![]() |
![]() ![]() |
ТБ-1ПБомбардировщик-торпедоносецОКБ Туполева![]() ТБ-1П - бомбардировщик-торпедоносец, созданный на основе первого советского цельнометаллического тяжелого бомбардировщика ТБ-1. В сентябре 1929 г. УВВС сообщило ЦАГИ о желании получить часть серийных ТБ-1 в морском варианте и сделало запрос о рекомендуемом типе поплавков. 30 октября 1929 г. в УВВС решили заказать морское шасси в Англии, у известной английской фирмы "Шорт". В апреле 1931 г. в Таганрог перегнали один из серийных ТБ-1. Три месяца заняли его сборка и установка на поплавки. 15 июня машину передали морскому отделу НИИ ВВС и перегнали в Севастополь, где проводили госиспытания до конца августа 1931 года. Увеличение веса пустого самолета и дополнительное аэродинамическое сопротивление от поплавков снизили лётные данные машины. Максимальная скорость не превышала 185 км/ч, потолок - 3620 м. Существенно ухудшились маневренность и скороподъемность. Тем не менее, результаты признали удовлетворительными. По сравнению с имевшимися в морских эскадрильях поплавковыми ЮГ-1 и летающими лодками "Валь", ТБ-1 а выгодно отличался возможностью несения боеприпасов крупных калибров, необходимых для поражения боевых кораблей. Машину приняли на вооружение ВВС РККА. Начали готовиться к серийному производству поплавков. Английский образец обмерили и выполнили чертежи. Серию хотели поручить заводу № 22, но он был перегружен другими заказами. В результате документацию и поплавок-образец перевезли в Таганрог. Там их стали производить под названием "тип Ж" и устанавливать на самолеты, прибывавшие из Москвы. Монтаж поплавков велся уже после прекращения производства ТБ-1. Всего доработке подверглись 66 самолетов. Серийные поплавковые бомбардировщики именовали ТБ-1П или иногда МТБ-1.
ТБ-1П активно использовались на Балтике, но из-за нехватки мин и торпед фактически служили только как разведчики и бомбардировщики. Зимой их переставляли на лыжи или колеса. В сентябре 1934 г. 122-ю эскадрилью привлекли к поискам затонувшей в Финском заливе после взрыва подводной лодки Л-2 ("Сталинец"). Ее нашел и помог вывезти раненых экипаж комэска A.M. Вирака. Реально на 1 сентября 1936 г. в составе советской минно-торпедной авиации было всего шесть эскадрилий, из них четыре - на ТБ-1 (на Балтийском флоте две - 121-я и 122-я; на Черном море - одна и неполная, 34-я; и одна, 109-я, - на Тихом океане). Последнюю на следующий год перевооружили на ТБ-3. Еще 12 самолетов имелись в школе в Ейске. В последующие два года положение мало улучшилось. 34-я эскадрилья в Евпатории сдала изношенные ТБ-1П, получив Р-5Т. На 1 января 1938 г. в боевых частях морской авиации насчитывалось 38 ТБ-1 и ТБ-1 П. В том же году поступило распоряжение их списать или сдать во вспомогательные подразделения. К 25 сентября 1940 г. у морских летчиков еще сохранялись 14 ТБ-1, из которых могли летать только шесть. Все они использовались в учебных целях или для транспортных перевозок. Источники
![]() ТБ-1 на лыжном шасси 08 07 2020.
|
Вооружение
Бериев
Ермолаев
Ильюшин
Лавочкин
Микоян
Петляков
Поликарпов
Сухой
Туполев
Яковлев
Опытные
Статьи
Бои
Асы
Люди и самолеты
Фото и схемы
Аббр.
|
©AirPages
|
![]() |