Авиация Второй мировой

Home English

МБР-7

Морской ближний разведчик

ОКБ Бериева

МБР-7

МБР-7 летающая лодка-моноплан с двигателем М-103, мощностью 850 л.с. и трехлопастным толкающим воздушным винтом изменяемого шага ВИШ-2ПТ (правый, толкающий). Конструкция самолета, как и у МБР-2, была цельнодеревянной, однако в отличии от угловатого "амбарчика", новая лодка имела чистые аэродинамические формы. Крыло самолета - типа "чайка", двухлонжеронное, кессонного типа смешанной конструкции.

Оборонительное вооружение состояло из двух огневых точек с пулеметами ШКАС, бомбы общим весом до 400 кг подвешивались на подкрыльевых бомбодержателях. Экипаж состоял из двух человек - летчика и штурмана. На самолете устанавливалось современное ПНО, фотоаппарат АФА-27 и радиостанция РСРМ.

Летные испытания первого МБР-7 начались 9 апреля и сразу же начались проблемы, при посадке МБР-7 "барсил", выбрасываясь из воды на 2-3 метра. Доводка самолета затянулась до глубокой осени и закончились 16 октября 1939 г. Проблемы удалось решить комплексом проведенных мероприятий.

Но полоса неудач продолжалась. Для продолжения испытаний МБР-7 решено было перегнать в Севастополь. Перелет был назначен на 26 октября. Но, в Севастополь самолет так и не попал. В день вылета погода была свежей и на взлете машина начала "барсить" и при очередном прыжке высоко подлетела и, не набрав нужной скорости, перевернувшись, упала в воду. Экипаж не пострадал, при этом лодка восстановлению не подлежала.

Выявленные в ходе испытаний недостатки и дефекты решено было в полной мере устранить на втором экземпляре МБР-7, строительство которого завершилось весной 1940 г. Дублер отличался от первой опытной машины сдвинутой к носу на 0,2 м, для получения более передней центровки, мотогондолой. Для снижения веса самолета крыло сделали неразъемным. Кроме того, увеличили площадь щитков Шренка, вертикального и горизонтального оперения, в том числе рулей поворота и высоты.

31 мая МБР-7 - дублер совершил свой первый полет. На этот раз особых проблем не возникало и испытания были завершены 24 июня после выполнения 26 полетов.

Однако, к этому времени, МБР-7 уже не интересовал заказчика. Было принято решение, что в перспективе на вооружении советской морской авиации должны были находиться два типа гидросамолетов: дальний разведчик и корабельный самолет-разведчик, который одновременно мог бы выполнять задачи ближней морской разведки. Созданием такого гидросамолета - КОР-2, как раз уже занималось, поэтому все работы по доводке МБР-7 были прекращены.


Характеристики МБР-7
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 13,00
Площадь крыла, м² 26,00
Длина самолета, м 10,60
Силовая установка
1 ПД М-103А, (3-х лопастной винт), взл. мощностью л.с. 960
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 2418
Нормальная взлетная, кг 3168
Летные данные
Максимальная скорость над уровнем моря км/час 310
Максимальная скорость на высоте км/час 372
Практический потолок, м 8750
Практическая дальность полета, км 750
Вооружение
Два 7,62-мм пулемета ШКАС, бомбы до, кг 400

Фото Описание
Схема МБР-7 Схема МБР-7
Самолет МБР-7 Летающая лодка МБР-7

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР, до 1938 г." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты ТАНТК им. Г.М. Бериева /А.Н. Заблотский, А.И. Сальников/
  • "75 лет ТАНТК им. Г.М. Бериева /А.Н. Заблотский, А.И. Сальников/