Авиация Второй мировой

Home English

Ил-2КР

Ilushin Ил-2КР из 151 ОКРАП
  • Разведчик-корректировщик
  • Первый полет: 1943
  • ОКБ Ильюшина

8 января 1943 г. вышло "Положение о корректировочной авиации", 7 февраля 1943 г. ГКО своим Постановлением No. 2841 обязал Ильюшина "...до окончательной отработки самолета-корректировщика приспособить существующий двухместный самолет Ил-2 с АМ-38ф, установив радиостанцию РСБ и фотоустановку".

В марте 1943 г. Ил-2 - корректировщик-разведчик был построен. У нового Ил-2КР полностью сохранилась конструкция и вооружение серийного двухместного "Ила" с АМ-38Ф. Изменения были внесены только в состав оборудования, в топливную систему и в схему бронирования. Радиостанцию РСИ-4 заменили на более мощную РСБ-3бис с большей дальностью действия, которую разместили в средней части фонаря кабины экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа установили фотоаппарат АФА-И (допускалась установка АФА-ИМ). Внешне самолеты Ил-2КР отличались от серийных Ил-2 лишь наличием мачты шлейфовой антенны, установленной на переднем, неподвижном козырьке фонаря кабины пилота.

Схема Ил-2КР с М-38

Летные испытания Ил-2КР (зав. No. 301896) в НИИ ВВС КА были успешно завершены в период с 27 марта по 7 апреля 1943 г. В отчете по испытаниям указывалось, что объем спецоборудования не в полном объеме удовлетворяет предъявляемым требованиям к самолету данного назначения, однако Постановлением ГКО No. 3144 от 10 апреля 1943 г. самолет Ил-2КР был запущен в серийное производство. В апреле 1943 г. 30-й авиазавод сумел выпустить 65 самолетов Ил-2КР, и уже 1 июля в действующей армии имелся 41 самолет этого типа.


Характеристики Ил-2КР
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 14,60
Площадь крыла, м² 38,50
Длина самолета, м 11,60
Высота самолета, м 4,17
Силовая установка
1 × ПД Микулин АМ-38Ф, л.с. 1575ном/ 1720взл
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 4525
Нормальная взлетная, кг 6360
Летные данные
Max скорость у земли, км/час 390
Max скорость на высоте, км/час 410
Max скороподъемность, м/мин 500
Практический потолок, м 6000
Практическая дальность, км 765

Вооружение - две 20-мм пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол), два 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), один 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (150 патронов).

Ил-2КР из 151-го ОКРАП

Самолет-разведчик и корректировщик артиллерийского огня Ил-2КР из 151-го ОКРАП

На фронте самолет проявил себя с наилучшей стороны. Строевым летчикам новый вариант Ил-2 нравился. Вместе с тем летчиками отмечалось, что установка одного фотоаппарата не обеспечивает выполнение всех задач, решаемых Ил-2КР на фронте. Кроме того, указывалось и на совершенно недостаточное для самолета такого назначения бронирование воздушного стрелка-наблюдателя, который очень часто получал ранения в боевых вылетах.

Это понимали и в ОКБ С.В. Ильюшина, но любая коренная переделка бронекорпуса означала остановку конвейера, а на такой шаг в то время пойти не могли. Только в апреле 1945 г. в НИИ ВВС КА был предъявлен Ил-2КР (зав. No. 308099) постройки завода No. 30 с удлиненным бронекорпусом, который включал бронирование воздушного стрелка. Кроме того, на самолете была введена увеличенная на 6° стреловидность крыла и уменьшена (на 135 мм) длина деревянной части фюзеляжа.

Несмотря на благоприятный отзыв Госкомиссии, этот вариант Ил-2 в серийное производство запущен не был как в связи с окончанием войны, так и в связи с осознанием того факта, что для целей разведки и корректировки артиллерийского огня необходимо создавать специальный самолет со значительно лучшими обзором и летно-тактическими данными. Такой разведчик-корректировщик, Су-12, и был создан в ОКБ П.О. Сухого, но, к сожалению, появился он уже после ВОВ.

Источники

  • Штурмовик Ил-2 /АиК Перов В., Растренин О./
  • Самолеты ОКБ имени Ильюшина /Под редакцией Г.В. Новожилова/
  • История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950гг. /В.Б. Шавров/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:


В строевых частях на серийных Ил-2 силами технического состава монтировались различного рода самопальные аэрофотоустановки, обеспечивающие маловысотную перспективную фоторазведку.
Например, в Выборгской операции в июне 1944 г. аэрофотосъемка переднего края противника осуществлялась одиночными Ил-2 при помощи фотоаппаратов АФА-ЗС с турельных фотоустановок, смонтированных в кабине стрелка. В период подготовки Яссо-Кишиневской наступательной операции в августе 44-го силами фотослужбы 2-го шак 5-й ВА на нескольких Ил-2 была осуществлена установка четырех синхронно работающих между собой фотоаппаратов АФА-ИМ, обеспечивавших перспективную фотосъемку с высоты 25-50 м.

Фотоаппарат АФА-И на Ил-2КР Фотоаппарат АФА-И в кабине воздушного стрелка-наблюдателя Ил-2КР