Авиация Второй мировой

Home English

ТБ-1

ОКБ Туполева

ТБ-1
  • Тяжелый бомбардировщик
  • Первый полет: 1925
  • ОКБ Туполева

ТБ-1 (АНТ-4) - первый советский цельнометаллический бомбардировщик-моноплан, первый отечественный поступивший в серийное производство. Основным материалом являлся кольчугалюминий, советский аналог немецкого дюралюминия, выпускавшийся на заводе в Кольчугино. Из него делались трубы и гофрированный лист.

ВВС заказали несколько сотен ТБ-1, что позволяло перейти к созданию соединений тяжелых бомбардировщиков.

После того, как в Рыбинске освоили производство отечественной модификации BMW VI под названием М-17, представилась возможность отказаться от импорта. М-17 впервые опробовали на ТБ-1 № 623. Наш мотор при той же мощности был тяжелее немецкого, поэтому вес пустого самолета возрос примерно на 100 кг. С 46-го серийного самолета двигателями М-17 стали оснащать все бомбардировщики. Эти машины официально именовались ТБ-1 - 2М-17.

С конца осени 1930 г. самолеты отправлялись с завода на лыжах. В начале года провели сравнительные испытания нескольких типов лыж, сконструированных в ЦАГИ и на заводе № 28. Первые делались целиком из кольчугалюминия, вторые были деревянными с козелком из стальных труб. Металлические оказались прочнее и легче, но вдвое дороже. В итоге выбрали облегченные лыжи завода № 28 с усиленной обшивкой. Их запустили в производство и стали отправлять во все эскадрильи, вооружавшиеся новыми бомбардировщиками.

ТБ-1 на лыжном шасси

ТБ-1 на лыжном шасси

Массовое производство ТБ-1 пошло в 1931 г. Головным самолетом года, на котором внесли целый ряд важных изменений, считался бомбардировщик № 670. В носовой части фюзеляжа он имел усиленную раму с вваренной в нее стальной трубой. К ней крепились ушки торпедной подвески. Противопожарная перегородка в мотогондолах стала трехслойной: между двумя листами кольчугалюминия находился асбест. Верхнюю обшивку фюзеляжа за пилотской кабиной подкрепили дополнительным профилем. На правом борту сделали люк, облегчавший подвеску нижних бомб на Дер-9. Поворот жалюзи радиаторов стал осуществляться не секторами, а штурвалами. Управление рулями высоты перевели на смешанную схему: в хвостовой части тросы заменили трубчатыми тягами. Заднюю часть глушителей начали делать из стали - железные слишком быстро прогорали. Баллон сжатого воздуха, ранее стоявший вертикально, положили на бок в деревянную коробку, обитую изнутри войлоком.

Модернизировали стрелковое вооружение. Устаревшие пулеметы "Льюис" заменили более скорострельными отечественными ДА. Они также стояли парами на тех же турелях, но боезапас изменился. Если к "льюисам" в носовой установке придавали по 10 дисков, а в двух остальных по 12, то для ДА, соответственно, - 22 и 24 диска. Пулемет ДА впервые опробовали еще на "дублере" в марте 1929 г., заменив пару "льюисов" на носовой турели Тур-6. Но нехватка нового оружия привела к тому, что массово этот пулемет стали монтировать только в 1931 г.

ТБ-1П

Бомбардировщик-торпедоносец

ТБ-1П с макетом торпеды
  • Бомбардировщик-торпедоносец
  • Первый полет: 1929
  • ОКБ Туполева

ТБ-1П - бомбардировщик-торпедоносец, созданный на основе ТБ-1. В сентябре 1929 г. УВВС сообщило ЦАГИ о желании получить часть серийных ТБ-1 в морском варианте и сделало запрос о рекомендуемом типе поплавков. 30 октября 1929 г. в УВВС решили заказать морское шасси в Англии, у известной английской фирмы "Шорт". В апреле 1931 г. в Таганрог перегнали один из серийных ТБ-1. Три месяца заняли его сборка и установка на поплавки. 15 июня машину передали морскому отделу НИИ ВВС и перегнали в Севастополь, где проводили госиспытания до конца августа 1931 года.

Увеличение веса пустого самолета и дополнительное аэродинамическое сопротивление от поплавков снизили лётные данные машины. Максимальная скорость не превышала 185 км/ч, потолок - 3620 м. Существенно ухудшились маневренность и скороподъемность. Тем не менее, результаты признали удовлетворительными. По сравнению с имевшимися в морских эскадрильях поплавковыми ЮГ-1 и летающими лодками "Валь", ТБ-1 а выгодно отличался возможностью несения боеприпасов крупных калибров, необходимых для поражения боевых кораблей. Машину приняли на вооружение ВВС РККА.

Начали готовиться к серийному производству поплавков. Английский образец обмерили и выполнили чертежи. Серию хотели поручить заводу № 22, но он был перегружен другими заказами. В результате документацию и поплавок-образец перевезли в Таганрог. Там их стали производить под названием "тип Ж" и устанавливать на самолеты, прибывавшие из Москвы.

Монтаж поплавков велся уже после прекращения производства ТБ-1. Всего доработке подверглись 66 самолетов. Серийные поплавковые бомбардировщики именовали ТБ-1П или иногда МТБ-1.


ТБ-1П
Экипаж 6
Геометрия
Длина самолета, м 18,90
Размах крыла, м 28,70
Площадь крыла, м² 120,00
Массы, кг
Пустого 5016
Нормальная взлетная 7500
Силовая установка
2 × ПД М-17
Мощность взлетная, л.с. 2 × 680
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 186
Крейсерская скорость, км/ч 158
Практическая дальность, км 950
Практический потолок, м 3620
Вооружение
6 × 7,62-мм пулемета ПВ-1, бомб, кг 1000

Фото Описание
Схема ТБ-1 Схема ТБ-1П
Схема АНТ-4бис (ТБ-1П) Схема ТБ-1П

ТБ-1П активно использовались на Балтике, но из-за нехватки мин и торпед фактически служили только как разведчики и бомбардировщики. Зимой их переставляли на лыжи или колеса. В сентябре 1934 г. 122-ю эскадрилью привлекли к поискам затонувшей в Финском заливе после взрыва подводной лодки Л-2 ("Сталинец"). Ее нашел и помог вывезти раненых экипаж комэска A.M. Вирака.

Реально на 1 сентября 1936 г. в составе советской минно-торпедной авиации было всего шесть эскадрилий, из них четыре - на ТБ-1 (на Балтийском флоте две - 121-я и 122-я; на Черном море - одна и неполная, 34-я; и одна, 109-я, - на Тихом океане). Последнюю на следующий год перевооружили на ТБ-3. Еще 12 самолетов имелись в школе в Ейске.

ТБ-1Р

В последующие два года положение мало улучшилось. 34-я эскадрилья в Евпатории сдала изношенные ТБ-1П, получив Р-5Т. На 1 января 1938 г. в боевых частях морской авиации насчитывалось 38 ТБ-1 и ТБ-1 П. В том же году поступило распоряжение их списать или сдать во вспомогательные подразделения.

К 25 сентября 1940 г. у морских летчиков еще сохранялись 14 ТБ-1, из которых могли летать только шесть. Все они использовались в учебных целях или для транспортных перевозок.

Источники

  • Тяжелый бомбардировщик ТБ-1 / В.Ригмант, В.Котельников./
  • Гидросамолеты и экранопланы России /Г.Ф. Петров./
  • История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950 гг. /В.Б. Шавров/

Ваше имя (Nick):
Ваш e-mail:
Введите число 5146563:
Ваш пост:

08 07 2020.
Чисто наступательным оружием считались "низкие" торпеды. Вооруженный ими самолет мог действовать в одиночку или в группе, а также во взаимодействии с надводными кораблями - по обстановке. Прицеливание осуществлялось по примитивным прицелам реечного типа, позволявшим грубо оценить упреждение. На ТБ-1 сначала ставили переделанные в ОТБ прицелы КП-2 с торпедных катеров. Затем их заменили более сложными ПТ-136. Они уже имели оптический дальномер для определения дистанции сбрасывания и векторный механизм-построитель для учета скорости движения самолета и торпеды.
Подготовка летчиков морской авиации велась в Ейске. В 1932 г. находившаяся там школа получила первые ТБ-1. К январю 1935 г. там имелось уже 26 самолетов этого типа.
Руководство ВВС строило грандиозные планы по расширению минно-торпедной авиации. 4 октября 1933 г. начальник штаба ВВС приказал начать подготовку к формированию сразу десяти эскадрилий (в том числе четырех на ТБ-1). 29 декабря в округа поступает новый план - сформировать восемь эскадрилий (из них семь - на ТБ-1). Почти все они должны были дислоцироваться на Дальнем Востоке. Но эти планы не были реализованы.
---