Авиация Второй мировой

Home English

Ту-2ВС

Фронтовой бомбардировщик

ОКБ Туполева

Ту-2BC

Третий самолет «103В» (В - высотный) планировалось оснастить двигателями М-120 с турбонаддувом ТК-2. Но было одно «но» - весной 1939 года двигателей М-120 еще не существовало в металле. Поэтому их решили заменить звездообразными моторами М-82 мощностью 1330/1700 л.с. Предполагалось, что машина будет готова к 15 августа 1941 года. Однако из-за эвакуации сроки выдержать не удалось. Недоделанный самолет «103В» отправили в Омск на завод № 166. Существовало и другое «но» - завода № 166 также еще не существовало. Имелся только пустой недостроенный цех, где и следовало собирать самолеты. Прототипы и первые машины собирались под натянутым вместо крыши брезентом.7 октября 1941 года А.Н. Туполева назначили на должность главного конструктора завода № 166.

В октябре 1941 года закончили сборку прототипа «103В» 2М-82 («60»), а 12 ноября 1941 года скомплектовали экипаж для опытного полета: пилот М.П. Васякин, штурман Н.М. Панченко, инженер Ю.К. Стоман. Чтобы не терять времени, заводские и государственные испытания проходили одновременно.

Самолет облетали 15 декабря 1941 года, а цикл испытаний длился до 22 августа 1942 года. Столь растянутые сроки объяснялись крайне ненадежными двигателями М-82А. Их отказы постоянно заставляли переделывать крылья и мотогондолы. В августе 1942 года самолет уже заметно отличался от себя самого в декабре 1941.

В период испытаний машине присвоили обозначение Ту-2, которое официально было закреплено приказом НКАП № 234 от 28 марта 1942 года.

Серийный выпуск Ту-2 начался еще до официального завершения государственных испытаний. Машины первой производственной серии собирались из деталей, изготовленных еще в Москве для «103У». Планеры первой серии несли обозначение «103ВС» (с марта 1942 года Ту-2 2М-82). Первая серия из пяти Ту-2 была готова уже в апреле 1942 года. Другую серию - также пять штук - собрали в апреле-мае.

До конца октября, когда выпуск Ту-2 прекратился, завод № 166 дал 80 машин. Некоторые из них представляли собой разведчики, но большинство выпустили в варианте фронтового бомбардировщика.

В апреле 1942 года три серийных Ту-2, выпущенных заводом № 166, передали для войсковых испытаний. Первый этап испытании проходил в тылу, на подмосковном аэродроме в Чкаловске. Облетывали самолеты экипажи из числа сотрудников НИИ ВВС. Первый этап испытаний закончился 29 июля 1942 года. К боевым испытания удалось приступить лишь в сентябре 1942 года, когда удалось добиться от двигателей М-82 достаточно надежной работы.

Определить характеристики «103В» точно не представлялось возможным из-за того, что моторы М-82 недобирали мощности. Недостатки, отмеченные в конструкции самолета, исправляли уже в ходе серийного выпуска. Чтобы окончательно определить характеристики машины, из числа выпущенных машин на испытания взяли самолет с серийным номером 100308. В его конструкции учли все пожелания, высказанные в ходе государственных и заводских испытаний.

Самолет «100308» проходил испытания с 13 сентября по 28 октября 1942 года на уральском аэродроме Кольцове Испытания были прерваны аварией, в ходе которой самолет пришлось сажать на брюхо. До этого удалось совершить 44 полета общей длительностью 32 часа.

В ходе испытаний определилось, что Ту-2 - современный бомбардировщик, отличающийся большой бомбонагрузкой, большой дальностью полета, мощным оборонительным вооружением, а также обладающий высокими летными качествами и легкий в пилотировании.

Но к самолету предъявили и ряд претензий. Скорость на высоте 6000 м была на 66 км/ч меньше ожидаемой, практический потолок также не превышал 6000 м. Все недостатки объяснялись неудовлетворительной работой двигателей М-82. Даже удачные войсковые испытания не спасли Ту-2. Приказом ГКО № 763 от 10 октября 1942 года серийный выпуск Ту-2 прекратили.

Завод № 166 успел выпустить 80 Ту-2 и переключился на выпуск истребителей Як-9. Туполев отправился в Москву, защищать свою машину, но попасть в высокие кабинеты ему не удалось, и судьба Ту-2, казалось, была решена.


Ту-2
«103У» Ту-2 Ту-2 «100308»
Экипаж, чел 4 4 4
Год выпуска 1941 1942 1942
Геометрия
Длина самолета, м 13,8 13,7 13,3
Размах крыла, м 18,8 18,8 18,86
Площадь крыла, м²     48.52
Высота самолета, м 4,5 4,55 4,17
Массы, кг
Взлетный вес норм. 10 435 10 343 10 537
макс. 11 477 11 773 11 768
Силовая установка
Мотор 2х АМ-37 2х М-82А 2х М-82
Мощность, л.с. 2x 1400 2x 1330 2x 1700
Винт ВИШ- 61И АВ-5 -167А АВ-5- 167А
Диаметр винта, м 3,8 3,8 3,8
Лётные данные
Max V H=0 км/ч   460  
км/ч 610 530 521
на H, м 7800 3200 3200
Скоропод ъемность мин 9,5 8,86  
на H, м 5000 4500  
Практический потолок, м 10 500 9000 9000
Дальность полета, км 1900 2000 2020
Разбег, м   516  
Пробег, м 730   640  
Вооружение
Бомбовая нагрузка, кг норм. 1000 1000 1000
макс. 2000 3000 2000
Оборон. вооружение ШВАК 20мм 2 2 2
ШКАС 7,62мм 5 5 3
РС-82 (РС-132) 10 10 10
Фото Описание
Схема Ту-2 ВС
Прототип 103ВС на заводе № 166 в Омске, весна 1942 года.
Серийный Ту-2ВС (100717) из последней 7-й серии завода № 166, выпущенный 24 декабря 1942 года в Омске.

Подробно

Фото Описание
Верхняя фюзеляжная установка со ШКАС опытного самолета «103-В» Верхняя фюзеляжная установка со ШКАС и боезапасом в 1000 патронов опытного самолета «103-В»
Прибориая доска опытного самолета «103-В» Приборная доска опытного самолета «103-В»
Правый борт рабочего места летчика опытного самолета «103-В» Правый борт (рабочее место летчика) опытного самолета «103-В»
Левый борт рабочего места штурмана опытного самолета «103-В» Левый борт рабочего места штурмана. Видны центральный распределительный щит, радиополукомпас, столик и командный прибор АФА-ИМ опытного самолета «103-В»
Левый борт (рабочее место летчика) опытного самолета «103-В» Левый борт (рабочее место летчика) опытного самолета «103-В»
Аварийная посадка опытного экземпляра самолета «103-В» Аварийная посадка опытного экземпляра самолета «103-В». Летчик И.И. Шелест, Омск, 25 марта 1943 г.
Аварийная посадка опытного экземпляра самолета «103-В»

Тот же самолет

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Самолеты сталинских соколов" /К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк/
  • "Война в воздухе" /№ 66, № 67/
  • "Советские самолеты" /А.С. Яковлев/
  • "Ту-2 лучший бомбардировщик Великой Отечественной." /Николай Якубович/