Авиация Второй мировой

Home English

К-7

Калинин К-7
  • Тяжелый бомбардир.
  • Первый полет: 1933
  • Калинин

Потенциальный конкурент ТБ-4, семимоторный К-7, был не более удачлив. Так же как АНТ 20, он проектировался параллельно в гражданском (пассажирском) и военном вариантах. Эскизный проект К-7 подготовили в 1931 г.

Машина отличалась многими нестандартными конструкторскими решениями. Калинин использовал двухбалочную схему фюзеляжа и шасси в виде двух огромных закапотированных тележек со спаренными двухметровыми колесами. При этом никакой амортизации шасси не имело, конструктор решил, что будет достаточно использования специальных баллонных колес низкого давления.

В стояночном положении фюзеляж располагался горизонтально, как у современных самолетов с носовым колесом. В управлении предполагалось применить электрические сервомеханизмы (фактически так и не созданные). Вооружение военного варианта состояло из четырех пушек и восьми пулеметов, обеспечивавших сферический обстрел. При этом с любого направления противника встречал огонь трех стрелковых точек.

К установкам на концах хвостовых балок стрелки должны были добираться на электрифицированных тележках, движущихся по рельсам. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 14 т (при взлетном весе 43 т). С 6000 кг бомб К-7 имел дальность 2400 км. Экипаж бомбардировщика должен был состоять из 19 человек, включая боцмана (он же запасной стрелок и фельдшер). Воздушным кораблем, так же как морским, должен был командовать освобожденный от других функций командир. По заданию ВВС он должен был сидеть в специальной бронированной выдвижной рубке позади кабины пилотов.

Сначала самолет хотели сделать шестимоторным, но по мере проектирования вес все рос и конструктор добавил седьмой двигатель М-34, поставив его с толкающим винтом на задней кромке крыла посередине между хвостовыми балками.

В 1932 г. проектирование завершили и изготовили деревянный полноразмерный макет пассажирской машины. Как гражданский, без вооружения, начали строить и первый опытный образец. Под сборку К-7 построили специальный корпус, повторявший контуры самолета. Оценивавшая проект комиссия под руководством профессора Н.А. Жемчужина записала в своем отзыве: «Самолет К-7 по своей конструкции, вне зависимости от летных данных от него ожидаемых, представляет крупный шаг вперед в самолетостроении...».

21 августа К-7 совершил первый полет по кругу. Далее после каждого полета следовали те или иные переделки. 13 сентября поступило распоряжение переделать опытный самолет в военный, а работы по пассажирскому варианту прекратить.

В ноябре требовалось уже предъявить К-7 на государственные испытания. Константин Алексеевич Калинин не укладывался ни в заданные сроки, ни в отведенные деньги. Выполнить распоряжение не успели. 21 ноября при замере максимальной скорости самолет неожиданно потерял управление, врезался в землю и сгорел. 29 декабря ГУАП распорядилось начать постройку еще двух опытных К-7 в военном варианте, учтя недостатки первой машины. Но вскоре пришли к выводу, что самолет Калинина не имеет существенных преимуществ по сравнению с более доведенным МГ. Работа вяло шла до 1935 г. Затем построенный более чем наполовину второй экземпляр К-7 законсервировали, а потом разобрали.

К 1935 г. приоритеты в оснащении ВВС самолетами постепенно изменились. Интерес к тихоходным гигантам пропал. На смену неторопливым огромным бомбовозам шли быстроходные и достаточно маневренные СБ и ДБ-3.


ТБ-3 ТБ-4 К-7
Экипаж, чел. 4 12 19
Геометрия
Длина самолета, м 24,4 32 28
Размах крыла, м 39,5 54 53
Площадь крыла, м² 230 422 454
Массы, кг
Пустого 12700 21400 24400
Нормальная взлетная 18100 33280 38000
Силовая установка
Мотор 4 ПД М-34 6 ПД М-34 7 ПД М-34
Мощность взлетная, л.с. 4 х 830 6 х 830 7 х 830
Нагрузка на мощность, кг/л.с. 5,5 6,7 6,5
Лётные данные
Max V, км/ч 197 200 220
Практическая дальность, км 2000 2000
Практический потолок, м 3800 2750 4000
Врема набора 2000 м, мин 22 34
Разбег, м 300 400
Пробег, м 330 800
Фото Описание
Схема К-7 Калинина Схема К-7 Калинина
Полноразмерный деревянный макет фюзеляжа и центроплана К-7 Калинина. Судя по макету, первоначально планировалось установить два из шести двигателей в гондолах шасси. Однако впоследствии от этого нетрадиционного решения отказались.
К-7 Калинина - единственное дошедшее до нас фото самолета в полете.

Источники

  • История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг. /В.Б. Шавров/
  • Самолеты страны Советов. 1917-1970 /Симаков Б.Л./