Испытания Ту-2.
Государственные же испытания Ту-2 начались 13 сентября 1942 г. на машине № 100308 (восьмой самолет третьей серии или 18-я серийная машина) с воздушными винтами АВ-5-167А диаметром 3,8 м. Самолет по геометрическим параметрам не отличался от опытного «103-В», но изменили узлы стыковки отъемных частей крыла с центропланом, в хвостовой части фюзеляжа снизу сделали люк лля стрелка и стрелка-радиста, изменили конструкцию тормозов колес и установили стопор костыля. Воздушные тормоза (решетки) убирались (под крылом) заподлицо с обшивкой.
Вооружение на блистерной (у штурмана) и люковой (у стрелка) установках ШКАСы заменили на пулеметы УБТ Березина, а у стрелка-радиста установку ТСС-1 поменяли на ТСС-4. Кроме этого под крылом подвешивалось до десяти реактивных снарядов PC-132. Для стрельбы вперед предназначались две неподвижных пушки в центроплане крыла и два ШКАСа — в носовой части фюзеляжа.
Максимальная бомбовая на грузка достигала 2000 кг (нормальная — 1000 кг), но на бомбодержателях при необходимости можно было подвешивать до 3000 кг. При этом как на внутренних, так и наружных замках могли подвешиваться лишь фугасные бомбы. Подвеска осколочных и зажигательных бомб, также химических ампул не была предусмотрена.
На борту самолета появился автомат курса, существенно упростивший пилотирование самолета. В итоге самолет потяжелел по сравнению с опытным «103-В» на 266 кг.
Испытания продолжались по 28 октября, но завершить их не удалось, поскольку при очередном полете на бомбометание Ту-2 совершил вынужденную посадку и получил повреждения.
Кабина стрелка-радиста самолета № 100308. Слева видны радиостанция РСБ-бис, кислородный баллон и умформер (вверху)
Летные оценки самолета Ту-2, сделанные ведущим летчиком В.И. Ждановым и летчиком облета М.А. Нюхтиковым:
«Самолет рулит устойчиво, писал Валериан Иванович, — при любом направлении ветра. Тормоза эффективны. Тенденций к разворотам на взлете нет.
При наборе высоты на номинальном газе самолет имеет заворачивающий и креняшии момент влево, который легко парируется рулями.
Наивыгоднейшая скорость набора высоты до 3000 м 300-310 км/ч по прибору, выше — уменьшается на 5-6 км/ч через каждые 1000 метров.
В горизонтальном полете на всем диапазоне скоростей самолет легко балансируется триммерами и устойчиво идет с брошенным управлением.
Виражит самолет устойчиво на скорости 360-420 км/ч. На виражах самолет особо послушен рулям направления; нагрузки на рулях не ощущаются, что затрудняет выполнение координированного виража.
Полет на одном моторе с полетным весом 10 500 кг возможен до высоты 3000 метров.
Нагрузки на рулях при полете на одном моторе допустимые и возможно удерживать самолет без снятия нагрузок триммерами...
Посадка по технике пилотирования простая. Тенденций к разворотам нет.
Тормоза на пробеге эффективны, но вследствие малого рабочего хода педалей тормозят резко.
Самолет пикирует устойчиво.
Обзор при выходе к цели и наводке на цель хороший. После выпуска решеток самолет легко удерживается в горизонтальном полете. Усилия на штурвале при этом небольшие.
При вводе в пикирование наблюдалась раскрутка винтов.
Автомат пикирования АП-3 работал хорошо.
Самолет нормально пикирует без воздушных тормозов.
Полеты ночью по технике пилотирования ничем не отличаются от дневных. Освешение кабины неудовлетворительное».
М.А. Нюхтиков, испытывавший самолет «103» отмечал:
«Обзор в стороны с самолета Ту-2, относительно самолета «103» с моторами АМ-37, несколько ухудшился за счет:
а/ ухудшения качества плексигласа;
б/ замены плексигласа на дюралевую полоску на левой перемычке фонаря;
в/ больших габаритов моторных гондол;
В кабине стало тесно за счет:
а/ поднятия педалей;
б/ увеличения баранки штурвала;
в/ придвинутости сиденья вперед от штурмана и увеличения толщины и размеров бронеспинки...
Управление самолетом стало легче, чем на самолете «103У».
Динамически самолет устойчив по всем трем осям. В сравнении с поперечной устойчивостью путевая устойчивость недостаточная, что с наличием небольшой перекомпенсации рулей поворота создает неприятную дисгармонию в нагрузках на ноги и элероны. Последнее особенно сказывается на виражах. Координированный вираж выполнить не удалось».
|