Авиация Второй мировой

Home English

И-16 тип 12 (И-16П)

Истребитель

ОКБ Поликарпова

И-16 тип 12

И-16П был разработан на базе истребителя И-16 тип 5 и отличался от серийного И-16 тип 5 установленным в крыле вооружением: двумя пулеметами ШКАС (калибра 7,62 мм) и двумя синхронизированными пушками ШВАК (калибра 20 мм) с боезапасом по 50 снарядов на ствол. Пушки были установлены в крыле, близко к фюзеляжу и стреляли через окружность, ометаемую винтом. Самолет также мог нести под крыльями шесть бомбовых контейнеров типа Д-31.

В августе-сентябре 1937 г. летчик С.П. Супрун провел госиспытания головного экземпляра (заводской номер 12219).

Пушки ШВАК появились на вооружении авиации СССР благодаря усилиям Поликарпова. Было построено два И-16П, оба с одной и той же установкой вооружения. Один И-16П имел убирающиеся стойки шасси, тогда как на другом И-16П имел неубирающиеся стойки шасси без щитков.

Это был первый опыт установки 20 мм пушки на советском истребителе. Испытания показали, что летные характеристики остались практически такими же, как и обычного серийного И-16 тип 5. Хотя испытания прошли успешно, однако пушки, имеющие большую отдачу, не устанавливались на серийных самолетах (И-16 тип 17) еще два года. Удельный вес пушечных модификаций И-16 по отношению к общей численности самолетов этого типа был очень небольшим. Например, по состоянию на 1 июля 1938 г. в ВВС Красной Армии имелось 1858 И-16 различных модификаций (в военных округах - 1554), из них только шесть с пушками.


Истребители И-16
тип 5 тип 12
Экипаж 1
Год выпуска 1936 1938
Геометрия
Размах крыла, м 9.000
Высота, м 3.250
Длина самолета, м 5.985
Площадь крыла, м² 14.54
Силовая установка
Мотор М-25А
Мощность 730
Массы, кг
Полетный вес, кг 1508 1718
Вес пустого, кг 1118.5 1160
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 390 393
на высоте 445 431
м 2700 2400
Время набора высоты 3000м, мин 4.0 4.36
Практический потолок, м 9100 8240
Дальность полета, км 540 520
Вооружение
Число пулеметов ШКАС 2 2
Число пушек ШВАК - 2

Лыжное шасси

В зимний период большинство И-16 оборудовалось лыжным шасси, так как в этом случае отпадала необходимость в расчистке аэродромов от снега. Как и на И-16 тип 5 новый пушечный истребитель, оснащался лыжным шасси - на основных стойках шасси вместо колес устанавливались две лыжи. Чтобы лыжи не вибрировали в полете, они удерживались двумя растяжками. Дополнительная лыжа устанавливалась и на хвостовой костыль. Когда самолет устанавливался на лыжи, стойки шасси убирать было нельзя.

Подробно

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Истребитель И-16. /Михаил Маслов/
  • Война в воздухе. /№ 137 /