Авиация Второй мировой

Home English

С (Спарка) ✭
Скоростной бомбардировщик
ОКБ Болховитинова

С (Спарка)

С (Спарка) — Ближний скоростной бомбардировщик, разработанный в ОКБ Виктора Федоровича Болховитинова, с тандемным расположением двигателей жидкостного охлаждения с механической передачей от обоих на соосные винты . Первый полет - 27 января 1940 года.

Конструкция самолета цельнометаллическая, в крыле и фюзеляже - панельная. Двухлонжеронное крыло размахом 11,38 м и площадью 22,9 м² состояло из верхней и нижней панелей обшивки между лонжеронами, разрезанными по их нейтральной оси, носка и хвостовой части. Фюзеляж собирался из четырех панелей - двух боковых, нижней и верхней, которые стыковались на четырех лонжеронах-угольниках. Конструкция была оригинальной, технологичной, прогрессивной. Через десяток лет она была применена уже на реактивном самолете Ил-28.

В систему дифференциального управления рулями высоты было введено переменно-передаточное устройство для ограничения усилия на ручке. Широко применены электросистемы.

Во всех полетах было заметно, что самолет медленно разбегается, после отрыва медленно разгоняется и набирает высоту. При увеличении скорости до 300 км/ч (вертикальная скорость Vу = 8 м/с) сказывалась чрезмерная нагрузка на крыло, а также, видимо, то, что в передаче от заднего двигателя были чувствительные потери мощности, а соотношение скоростей вращения соосных винтов подобралось не наилучшее.

Выяснилось, что профиль крыла был выбран не очень удачный. Решено было его изменить, на готовом самолете его переклеили, но это не помогло, поскольку самолет был выпущен в 1941 г., перед самой войной, когда на этом же заводе уже шел массовый выпуск самолета Пе-2.


Характеристики С (Спарка)
Экипаж 2
Размеры
Размах крыла, м 11,40
Площадь крыла, м² 22,90
Длина самолета, м 13,20
Силовая установка
2 × ПД М-103, л.с. 2 × 860
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 3400
Нормальная взлетная, кг 5150
Летные данные
Максимальная скорость, км/час 570
Крейсерская скорость, км/час 520
Практическая дальность, км 700
Вооружение
Два 12,7-мм пулемета УБТ, бомб, кг 400

Самолет испытаний не выдержал из-за неудовлетворительных взлетно-посадочных характеристик. Однако на самолете Болховитинова, по сути экспериментальном, впервые в СССР решалась задача увеличения мощности ВМГ без увеличения лобового сопротивления, и эта задача конструктором была практически решена.

Фото Описание
Схема С (Спарка) Болховитинова.
С (Спарка) Болховитинова.
С - спарка двух М-103. Закрылки Фаулера - совершеннно необходимы при рекордной нагрузке на крыло 247 кг/м²

И-1

Истребитель

И-1

Продольная спарка двигателей водяного охлаждения бывает двух видов, с толкающими соосными винтами как у спроектированного в 1935 г. истребителя ЦКБ-21 и тянущими, что культивировал в своем проекте В.Ф.Болховитинов, построив в 1939 г. ближний двухмоторный бомбардировщик "С" с двумя двигателями М-103.

Проектирование самолета "С" начали с разработки спаренных двигателей М-100 в 1936 г. В 1937 г. был оформлен эскизный проект самолета, а в июне 1938 г. началась постройка ближнего бомбардировщика "С" со спаренными двигателями М-103, которая закончена зимой 1939 г. Летом 1939 г.старейший летчик Борис Николаевич Кудрин начал первые испытательные полеты на машине "С".

Параллельно с постройкой ближнего бомбардировщика ОКБ В.Ф. Болховитинова, характерное регулярно меняющимся контингентом слушателей, которые входили в его состав, начало проектирование других самолетов, снабженных аналогичной спаренной силовой установкой. Так был начат проект скоростного истребителя И-1 с двумя двигателями М-107. И-1 тогда был включен в план опытного самолетостроения на 1941 г., благодаря большому сходству схемы и конструкции с самолетами "С", 2М-103 и "С-2", снабженным одним двигателем М-103 (передний двигатель для центровки был оставлен на месте, но его трансмиссия была отключена от второго пропеллера. В общем и целом проект И-1 был неким повторением опробованного самолета "С", но со значительно более мощными моторами М-107 того же семейства двигателей, над которыми работало ОКБ В.Я.Климова. К отличиям от прототипа было однокилевое вертикальное оперение и хвостовой костыль, выполненный в виде качающейся пяты из стали с амортизатором. Масло- и водорадиаторы были разработаны по типу машины "С", но с некоторым завышением размеров проходного сечения из-за более теплонапряженного режима двигателей по сравнению с М-103. Стабилизатор был выполнен обычным с размахом 4,5 м без применения концевых шайб, которые были нужны предыдущей машине для наилучшего обзора назад бортовому стрелку. Наибольшая скорость, которую должен был развивать самолет оценивалась в эскизном проекте 750 км/ч. Время набора высоты 5000 м составляло 5 мин. Потолок - 9500 м. Ударной была расчетная дальность полета - 2000 км на 0,8 V макс.

Все стрелково-пушечное вооружение находилось в крыле. За обтекателями стоек шасси были устроены две 23-х мм пушки ВЯ системы Волкова и Ярцева, далее по размаху - четыре крупнокалиберных пулемета М.Е. Березина. Под консолями крыла была возможна внешняя подвеска двух или четырех бомб калибра от 100 кг до 250 кг.

После проведения летных исследований самолетов "С" и "2С" была выяснена их бесперспективность, и на истребителе И-1 Болховитинов пытался вывезти свою "спарку" в первый полет, назначенный на середину июня 1941 г. Однако, в свете известных событий той поры, а его истребитель не был достроен из-за перенацеливания деятельности ОКБ на ближний истребитель с ЖРД БИ. С началом войны тема И-1 вместе с другими запроектированными самолетами была закрыта. С ракетным перехватчиком БИ ОКБ мучилось вплоть до 1947 г. В проекте И-1 были намечены многие новые технологические приемы сборки, клепки и склейки деталей самолета, катапультирование летчика в полете, соответствующее диапазону скоростей 600-750 км/ч.

Геометрическая сводка по И-1 приводится здесь за неимением других сведений по этому интересному проекту. Размах крыла - 13,8 м, длина самолета - 12,96 м, площадь элерона - 1,55 м², площадь щитка-закрылка - 4,155 м², размах ГО - 4,5 м, размах элерона - 4,0 м, V крыла - 4°, ширина колеи шасси - 2.87 м, база шасси -9,36 м, габариты главных колес 2×800×280 мм.

Характеристики И-1
Экипаж 1
Размеры
Размах крыла, м 13,80
Площадь крыла, м² 22,90
Длина самолета, м 12,96
Силовая установка
2 × ПД АМ-107, л.с. 2 × 860
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета, кг 2560
Максимальная взлетная, кг 4810
Летные данные
Максимальная скорость у земли, км/час 640
Максимальная скорость на высоте, км/час 750
Практическая дальность, км 2000
Скороподъемность, м/мин 1000
Практический потолок, м 10000
Вооружение
Две 23-мм пушки ВЯ и четыре 12.7-мм пулемета БС
две-четыре бомбы калибра от 100 кг до 250 кг.
Фото Описание
И-1 Болховитинова

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:


05.10. 2022.

Болховитинов был одним из первых выпускников ВВИА им. Н.Е.Жуковского (1936 г.) и проработал там около 45 лет в качестве преподавателя, профессора и заведующего кафедрой самолетостроения. Кроме того, он занимался постройкой опытных и серийных самолетов, которые строились на различных заводах.
---

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • Тяжелые истребители И-1 М-107 / Ивнамин Султанов. АиК 2000-01./