Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
РТЭ и РЛЭ По-2 1937 По-2 1951 Техническое описание

Самолет По-2 и его модификации.

М.В. Липатов. Редиздат Аэрофлота. Москва-1951.

Глава VIII. Оборудование самолета.

   Оборудование самолета состоит из приборного, электрооборудования и вспомогательного оборудования.

1. Приборное оборудование

   На самолете По-2 установлены две группы приборов:

  • 1. Приборы контроля мотора.
  • 2. Пилотажно навигационные приборы.

К первой группе приборов относятся: манометр масла, термометр масла, термометр рабочей смеси, манометр бензина, счетчик числа оборотов коленчатого вала и гидростатический бензиномер.

Ко второй группе приборов относятся: высотомер, указатель скорости, магнитный компас, авиагоризонт, выриометр, указатель поворота и скольжения и авиационные часы.

Все приборы расположены на приборных досках, которые установлены в первой и второй кабинах. На модифицированных самолетах По-2 все приборы размещены только в порвой кабине (пилота). Расположение приборов на приборных досках самолета По-2 показано на рис. 114 и 115.

Приборная доска По-2 первой кабины

Рис. 114. Приборная доска По-2 первой кабины.

   Приборная доска состоит из фанерной панели, жестко соединенной с фюзеляжем, к съемной дуралюминовой панели, окрашенной черным лаком. Дуралюминовая панель соединяется с фанерной панелью при помощи четырех болтов с амортизацией. Приборы крепятся при помощи стандартных крепежных колец.

Приборная доска По-2 второй кабины

Рис. 115. Приборная доска По-2 второй кабины.

Приборы контроля работы мотора

Манометр масла служит для определения давления масла, поступающего в мотор. С помощью манометра можно своевременно определить падение давления масла и предотвратить повреждения мотора. Манометр измеряет избыточное давление.

Манометр масла состоит из трех основных частей: приемника, трубопровода и измерителя. Шкала измерителя имеет деления от 0 до 15 кг/см², цена деления 1 кг/см². Для передачи давления в трубопровод заливается незамерзающая жидкость — толуол (каменноугольный бензин).

Аэротермометр служит для измерения температуры масла в моторе. На самолете По-2 аэротермометр измеряет температуру масла, выходящего из мотора. Второй аэротермометр измеряет температуру рабочей смеси в смесительной камере карбюратора. Принцип действия аэротермометра основан на измерении давления насыщенных паров низкокипящей жидкости (метилхлорид) в зависимости от температуры нагрева приемника.

Аэротермометр состоит из трех частей: приемника, трубопровода и измерителя. На шкале измерителя нанесены деления от 0 до 125°С, цена деления 5°С.

Приемник аэротермометра масла устанавливается в маслосборнике мотора. Приемник аэротермометра рабочей смеси устанавливается в специальном штуцере на задней крышке картера мотора—слева.

Счетчик числа оборотов служит для определения числа оборотов в минуту коленчатого вала мотора. Зная число оборотов мотора, можно судить о мощности, развиваемой мотором (так, например, при 1640 об/мин эксплуатационная мощность мотора достигает 100—103 л. с).

На самолетах По-2 и его прежних выпусков установлены центробежные счетчики числа оборотов. Указатель счетчика числа оборотов устанавливается на левой стойке центроплана. На самолетах По-2 последних выпусков установлен электрический дистанционный счетчик числа оборотов типа ТЭ-22 или ТЭ-45. Центробежные счетчики числа оборотов основаны на принципе измерения центробежной силы, развиваемой вращающимся грузом (или несколькими грузиками).

Счетчик числа оборотов состоит из гибкого валика и указателя. Шкала счетчика А-2 градуирована от 400 до 2200 об/мин. Шкала счетчика в стандартном корпусе градуирована, от 400 до 3000 об/мии, цена деления в обоих приборах 50 об/мин.

Электрический дистанционный счетчик состоит из датчика, указателя и проводов. Датчик является трехфазным генератором. Датчик вращается при помощи гибкого валика, соединенного с коленчатым валом мотора. Датчик установлен на противопожарной перегородке. Указатель имеет две стрелки; малая стрелка показывает величину, в десять раз большую, чем большая стрелка. На шкале нанесены цифры от 0 до 9. Цифры шкалы для большой стрелки нужно умножать на 100, а для малой — на 1000. Цена деления для большой стрелки 20 об/мин, а для малой - 200 об/мин. Диапазон измерения от 0 до 3500 об/мин.

Гидростатический бензиномер служит для определения количества горючего в бензобаке.

Принципиальная схема работы гидростатического бензиномера

Рис. 116. Принципиальная схема работы гидростатического бензиномера.

1- измеритель; 2- чувствительный элемент; 3- насос; 4- приемник (трубка).

   Прибор (рис. 116) основан на принципе измерения давления горючего на дне бака. В комплект беизиномера входит: измеритель, приемник, насос и трубопроводы, соединяющие измеритель и насос с приемником.

Измеритель показывает в килограммах количество бензина в баке. На шкале измерителя нанесены цифры от 0 до 150 кг.

Категорически запрещается пользоваться бензиномером, если в баке нет горючего.

Пилотажно-навигационые приборы

   Высотомер служит для определения высоты полета. Работа прибора (рис. 117) основана на принципе измерения давления атмосферного воздуха, т.е. прибор является по существу барометром, но его шкала разградуирована не в единицах давления, а в единицах высоты.

Рис. 117. Внешний вид и принципиальная схема высотомера.

На самолетах По-2 установлен двухстрелочный высотомер. Высотомер имеет две шкалы: шкалу высот и шкалу давлений. Прибор может измерять высоту от 0 до 10 000 м; цена деления для большой стрелки 10 м, а для малой — 1000 м.

Шкала давлений служит для внесения поправок в показаниях прибора, если давление у земли в том месте, где летит самолет или где будет произведена посадка, не совпадает с давлением у земли в момент вылета. На шкале давления нанесены цифры от 670 до 790 мм рт. ст., через 10 мм рт. ст., цена деления 1 мм рт. ст.

Указатель воздушной скорости служит для определения скорости самолета относительно воздуха. Работа прибора (рис. 118) основана на принципе замера динамического напора;

где р — динамическое давление; — массовая плотность воздуха; V — воздушная скорость.

Указатель скорости состоит из приемника воздушных давлений (ПВД), измерителя и щюводки (рис. 119). Указатель скорости: на самолетах типа По-2 установлен со шкалой от О до 300 или 350 км/час. Шкала имеет оцифровку через 50 км/час, цена деления 10 км/час.

Внешний вид и принципиальная схема высотомера

Рис. 118. Внешний вид и принципиальная схема высотомера.

   1- приемник воздушных давлений (ПВД); 2- динамический трубопровод; 3- статический трубопровод; 4- измеритель.

   Вариометр служит для определения скороподъемности и скорости снижения самолета. Вариометр дает возможность вести горизонтально самолет на заданной высоте полета, сохранять режим подъема или снижения с постоянным углом.

Вариометр

Рис. 120.Вариометр.

   Работа вариометра (рис. 120) основана на принципе измерения разности давлений между наружным воздухом на какой-то высоте и внутри сосуда, сообщенного с атмосферой через капилляр. Эта разность давления возникает в результате вертикального перемещения сосуда. Шкала вариометра имеет диапазон от 0 до ± 10 м/сек, цена деления 1 м/сек, оцифровка через 5 м/сек.

Магнитный компас служит для определения курса самолета и для сохранения заданного курса в полете. Магнитный компас основан на принципе взаимодействия магнитной стрелки с земным магнетизмом — магнитная стрелка устанавливается своей осью з плоскости магнитного меридиана.

На самолетах По-2 устанавливаются компасы двух типов: КИ-10 или КИ-11.

Шкала компаса разградуирована на 360° с делениями через 5° и оцифровкой через 30°. Основные румбы обозначены через N, Е, S и W причем N нанесен против южных концов магнита, a S — против северных, вследствие вертикального расположения шкалы прибора.

Дата публикации на сайте: 12.07.2011

Форум

©AirPages
2003-