Ш-37 (ШФК-37)
Авиационная пушка Шпитального
37-мм
Разработка Б.Г. Шпитального в различных модификациях известна под обозначениями Ш-37, ШФК-37, МПШ-37, К-37.
Еще в 1933 году Б.Г. Шпитальным, были предложены несколько проектов автоматической пушки с газоотводным принципом автоматики под разные калибры от 20 до 50 мм. На первых порах, молодой руководитель вновь созданного ОКБ-15 был занят доводками своих пулеметов ШКАС и ШВАК, но видимо предложения Шпитального отложились в головах руководства страны.
В 1935 году Постановлением Совета Труда и Обороны Шпитальному и заводу им. Калинина было поручено к концу года разработать 37-мм автоматическую пушку. В 1936 году группой ОКБ-15 в составе Е. В. Чарнко, И.А. Комарицкого, Л.В. Люльева и В.И. Шелкова под общим руководством Б.Г. Шпитального была разработана автоматическая пушка. Для реализации и изготовления опытных образцов пушки проект был передан в ОКБ-2 в Коврове. К осени 1937 года был изготовлен опытный образец орудия.
Автоматика 37-мм автоматической пушки ОКБ-2 работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Автоматика обеспечивала техническую скорострельность до 300 выстр/мин. Питание автомата производилось из магазина барабанного типа, емкостью 6 новых унитарных "безфланцевых" патронов 37×252. Позднее емкость магазина была уменьшена до 5 выстрелов. Пушка имела быстросъемный ствол-моноблок с навинтным казенником. К одной из конструктивных особенностей этой пушки относился очень мощный щелевой тормоз активного действия. Благодаря такому решению тормоза, конструкторы смогли отказаться от тормоза отката, оставив только наружный накатник.
Ш-37 на Ил-2. Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание определили их размещение в обтекателях под крылом штурмовика Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно плоскости крыла. что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.
Ил-2 зав Nr 1861704 с 37-мм пушками Ш-37 на полигонных испытаниях НИП АВ ВВС, сентябрь 1941 г.
Госиспытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с обычным серийным одноместным Ил-2 с пушками ШВАК или ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Летчики жаловались на значительные нагрузки на рули при выполнении маневров. Тем не менее, результаты летных испытаний нового штурмовика были признаны в целом удовлетворительными.
Пушечная установка Ш-37 на Ил-2 АМ-38 № 1861704.
В течение всего времени войсковых испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно - средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54%. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Ведение же прицельной стрельбы из одной пушки было практически невозможным. Кроме того, малый запас продольной устойчивости и усложнение техники пилотирования самолета Ил-2 с пушками ШФК-37 в сочетании с недостаточной жесткостью крыльевых пушечных установок и сильной отдачей самих пушек при стрельбе приводили к тому, что строевые летчики в одной прицельной очереди могли использовать не более 2-3-х снарядов. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность нового штурмовика. В результате установка пушек ШФК-37 на самолет Ил-2 у большинства строевых летчиков поддержки не нашла.
Ш-37 на ЛаГГ-3. В процессе комплектации первого истребителя ЛаГГ-3 с пушкой Шпитального выяснилось, что первое орудие не было увязано с мотором М-105 и не компоновалось в самолете. Со вторым прототипом было проще, но и оно допускало лишь временное крепление, не рассчитанное на большое число выстрелов. А о боезапасе и говорить нечего, удалось впихнуть в истребитель лишь 21 патрон вместо 50 по заданию, для чего пришлось полностью переделать магазин пушки, "растянув" его горизонтально. Также пришлось отказаться от дульного тормоза, чтобы сократить длину торчащего на полметра из носа ствола.
Схема установки пушки Ш-37 в развале блоков двигателя М-105П
|