуков, Туржанский. Общее впечатление о машине было вполне благоприятным, техника пилотирования не отличалась от таковой на И-15бис.

"Самолет ДИТ дает полную возможность управления как из задней кабины, так и из передней, на всех режимах полета. Устойчивость по всем трем осям хорошая, допускает ошибки в пилотировании… Имея запас горючего 320 л, обеспечивает продолжительность полета на средних режимах работы мотора порядка 2 часа 20 мин. Нормально входит и выходит из штопора".

Недостатком считалась близость приборной доски к пилоту во второй кабине - сказывались малые размеры машины, вынуждающие к плотной компоновке внутренней начинки.

Хотя самолеты ДИТ распространения не получили, три построенных образца использовались максимально эффективно. Один экземпляр использовался для служебных полетов в НИИ ВВС. Так, 18 мая 1940 года летчик Давыдов с наблюдателем Ерышевым летали на ДИТе для наблюдения за штопором самолета И-180. Другие два экземпляра в 1940 году направили в район Севастополя, в дальнейшем они участвовали в боевых действиях. Известно, что два ДИТ использовались в качестве разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня на Южном фронте в районе Новороссийска в 1942-1943 годах. Самолеты были окрашены, согласно воспоминаниям очевидцев, мелкими пятнами песочного цвета.

Характеристики ДИТ
Экипаж 2
Первый полет 1937
Геометрия
Размах крыла, м 10,20
Площадь крыла, м² 22,50
Длина, м 6,28
Массы, кг
Пустого самолета 1320
Нормальная взлетная 1752
Силовая установка
Мотор 1 × ПД М-25В
Мощность, л.с. 1 × 750
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 379
Практический потолок, м 8600
Вооружение
два 7.62-мм пулемета ШКАС (по 250 патронов на ствол), до 100 кг бомб.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К. Косминков, Д. Гринюк/
  • "Истребитель И-15бис" /Михаил Маслов/
  • "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/