Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Самолёты Ар-2 БШ-1 Г-20 Г-27 Гу-82 ДБ-ЛК ДИ-6 К-7 К-12 Ли-2 И-21 И-28 И-110 ОПБ Пегас Р-10 (ХАИ-5) С (Спарка) САМ-13 СК-2 Та-3 Ш-Тандем Ще-2 Фото и схемы Боевое применение Р-10 Ли-2 СССР

Самолет Ли-2. Никто не забыт, ничто не забыто.

Темные воды озера Сиг (Осташковский район Тверской области) свыше 65 лет скрывают одну из самых таинственных загадок периода Великой Отечественной войны, легенду мирового авиастроения - самолет Ли-2.

9-метровая глубина, прохладная (а главное - пресная) вода, большая удаленность от берега и другие специфические физико-химические условия этого природного водоема сохранили советскую машину практически в первозданном виде: кабина летчика, стекла, штурвал будто бы застыли во времени, выразив свое безразличие процессам механического разрушения и коррозии металлических частей.

Что же произошло с одним из самых надежных представителей отечественного авиапрома? Почему система, созданная для покорения неба, многие годы лежит на дне одного из крупных озер Валдайской возвышенности?

Прежде всего, нужно сказать, что самолеты Ли-2 не являются изобретением советских конструкторов. Эти машины, имеющие внешний облик и многие технические характеристики своих зарубежных «родственников» DC-3 «Дуглас», производились в СССР по лицензии компании Соединенных Штатов именно потому, что отвечали требованиям отечественной авиации к высокоскоростным и вместительным транспортным самолетам.

Во время войны (мы говорим о событиях 1941-1945 гг.) подобные самолеты, помимо своего прямого назначения, использовались в качестве десантных машин (модификация Ли-2Д) и бомбардировщиков (Ли-2ВВ).* Учитывая высокие летные и технические характеристики, Ли-2 был признан одним из самых лучших «транспортников» за все время ведения боевых действий. Если принять к сведению и тот факт, что значительная часть боеприпасов и продуктов, предназначавшихся отрядам советских партизан, была доставлена именно этими самолетами, то общая роль Ли-2 в деле Победы приобретает более совершенные черты.

Вернемся к «нашему» самолету. 27 июля 1941 года выдался трудным военным днем: войска 22-й армии Западного фронта вели тяжелые бои с наступающими частями Вермахта в районе Великих Лук, а подразделения 26-й армии наносили стремительные контрудары по главным силам 1-й немецкой танковой группы. Тремя днями ранее, авиация захватчиков смогла прорвать защитное кольцо ПВО над Москвой, и первые нацистские бомбы поразили ряд объектов столицы.

Самолет Ли-2, принадлежавший 18-му авиаполку и готовившийся к вылету в Андреаполь (Тверская область), стоял на полевом аэродроме «Едрово» и ждал технический персонал с увесистыми ящиками боеприпасов, которые нужно было доставить в пункт назначения. По завершении сборов, легко оторвавшись от земли, надежная машина взмыла ввысь, положив начало сложному, многокилометровому перелету.

По словам оставшихся в живых летчиков, вначале полет проходил в штатном режиме, однако на половине пути к Ли-2, как бы невзначай, пристроилась пара немецких истребителей.

Дальнейшие события напоминают страшные кадры военного фильма-катастрофы: перегруженная машина, лишенная поддержки пулеметов штурмана и стрелка-радиста (на Ли-2 в начале войны средства обороны вообще не предусматривались), пролетавшая в момент яростной атаки озеро Сиг и снизившаяся до высоты 3 метров над его поверхностью, зацепила воду и, потеряв плавучесть, скрылась на глубине. Теплая погода и сравнительная удаленность от районов ведения боевых действий, сыграли свою роль в спасении экипажа: до берега добралось большинство «пассажиров» самолета. 3 защитников Родины погибли (вероятно, по причине быстро затопления Ли-2): их тела были подняты на поверхность спустя полгода.

Об уникальной машине, покоящейся на дне озера, помнили жители окрестных деревень. Еще в 1942 году была предпринята попытка поднять самолет на поверхность, однако она не увенчалось успехом. Новый виток поисковых работ (к 1970-му году точное местоположение Ли-2 уже было тайной) начался в середине 1980-х, когда пилот частного спортивного самолета, пролетая акваторию озера Сиг, смог разглядеть сквозь мощный слой воды очертания 20-метрового фюзеляжа и крыльев описываемой нами машины. С тех пор самолет активно посещается дайверами: в феврале 2010 года стартует очередная «подледная» экспедиции Тверского Подводного Клуба, члены которого вложили немало средств и сил в дело изучения этих исторических остатков.

Авторы статьи планируют посетить Ли-2 летом 2010 года: в ходе осмотра мы попытаемся составить наглядную схему расположения обломков на дне, а также "зафиксировать" нынешнее состояние объекта с помощью средств подводной фото- и видеотехники. Пусть, некоторая часть тайн этого самолета уже раскрыта - мы не гонимся за сенсациями и ненужной «шумихой» в прессе. Новый визит будет лишь напоминанием о том, что нам не нужно забывать события той страшной войны. Мы верим, что холод, тьма, луч фонаря, высвечивающий из мрака руку, гладящую ржавый остов самолета, многотонными молотами выбьют вечные слова жизни: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Дата публикации на сайте: 28.01.2010

Автор: Федоров Павел (Москва)

Соавтор: Михайлов Андрей (Ленинград)

Дополнительно

Форум

©AirPages
2003-