МТБ-2 (АНТ-44бис) |
Экипаж |
6-7 |
Геометрия |
Длина самолета, м |
21,94 |
Высота самолета, м |
7,88 |
Размах крыла, м |
36,45 |
Площадь крыла, м² |
146,70 |
Массы, кг |
пустого |
12000 |
нормальная взлетная, кг |
19000 |
максимальная взлетная, кг |
21000 |
Силовая установка |
4×ПД |
М-87А |
Мощность, л. с. |
4×950 |
Лётные данные |
Максимальная скорость над уровнем моря, км/ч |
365 |
Максимальная скорость на высоте, км/ч |
351 |
Крейсерская скорость, км/ч |
320 |
Практический потолок, м |
7100 |
Практическая дальность, км |
2500 |
Перегоночная дальность, км |
4500 |
Скороподъемность, м/мин |
230 |
Вооружение |
2×20 ШВАК, 2×7,62 ШКАС, бомб, кг |
2000 |
Второй, доработанный экземпляр МТБ-2Д (дублер) был выпущен в июне 1938 г. После проведения заводского тестирования 27 марта 1939 г. "дублер" передали на государственные испытания, по их окончании 16 мая 1939 г., МТБ-2 был принят на вооружение морской авиации в качестве тяжелого бомбардировщика и дальнего разведчика. В числе основных его характеристик указывалась бомбовая нагрузка 2000 кг, которую он мог доставить к цели на дальность 3000 км (радиус действия 1500 км). Также назывались полученные с двигателями М-87А максимальная скорость 364 км/ч и максимальная дальность полета 4400 км.
Однако, запуск в серию большого и затратного гидросамолета на новом авиазаводе не вполне соответствовал возможностям, которыми располагала тогда советская авиапромышленность. В январе 1940 г. на основании решения КО при СНК СССР работы по подготовке серии и опытным усовершенствованиям МТБ-2 были прекращены.
В июне 1940 г. в варианте амфибии было установлено несколько мировых рекордов подъема груза на высоту.
МТБ-2 в июне 1941 г. базировался в Северной бухте Севастопольского рейда. Самолет в этот период не только в обиходе, но даже в некоторых документах называли "Чайкой", а иногда "Черноморской чайкой".
Командиром "Черноморской чайки" с момента ее испытаний оставался летчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин.
Начало войны Сухомлин встретил на МТБ-2. Известно о некоторых боевых вылетах МТБ-2Д (а всего их было около 80). МТБ-2 бомбил вражеские войска и немецкие аэродромы, совершал полеты стратегического назначения на неприятельские объекты. В основном летали на Плоешти. В ночь на 17 октября 1941 г. МТБ-2Д успешно бомбил Бухарест, бомбовая нагрузка 8 ФАБ-250.
Вывозили раненых из Севастополя. Известно об одном эпизоде, когда в эвакуации защитников города участвовал и четырехмоторный МТБ. 1 июля 1942 г. на нем вывезли 20 человек (из них 9 раненых) на кавказское побережье Черного моря.
10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету - подвесили 12 ФАБ-250. Стоял штиль, поэтому с первого, и даже со второго раза, тяжело нагруженный самолет оторваться от воды не смог. В третьей попытке, в момент отрыва от поверхности бухты, взлетающий МТБ-2 атаковали два истребителя Мессершмитт и он врезался в воду. В живых остался только командир корабля капитан Наумов (его выбросило из кабины), кого впоследствии и обвинили в катастрофе. Погибли штурман капитан И.П. Грязных, второй пилот ст. л-нт А.А. Чайка, радиотехник л-нт Н.К. Назаров, стрелок ст. сержант М.М. Дубина, стрелок-радист младший сержант А.У. Кошнар.
Останки МТБ-2 более сорока лет пролежали в море, на глубине 10-12 метров на выходе из Геленджикской бухты у Толстого мыса. В 1988-1989 гг. место падения самолета обследовали водолазы. Осмотр показал, что обломки машины перемешаны с неразорвавшимися бомбами. Вызванные из Севастополя саперы подорвали опасную находку прямо на дне.
|
Схема МТБ-2Д (АНТ-44)
|
|
Первый опытный АНТ-44 28 09 1937 г.
|
|
Откидные стремянки-трапы на моторах М-85
|
|
Элементы конструкции МТБ-2Д.
|
Источники
- "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950 г.г." /В.Б. Шавров/
- Крылья. Черноморская "Чайка" /Михаил Маслов/
- Морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2 (АНТ-44). /Авиация и Космонавтика/
|