Авиация Второй мировой
На главнуюПоиск на сайте  English
Самолёты Поликарпов И-5 Р-5 У-2 У-2 1937г У-2ВС У-2НАК У-2ШС У-2М И-15 И-15бис И-153 И-16 И-16 тип 4 И-16 тип 5 И-16 тип 6 И-16 тип 10 И-16 тип 12 И-16 тип 17 И-16 тип 24 И-16 тип 28 И-16 тип 29 Опытные И-16 И-17 И-180 И-185 И-190 ВИТ-1 ВИТ-2 СПБ ТИС НБ (Т) ИТП Боевое применение Фото и схемы РТЭ и РЛЭ У-2 1937 И-16 с М-63

И-16 тип 4

Истребитель

ОКБ Поликарпова

И-16 тип 4

30 декабря 1933 г. летчик-испытатель авиазавода № 39 Валерий Чкалов впервые поднял в воздух ЦКБ-12 с двигателем М-22. После новогодних праздников взлетела и вторая машина с американским двигателем "Райт-Циклон" Ф-2 . Чкалов считал новый самолет сложным в пилотировании, весь январь шла доводка самолетов, в этот период были проведены основные заводские испытания. Уже в феврале 1934 г. обе опытные машины были подготовлены для первого этапа Государственных испытаний.

На самолете с двигателем М-22 16 февраля начал летать летчик-испытатель Коккинаки, в тот же день второй самолет с "Райт-Циклоном" опробовал испытатель НИИ - Степанчонок. Летали на лыжах, 25-27 февраля обе машины сдали на завод для устранения недостатков и подготовки к более тщательным испытаниям на колесном шасси. Что же выяснилось по самолетам, налетавшим несколько часов? Оба И-16 с М-22 и с "Райт-Циклоном" были аналогичны в пилотировании, легко переходили с фигуры на фигуру, но не допускали резких движений ручкой управления. Особенно осторожным приходилось быть при посадке, самолет не допускал высокого выравнивания. В то же время пилоты отметили, что И-16 на взлете и посадке более устойчив, чем истребитель И-14. И на виражах он был не столь строгим по сравнению со своим конкурентом. Из двух опытных И-16, машина с двигателем М-22 внушала большее доверие ("Райт-Циклон" вызывал на втором экземпляре нежелательные вибрации). Общее мнение всех летчиков о самолете было как о довольно опасном, поэтому выполнение фигур, вплоть до крутых виражей, на нем запрещалось на неопределенное время. Решение о серийном производстве однако оставалось в силе, поэтому в акте утверждения испытаний, начальник ВВС Алкснис приказывал начать подбор особо подготовленных летчиков для нового истребителя, ибо летные характеристики, а главное скорость, во время десятидневных испытаний были получены весьма неплохие.

Недостатков, однако хватало, отмечались недоведенная топливная система, хлипкий фонарь, слабое крепление прицела, неудобные плечевые привязные ремни. Уже тогда пилоты отметили сложность посадки в самолет и требовали устройства специальных стремянок или оборудования подножек. Этот недостаток, отмеченный впоследствии практически всеми летчиками, устранен, как известно, не был. Механизм подъема ООШ был весьма ненадежным, часто заедал и отказывал. Уборка шасси была трудна даже для такого физически сильного летчика как Чкалов.

Истребители И-16
тип 4 тип 5 тип 10 тип 17 тип 18 тип 24 тип 29
Экипаж, чел. 1 1 1 1 1 1 1
Год выпуска 1935 1936 1938 1938 1938 1939 1940
Геометрия
Размах крыла, м 9,000 9,000 9,004 9,004 9,004 9,004 9,004
Высота, м 3,250 3,250 3,250 3,250 3,250 3,250 3,218
Длина самолета, м 5,860 5,985 6,074 6,074 6,074 6,130 6,130
Площадь крыла, м²   14,54 14,54 14,54 14,54 14,54 14,54
Силовая установка
Мотор М-22 М-25А М-25 М-25В М-62 М-63 М-63
Мощность л.с. 480 730 750 750 800 900 900
на высоте, м 0 2400 2900 2900 4500 4500 4500
Массы, кг
Нагрузка на крыло, кг/м² 93,1 103,5 118 124 125,5 129 130
Полетный вес, кг 1354 1508 1716 1810 1830 1882 1940
Вес пустого, кг - 1118,5 1327 1425,5 1433,5 1382 1496,5
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч у земли 362 390 398 385 413 410 427
на высоте 346 445 448 425 461 462 463
м 3000 2700 3160 2700 4400 4700 2000
Время набора высоты 3000м, мин 4,4 4,0/3400 3,4 4,36 2,9 3,4 3,2
Время набора высоты 5000м, мин 9,9 7,7/5400 6,9 8,9 5,4 6,0 5,55
Время виража, сек 12-14 14-15 16-18 17-18 17 17-18 17-19
Практический потолок, м 7440 9100 8470 8240 9300 9700 9950
Дальность полета, км 680 540 525 417 485 440 -
Вооружение
Число пулеметов ШКАС 2 2 4 2 4 4 2
Число пулеметов УБС - - - - - - 1
Число пушек ШВАК - - - 2 - - -

Серийное производство истребителя разворачивалось тем временем на заводах № 39 в Москве и № 21 в Нижнем Новгороде. И-16, выпускаемые на заводе № 21, оснащенные двигателями М-22, получили - тип 4. Эти машины выпускались заводом в течении всего 1935 года. В общей сложности, вместе с выпущенными однотипными И-16 на московском авиазаводе, суммарное количество истребителей, оснащенных М-22, составило 400 экземпляров.

И-16, выпускаемые авиазаводом № 39, имели обозначение в соответствии с порядковым номером ЦКБ. В течении 1934 года здесь выпустили 50 самолетов И-16. В 1935-36 годах московский завод выпустил еще 8 машин (по четыре экземпляра ежегодно), все эти И-16 вовсе не являлись дублированием опытной машины М-22. Более того, в это количество входили и опытные самолеты, которые разрабатывались в бригаде Поликарпова. Вошла сюда и специальная пятерка И-16, предназначенная для группового пилотирования.

Фото Описание

Схема И-16 тип 4

Серийный истребитель И-16 тип 4

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг./В.Б. Шавров/
  • Истребитель И-16. /Михаил Маслов/
  • Война в воздухе. /№ 137 /

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваша информация:

И-16 тип 4 не участвовал в боевых действиях в Испании и Китае - однако оставался в небольших количествах в строевых частях и летных школах к моменту нападения Германии на Советский Союз. Вполне вероятно, что отдельные экземпляры И-16 тип 4 принимали участие в боевых действиях летом 1941 года.

Вооружение Бериев Ермолаев Ильюшин Лавочкин Микоян Петляков Поликарпов Сухой Туполев Яковлев Опытные Статьи Бои Асы Люди и самолеты Фото и схемы Аббр.

©AirPages
2003-