![]() |
![]() ![]() |
Ще-2Лёгкий транспортный самолетОКБ Щербакова![]() Ще-2 (ТС-1, транспортный самолет) — подносный высокоплан с трапециевидными консолями крыла, двумя двигателями М-11Д по 115 л. с, разнесенным вертикальным оперением, большой грузовой кабиной с большой дверью в левом борту (1,43 Х 1,64 м) хорошо обтекаемого фюзеляжа. Шасси — неубираемое с обтекателями на колесах. Самолет был предназначен для перевозки крупногабаритных грузов вплоть до любых двигателей, рядных и звездообразных, массой до 1000 кг. Это было нужно в условиях войны для обслуживания баз, когда требования ремонта боевых самолетов осложнялись постоянными перемещениями ремонтных баз в ходе наступления. Конструкция деревянная с полотняной обшивкой крыла и оперения, очень легкая, ради легкости местами и трудоемкая. Так, многочисленные стрингеры фюзеляжа-монокока, оклеенного полотном, были сделаны в виде миниатюрных коробчатых лонжеронов сечением 30 X 10 мм, со стенками в 1 мм и полками-рейками площадью 4X8 мм, на клее и мелких гвоздиках. Зато легкость была достигнута необыкновенная без ущерба для общей и местной прочности. Разрушающая перегрузка 5,85. Аэродинамическая характеристика Крыло однолонжеронное, площадью 63,88 м², амортизационные стойки шасси — от Ла-5, колеса 600X180 и 300X125 мм, лыжи: 240X620 мм (1,42 м²) и 800Х Х380 мм (0,24 м²). Четыре бензобака на 850 л, сварные из АМц. Моторамы с резиновыми буферами. Масса пустого самолета — 2210 кг, бензина — 370 кг, масла — 40 кг, полетная масса — 3400—3700 кг. История самолета Ще-2 такова. На небольшом заводе шел ремонт самолетов и строилась малая серия контейнеров под крылья самолетов У-2 и Р-5 для перевозки небольших грузов. Но нужно было перевозить крылья истребителей, целые двигатели и был заказ на подвески для перевозки по воздуху малых противотанковых пушек. Крылья истребителей возили под крыльями Р-5, но двигатели самолет Р-5 перевозить не мог. А. Я. Щербаков — тогда директор и главный конструктор завода, а одновременно и начальник Главного управления по ремонту самолетов НКАП смог договориться о постройке специального грузового самолета для перевозки крупногабаритных грузов первоначально по заказу морской авиации. За 1942 г. был представлен проект и построен самолет под маркой ТС-1. Летом 1943 г. он с успехом прошел испытания, и в августе было принято решение о выпуске серии под маркой Ще-2. 3 октября 1943 г. в ОКБ Щербакова было начато производство. Головной самолет Ще-2 вышел летом 1944 г. Серия шла до начала 1946 г. Первый выпущенный Ще-2 выполнил не менее 20 полетов по маршруту Чкалов — Куйбышев — Москва, показал ресурс до 1000 ч. Ще-2 широко применялся в частях как транспортный (до 16 человек), грузовой, санитарный (11 носилок), десантный (9 десантников), учебный для обучения штурманов. Было пять модификаций Ще-2: опытный (1942 г.), серийный грузовой и санитарный (1944 г.), штурманский (1944 г.), сельскохозяйственный (1945 г.) и даже с дизелями ОМС, взятыми с американского танка (1945 г.). Был вариант облегченный с уменьшенным крылом (55 м² вместо 64 м² при той же площади оперения горизонтального 10,14 м² и вертикального 5,48 м²), при той же массе 3400 кг, но без перегрузки. Был нереализованный проект двухфюзеляжного Ще-2 с тремя М-11Д, выдвинутый заместителем Щербакова М. В. Ляпиным. Летные и эксплуатационные испытания серийных экземпляров в системе ВВС и ГВФ подтвердили хорошие качества самолета. Не был только одобрен сельскохозяйственный вариант из-за недостаточной маневренности на бреющем полете (время виража 85 с) и малой скороподъемности. В этом варианте было повышено шасси на 0,45 м и взяты колеса 800X260 мм. Самолет Ще-2 не показал всех своих возможностей. Это был по существу планерлет (мотопланер) с очень большой нагрузкой на мощность, достигавшей 16 кг/л. с. Взлетная дистанция до набора высоты 25 м — 980 м, посадочная — 560 м. Ему нужны были двигатели в 150—200 л. с. или МГ-31 в 300 л. с, предусмотренные в проекте самолета, но прекращенные с войной. М-11Д в 115 л. с. были для него определенно недостаточны, но других для серии не было. И все-таки самолет Ще-2 принес большую пользу, хотя летчики его не очень любили из-за малой мощности. Однако полет на одном работающем двигателе был возможен у земли при массе до 3000 кг, т. е. почти без платной нагрузки. Самолет был прост в эксплуатации, пригоден и целесообразен для местных линий. Применялся он и после войны, будучи доступен и летчику ниже средней квалификации. В.Б. Шавров
* - Для М-11Д номинальная мощность 115 л.с., взлётная - 125 л.с. ** - перегоночная дальность Описание самолета не будет полным без сравнительной таблицы масс нагрузки и пассажирских мест, т. е. без того, для чего собственнно и предназначен транспортный самолет. И если "лимузин" Яковлева мог с большей скоростью и комфортом доставлять командный состав к месту совещаний, то Ще-2 был "рабочей лошадкой", перевозящий грузы и людей по многочисленным требованиям военного времени, будь то доставка исправного двигателя и бригады "технарей" для оперативного восстановления самолета или бригады доработчиков с необходимым оборудованием. (Таблица составлена по книге В.Б. Шаврова)
Источники
20 06 2015
20 06 2015
20 06 2015
К слову сказать, здесь же, "Боевое донесение гвардии майора М.Л. Галлай " о боевой потере Пе-8 № 42048 и скитаниям по тылам противника...
28 06 2015
26 07 2020
|
Вооружение
Бериев
Ермолаев
Ильюшин
Лавочкин
Микоян
Петляков
Поликарпов
Сухой
Туполев
Яковлев
Опытные
Статьи
Бои
Асы
Люди и самолеты
Фото и схемы
Аббр.
|
©AirPages
|
![]() |