Авиация Второй мировой

Home English

Пе-2Р

Фронтовой разведчик

ОКБ Петлякова

Пе-2

Разведывательные Пе-2 создавались на базе различных серий и соответственно наследовали от них многие характерные признаки: различное вооружение, аэродинамические улучшения, тип моторов и так далее. Но были у них и общие черты. На разведчиках заводского изготовления (переоборудование бомбардировщиков в разведчики производилось и непосредственно в частях, но там оно обычно сводилось к установке дополнительных фотоаппаратов) отсутствовали тормозные решетки, на них в основном ставили моторы М-105РА, отделка самолетов выполнялась более тщательной, иногда полировали крыло до трети хорды. Соответственно лётные данные разведывательных машин оказывались несколько выше, чем у обычных бомбардировщиков той же серии, а порой даже превышали показатели опытных самолетов.

Схема серийного Пе-2Р на базе 105-й серии

Разведчики, как правило, имели увеличенный запас топлива за счет размещения дополнительных топливных баков в бомбоотсеке, или, что было чаще, применяли подвесные сбрасываемые баки (ёмкостью на 335 л каждый). Подвеска баков снижала максимальную скорость горизонтального полета на 30-35 км/час на всех высотах, а потолок - на 300-400 м. При этом удлинялся разбег и ухудшалась скороподъемность, зато радиус действия увеличивался на 450-650 км. После выработки топлива баки могли сбрасываться и аэродинамика самолета улучшалась.

Схема Пе-2Р на базе 359-й серии

Спецоборудование разведчика несколько отличалось от аналогичного у бомбардировщика Пе-2. В первую очередь на разведывательные варианты устанавливали автомат курса АК-1 - гироскопический прибор, стабилизирующий самолет относительно вертикальной оси путем воздействия на руль поворота. АК-1 обеспечивал выдерживание курса с точностью 1-2°, разгружая внимание пилота. Автомат мог также производить заданные развороты, для чего у летчика и штурмана имелись специальные органы управления. Автомат пикирования с разведчиков снимали. В конце 1941 г. - начале 1942 г. только на разведывательные варианты ставили радиополукомпасы РПК-2. Иногда на фронте усовершенствовали радиооборудование, устанавливая СПУ, через абонентские щитки которого связь имели все члены экипажа.

Оборудованный фототехникой вариант имелся и для истребителя Пе-3 (иногда его называли Пе-3Р или Пе-3Ф). Следует отметить, что экипажи разведывательной авиации отдавали предпочтение Пе-3бис, имевшему несколько больший радиус действия и вооруженному пушкой. На этих машинах фотоаппараты размещались не в бомбоотсеках (занятых дополнительными топливными баками), а в хвостовой части фюзеляжей.


Характеристики Пе-2Р
Экипаж 3
Геометрия
Длина самолета, м 12,66
Размах крыла, м 17,13
Площадь крыла, м² 40,50
Массы, кг
Пустого самолета 6200
Нормальная взлетная 8400
Силовая установка
Мотор 2 × ПД М-105ПФ
Мощность, л.с. 2 × 1210
Лётные данные
Максимальная скорость у земли, км/ч 475
Максимальная скорость на высоте, км/ч 520
Практическая дальность, км 1600
Практический потолок, м 8000

Оснащение фотоаппаратурой. В первом периоде войны кроме обычной для бомбардировщика камеры АФА-Б в кабине стрелка-радиста на разведывательных Пе-2, как правило, монтировались два больших плановых аппарата АФА-1 в бомбоотсеке. Они имели два типа объективов - с фокусными расстояниями 30 и 50 см. Допускалась установка на самолет двух одинаковых или двух различных аппаратов. Когда монтировался АФА-1, створки бомбоотсека заменялись новыми, более выпуклыми и имеющими вырезы для объективов. Управлял работой АФА-1 штурман. Вместо АФА-Б можно было поставить специальную фотокамеру для ночной съемки НАФА-19. В этом случае затвор аппарата срабатывал по сигналу фотоэлемента, находившегося за прозрачным лючком в задней части самолета и фиксировавшего вспышку осветительной бомбы ФОТАБ. При ночной съемке на Пе-2 подвешивали 6-8 фотобомб ФОТАБ-50-35.

Кроме того, у радиста имелся ручной фотоаппарат АФА-27Т-1 для перспективной съемки через остекление кабины. В походном положении он лежал в специальном ящике на левом борту. С 1942 г. в строевые части стали поступать аппараты АФА-3С или американские камеры, получаемые по ленд-лизу. С целью увеличения площади фотографируемой за один заход местности иногда прибегали к установке сдвоенных фотокамер. Делали и оригинальные установки, например, качающиеся, вдвое увеличивавшие ширину снимаемой полосы местности. Специальный обтекатель, прикрывающий объектив, позволил смонтировать на "пешке" крупную камеру АФА-33 с фокусным расстоянием 1 м. В 72-м ОРАП для съемок Берлина подготовили специальный Пе-2 с местом для четвертого члена экипажа и четырьмя дополнительными аппаратами. Снимки, сделанные с него 7 апреля 1945 г. В.А. Тёминым, обошли газеты всего мира.

Подробно

Пе-2УТ

Учебно-тренировочный

Пе-2УТ

В феврале 1941 г. два самолета из головной серии завода No. 22 оборудовали вторым управлением с рабочего места штурмана. Необходимость учебного варианта Пе-2 для летчиков строевых частей не вызывала сомнений - машина заметно отличалась по взлетным и посадочным характеристикам от прежнего основного бомбардировщика наших ВВС самолета СБ, имела недостаточную продольную устойчивость и ряд других особенностей. Один из переоборудованных самолетов передали для испытаний в НИИ ВВС, а второй отправили в 95-й СБАП.

В июле-августе 1942 г. на заводе No. 22 изготовили два новых учебных самолета. Один из них, с заводским No. 1/102, передали на испытания в НИИ ВВС. Основным отличием нового учебного планера от серийного боевого стала установка кабины второго пилота на месте бензобака No. 1. Старые рабочие места летчика и штурмана остались почти без изменений, однако стрелковая установка ФТ демонтировалась, а поверх фюзеляжа за фонарем основной кабины крепился фанерный гаргрот. Над центропланом размещалась кабина инструктора, прикрытая прозрачным фонарем с подобным же фанерным обтекателем в задней части. Такая компоновка обеспечивала решение двух задач: сохраняла почти неизменными рабочие места членов экипажа боевой машины и улучшала обзор для инструктора. Вход в кабину последнего осуществлялся сверху через сдвижную часть фонаря.

По сравнению со старым учебным вариантом конструкция самолета No. 1/102 являлась, несомненно, более удачной. С осени 1942 г. учебные Пе-2 стали малыми партиями изготавливаться на заводе No. 22. Их месячный выпуск вначале составлял 2-5 машин, а в марте 1943 г. ВВС заказали уже 100 самолетов Пе-2 в учебном варианте с темпом производства 10 машин в месяц.

Схема серийного Пе-2УТ

Любопытная деталь: строившиеся параллельно самолеты Пе-2 варианта "разведчик" имели, как правило, первый номер в серии, а учебные самолеты - номера "10" или "20", т. е. замыкали серию или ее первую половину. В связи с тем, что учебный Пе-2 выпускался как бы "внутри" серии, то все ее особенности, включая марку моторов (на разведчики старались, по возможности, ставить М-105РА), измененную аэродинамику, размещение элементов конструкции и отдельных агрегатов, соответствовали параметрам обычного боевого Пе-2 того же периода выпуска, а сами машины обладали подобными же летными характеристиками.

В соответствии с постановлением ГКО в июне 1945 г. завод No. 22 прекратил выпуск боевых вариантов Пе-2 и полностью перешел на производство УПе-2, начиная с машины No. 5/492. В августе 1945 г. в НИИ ВВС прошел испытания серийный самолет No.20/501 послевоенного выпуска.

Источники

  • Пе2 со "звёздами Швецова; /Владимир Котельников, Александр Медведь, Дмитрий Хазанов/
  • Пикирующий бомбардировщик Пе-2Р; /А.Н. Медведь, Д.Б. Хазанов/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

Пе-2Р с подвесными топливными баками Пе-2Р с подвесными топливными баками. Внизу кабины - рамка радиополукомпаса РПК-10.