![]() |
![]() ![]() |
С (Спарка) ✭
|
Характеристики С (Спарка) | |
Экипаж | 2 |
Размеры | |
---|---|
Размах крыла, м | 11,40 |
Площадь крыла, м² | 22,90 |
Длина самолета, м | 13,20 |
Силовая установка | |
2 × ПД М-103, л.с. | 2 × 860 |
Массы и нагрузки, кг: | |
Пустого самолета, кг | 3400 |
Нормальная взлетная, кг | 5150 |
Летные данные | |
Максимальная скорость, км/час | 570 |
Крейсерская скорость, км/час | 520 |
Практическая дальность, км | 700 |
Вооружение | |
Два 12,7-мм пулемета УБТ, бомб, кг | 400 |
Самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных характеристик. Однако на самолете Болховитинова, по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления, и эта задача конструктором была практически решена.
Фото | Описание |
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
С - спарка двух М-103. Закрылки Фаулера - совершеннно необходимы при рекордной нагрузке на крыло 247 кг/м² |
Продольная спарка двигателей водяного охлаждения бывает двух видов, с толкающими соосными винтами как у спроектированного в 1935 г. истребителя ЦКБ-21 и тянущими, что культивировал в своем проекте В.Ф.Болховитинов, построив в 1939 г. ближний двухмоторный бомбардировщик "С" с двумя двигателями М-103.
Проектирование самолета "С" начали с разработки спаренных двигателей М-100 в 1936 г. В 1937 г. был оформлен эскизный проект самолета, а в июне 1938 г. началась постройка ближнего бомбардировщика "С" со спаренными двигателями М-103, которая закончена зимой 1939 г. Летом 1939 г.старейший летчик Борис Николаевич Кудрин начал первые испытательные полеты на машине "С".
Параллельно с постройкой ближнего бомбардировщика ОКБ В.Ф. Болховитинова, характерное регулярно меняющимся контингентом слушателей, которые входили в его состав, начало проектирование других самолетов, снабженных аналогичной спаренной силовой установкой. Так был начат проект скоростного истребителя И-1 с двумя двигателями М-107. И-1 тогда был включен в план опытного самолетостроения на 1941 г., благодаря большому сходству схемы и конструкции с самолетами "С", 2М-103 и "С-2", снабженным одним двигателем М-103 (передний двигатель для центровки был оставлен на месте, но его трансмиссия была отключена от второго пропеллера. В общем и целом проект И-1 был неким повторением опробованного самолета "С", но со значительно более мощными моторами М-107 того же семейства двигателей, над которыми работало ОКБ В.Я.Климова. К отличиям от прототипа было однокилевое вертикальное оперение и хвостовой костыль, выполненный в виде качающейся пяты из стали с амортизатором. Масло- и водорадиаторы были разработаны по типу машины "С", но с некоторым завышением размеров проходного сечения из-за более теплонапряженного режима двигателей по сравнению с М-103. Стабилизатор был выполнен обычным с размахом 4,5 м без применения концевых шайб, которые были нужны предыдущей машине для наилучшего обзора назад бортовому стрелку. Наибольшая скорость, которую должен был развивать самолет оценивалась в эскизном проекте 750 км/ч. Время набора высоты 5000 м составляло 5 мин. Потолок - 9500 м. Ударной была расчетная дальность полета - 2000 км на 0,8 V макс.
Все стрелково-пушечное вооружение находилось в крыле. За обтекателями стоек шасси были устроены две 23-х мм пушки ВЯ системы Волкова и Ярцева, далее по размаху - четыре крупнокалиберных пулемета М.Е. Березина. Под консолями крыла была возможна внешняя подвеска двух или четырех бомб калибра от 100 кг до 250 кг.
После проведения летных исследований самолетов "С" и "2С" была выяснена их бесперспективность, и на истребителе И-1 Болховитинов пытался вывезти свою "спарку" в первый полет, назначенный на середину июня 1941 г. Однако, в свете известных событий той поры, а его истребитель не был достроен из-за перенацеливания деятельности ОКБ на ближний истребитель с ЖРД БИ. С началом войны тема И-1 вместе с другими запроектированными самолетами была закрыта. С ракетным перехватчиком БИ ОКБ мучилось вплоть до 1947 г. В проекте И-1 были намечены многие новые технологические приемы сборки, клепки и склейки деталей самолета, катапультирование летчика в полете, соответствующее диапазону скоростей 600-750 км/ч.
Геометрическая сводка по И-1 приводится здесь за неимением других сведений по этому интересному проекту. Размах крыла - 13,8 м, длина самолета - 12,96 м, площадь элерона - 1,55 м², площадь щитка-закрылка - 4,155 м², размах ГО - 4,5 м, размах элерона - 4,0 м, V крыла - 4°, ширина колеи шасси - 2.87 м, база шасси -9,36 м, габариты главных колес 2×800×280 мм.
Характеристики И-1 | ||
Экипаж | 1 | |
Размеры | ||
---|---|---|
Размах крыла, м | 13,80 | |
Площадь крыла, м² | 22,90 | |
Длина самолета, м | 12,96 | |
Силовая установка | ||
2 × ПД АМ-107, л.с. | 2 × 860 | |
Массы и нагрузки, кг: | ||
Пустого самолета, кг | 2560 | |
Максимальная взлетная, кг | 4810 | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость у земли, км/час | 640 | |
Максимальная скорость на высоте, км/час | 750 | |
Практическая дальность, км | 2000 | |
Скороподъемность, м/мин | 1000 | |
Практический потолок, м | 10000 | |
Вооружение | ||
Две 23-мм пушки ВЯ и четыре 12.7-мм пулемета БС
две-четыре бомбы калибра от 100 кг до 250 кг. |
Фото | Описание |
![]() |
05.10. 2022.
Болховитинов был одним из первых выпускников ВВИА им. Н.Е.Жуковского (1936 г.) и проработал там около 45 лет в качестве преподавателя, профессора и заведующего кафедрой самолетостроения. Кроме того, он занимался постройкой опытных и серийных самолетов, которые строились на различных заводах.
---
©AirPages
|
![]() |