Авиация Второй мировой

Home English

У-2ВС

У-2ВС на лыжном шасси
  • Легкий ночной бомбардировщик
  • ОКБ Поликарпова

Обычно существует представление, что У-2ВС появился в период Великой Отечественной войны. В действительности, еще 7 декабря 1931 г. Заместитель Председателя РВС, Заместитель Наркома по Военным и Морским делам Я. Б. Гамарник сообщал, что на вооружение Красной Армии предлагается ввести самолет У-2 М-11 в качестве самолета-сопроводителя. Сопровождать предполагалось пехоту, кавалерию и моторизованные части на марше с целью разведки впереди лежащей местности. При этом рассчитывалось, что самолет-сопроводитель можно будет перевозить в боевых порядках походных колонн на буксире или в кузове полуторки.

Начальник ВВС РККА Я. И. Алкснис согласился с этим предложением, но отметил, что при этом на У-2 необходимо установить вооружение. Такой вариант самолета У-2 — У-2ВС — был создан в ОКБ Поликарпова в 1932 г., а в 1933 г. успешно прошел государственные испытания и был принят на вооружение. В июне-июле 1933 г. У-2ВС проходил войсковые испытания в Борисоглебской школе. По их результатам сделали вывод о целесообразности использования самолета в качестве учебно-боевого. У-2ВС в 1935-36 годах выпускался относительно большой серией. Было построено 468 экземпляров. Приемка самолетов осуществлялась по требованиям, изложенным в авиационном стандарте 93 СТУ, разработанным Объединенным Бюро Стандартизации ГУАП.

Стандарт определял основные геометрические размеры самолета У-2 М-11(воор) — У-2ВС.

Весовые характеристики: полетный вес — 1064,00 кг.

вес пустого самолета — 726,22 кг,

вес полной нагрузки — 237,76 кг.

Стрелковое вооружение предусматривало использование переднего огня в виде синхронного крыльевого пулемета ПВ-1 с запасом 200 патронов (ленточное питание) и заднего огня — шкворневой турели ТУР-7 под пулемет Дегтярева ДТ с запасом 252 патрона, размещенных в четырех сменных магазинах.

Бомбардировочное вооружение предусматривало подвеску шести бомб калибра 8 кг. Управление сбросом бомб механическое. Прицел для бомбометания — АП-2.

На приборной доске летчика размещались: указатель скорости, высотомер, указатели поворота и скольжения, навигационные приборы — компас и часы, приборы контроля работы мотора — тахометр, манометр давления масла, термометр масла. Для улучшения обзора задней полусферы было установлено зеркало, предусматривалось переговорное устройство для связи между членами экипажа.

Приборное оборудование кабины наблюдателя включало: указатель скорости, высотомер, манометр и термометр масла, компас.

Для обеспечения посадки в ночных условиях под нижним крылом устанавливались два посадочных факела.

Если вначале планировалось использовать У-2ВС преимущественно как легкий боевой самолет, то позднее он, в основном, стал применяться как учебно-тренировочный для обучения использованию стрелкового и бомбардировочного вооружения. В частности, об этом говорилось в отчете по специальным испытаниям У-2ВС в начале 1938 г. На самолете дополнительно устанавливалась фотоустановка ФТ-1 для обучения ведению фоторазведки.

С началом большой войны имевшиеся под рукой стандартные варианты У-2 стали переделывать в легкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Формирование установившегося облика серийного самолета У-2ВС периода войны шло постепенно и закончилось примерно к середине 1944 г.

В период с 4 по 8 сентября 1941 г. в стационарных авиамастерских № 163 ВВС Калининского фронта в г. Торжке 12 самолетов У-2 были оборудованы изготовленными из листового железа специальными кассетами для сброса зажигательных ампул АЖ-2 (жестяной шар емкостью 1л). Ампулы содержали самовоспламеняющуюся на воздухе смесь «КС».

Каждая кассета состояла из пяти жестко скрепленных между собой труб. В каждой трубе помещалось 10 ампул. Две таких кассеты крепились под консолями нижнего крыла. Управление сбросом — механическое (тросовое от простейшего механического бомбосбрасывателя). При сбросе все десять труб открывались одновременно. При этом крайние ампулы выпадали одновременно, а остальные последовательно серией.

10 сентября 42-го оборудованные подобным образом У-2 стали применять по живой силе и боевой технике противника. Действие было ошеломляющим. Одного попадания ампулы в любой германский танк или автомашину было достаточно для их поражения.

К сожалению, эффективное возгорание смеси «КС» находилось в большой зависимости от метеоусловий (главным образом, от температуры окружающего воздуха) и от наличия легковоспламеняющихся материалов в районе целей. В условиях же, благоприятных для применения смеси «КС», результаты ударов У-2 по танкам и другим целям являлись весьма высокими.

Кассеты могли снаряжаться и мелкими осколочными авиабомбами.

Инженерно-технический состав 31-й сад (командир — п-к С. А. Руденко) приспособил кассеты мелких бомб КМ Б с самолетов Ил-2 для подвески на У-2, что позволило поднять общую загрузку (осколочными бомбами весом от 1 до 25 кг, а также и зажигательными ампулами АЖ-2) до 300 кг. Это значительно повышало боевую эффективность У-2 при действии по живой силе противника, а при использовании зажигательных ампул АЖ-2 — и по танкам всех типов. Кроме этого, в кабине штурмана оборудовались места для размещения мелких авиабомб и гранат для сбрасывания их вручную.

С начала 1942 г. боевые варианты У-2 стали выпускаться и на серийных авиазаводах. Поначалу самолеты У-2ВС имели только 4 узла для подвески бомб весом до 32 кг (бомбодержатели Дер-5), что было явно недостаточно для эффективного боевого применения самолета. Поэтому в строевых частях проводились доработки. Боевые У-2ВС силами техсостава авиамастерских и авиачастей стали оборудоваться шестью балочными держателями типа Дер-6, позволявшими подвешивать фугасные бомбы типа ФАБ-50 и ФАБ-100. На некоторых У-2 устанавливались бомбодержатели под замок Дер-21, которые дотекали подвеску, кроме авиабомб калибра до 100 кг включительно, кассет КД-1-6. На каждую кассету можно было подвешивать шесть авиабомб калибром от 8 до 25 кг. Некоторые У-2 оснащались восемью ракетными орудиями РО-82 или РО-132 — по 4 орудия под каждую плоскость нижнего крыла. Когда потребовалось разрушать долговременные оборонительные укрепления немцев (ДОТы. ДЗОТы. бронеколпаки и т. д.), умельцы фронтовых авиамастерских, усилив нижнюю часть фюзеляжа самолета, осуществили подвеску на нем одной фугасной авиабомбы калибра 250 кг. Уникальной являлась произведенная инженером К. А. Москатовым подвеска под фюзеляжем У-2 бомбы в 500 кг и установка двух пулеметов на нижнем крыле.

Сброс авиабомб и пуск РСов осуществлялся путем нажатия на кнопку простейшего электробомбосбрасывателя.

С целью стандартизации и унификации вооружения У-2 Главный инженер ВВС РККА А. И. Репин весной 1942 г. узаконил бомбовое вооружение самолета У-2 в виде шести бомбодержателей типа Дер-7 с максимальной бомбовой нагрузкой до 300 кг. Однако в строевых частях продолжали встречаться самые различные варианты вооружения У-2, выполненные как местными умельцами, так и на заводах.

В июне 1942 г. в НИП АВ ВВС РККА проходил полигонные испытания У-2ВС производства завода № 387 (отчет утвержден 30.06.42 г.), который, в дополнение к стандартным шести внешним бомбодержателям, оборудовался двумя внутрифюзеляжными цилиндрическими кассетами мелких бомб. Кассеты устанавливались внутри фюзеляжа за кабиной штурмана и допускали загрузку мелкими бомбами калибра от 2,5 до 15 кг. Обе кассеты вмещали: или 68 осколочных авиабомб типа АО-2,5сч либо АО-2,5-2, или 48 зажигательных бомб типа ЗАБ-2,5, или 16 осколочных АО-8, или 10 штук АО-10, или 8 бомб типа АО-15.

Стрелковое вооружение У-2ВС 387-го завода состояло из курсового пулемета ШКАС (300 патронов), установленного на правой плоскости нижнего крыла, и одного пулемета ДА калибра 7,62 мм (боекомплект 4 магазина по 64 патрона) на шкворневой установке у штурмана.

В выводах отчета отмечалось, что кассеты завода № 387 расширяют диапазон и эффективность боевого применения У-2ВС. Рекомендовалось установить 2 крыльевых пулемета ШКАС, а пулемет ДА у штурмана заменить на ШКАС.

В период с 25 по 28 мая 1943 г. в НИП АВ ВВС проходил испытания противотанковый У-2ВС, вооруженный подкрыльевыми кассетами мелких бомб двух типов: АБК-П-100, вмещавшей 33 бомбы ПТАБ-2,5-1,5, и БАС-1, рассчитанной на 20 таких бомб. Испытывались У-2ВС со следующими вариантами бомбового вооружения: 4хАБК-П-100 и 6хБАС-1.

Испытания показали, что при сбрасывании ПТАБ с высоты 200 м с горизонтального полета при скорости полета 110-120 км/ч с использованием кассет АБК-П-100 общая область разрывов занимала полосу 12x124 м, а при использовании кассет БАС-1 - 13x192 м.

Расчеты показывают, что летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой в дневных условиях вполне мог обеспечить в одном заходе вероятность поражения одиночного танка с использованием кассет АБК-П-100 около 0,5 и не более 0,4 в случае применения кассет БАС-1.

Столь высокие результаты объясняются, прежде всего, тем, что площадь, занимаемая одним танком, составляла величину порядка 20-22 м², а попадание хотя бы одной ПТАБ в танк было вполне достаточным для вывода его из строя, в большинстве случаев безвозвратно.

По результатам полигонных испытаний противотанкового У-2ВС военными летчиками был сделан вывод о возможности использования такого самолета на фронте по своему прямому назначению (то есть, против танков) лишь в лунную ночь или при подсветке цели светящимися бомбами. Дневное применение У-2 против танков исключалось ввиду сильного насыщения переднего края огневыми средствами ПВО и истребителями противника.

С самого начала переоборудования У-2 в боевые машины летный и технический состав ВВС столкнулся с проблемой обеспечения эффективного прицеливания при бомбометании с У-2. Бомбовых прицелов для У-2, обеспечивающих требуемые точности бомбометания днем и, самое главное, ночью, на вооружении ВВС РККА не было. Поэтому в качестве бомбового прицела на У-2 применялись различные устройства, в основном самодельного характера. На некоторых самолетах на правом борту устанавливались механические визиры НВ-5. Однако, ввиду небольших скоростей полета У-2, углы прицеливания были невелики и находились как раз в «мертвой зоне» обзора нижней передней полусферы (из-за нижнего крыла). Так что прицельно бомбардировать было весьма затруднительно. Только после того, как в нижнем крыле самолета сделали прорезь, условия прицеливания при бомбометании вошли в норму.

Несмотря на найденное решение, нужда в специальном бомбовом прицеле для самолета У-2 не отпала. Уже к маю 1942 г. на заводе № 387 НКАП был разработан и испытан простейший бортовой визир, устанавливавшийся на все выпускавшиеся этим авиазаводом самолеты У-2.

Однако и этот визир не в полной мере удовлетворял требованиям боевого применения У-2, так как был рассчитан на бомбометание только с горизонтального полета в плоскости ветра при высоте полета не более 1000 м. Поэтому в июне 1942 г. Главное Управление ВВС дало задание заводу № 217 на разработку более совершенного прицела для самолетов У-2 и Р-5. Новый прицел должен был обеспечивать прицеливание при бомбометании, как с горизонтального полета, так и с планирования (до 30) днем и, главным образом, ночью и иметь простейший построитель углов прицеливания и шкалы углов визирования и сноса. Созданный в соответствии с этим заданием прицел в период с 28 сентября по 2 октября 1942 г. прошел войсковые испытания в 989-м нбап и показал хорошие результаты. Однако на вооружение был принят пока все-таки бортовой визир завода № 387 как показавший при сравнительных полигонных испытаниях лучшие результаты. Прицел завода №217 после испытаний, проведенных в НИИ АВ ВВС РККА в мае 1943 г., был утвержден Главным инженером ВВС РККА генералом А. И. Репиным для установки на У-2 лишь через год, в июне 1944 г., после завершения доводочных работ, с присвоением ему шифра НП-У-2 (НКПБ-8).

НКПБ-8 обеспечивал бомбардирование с горизонтального полета на скоростях 30-200 км/ч в диапазоне углов прицеливания от +85° до 0°. При этом угол прицеливания определялся для высот от 50 до 500 м.

Стрелковое вооружение боевых У-2 обычно состояло из верхней оборонительной шкворневой установки ВУ-У-2 под скорострельный пулемет ШКАС калибра 7,62 мм, оборудованный простейшим механическим прицелом КПТ-5 с флюгер-мушкой МФ-5. Выпускались уже упоминавшиеся выше варианты У-2ВС с оборонительным пулеметом ДА. Начиная с середины 1944 г., вследствие того, что шкворневая оборонительная установка на У-2 под пулемет ШКАС имела малые углы обстрела, его стали заменять на пулемет ДТ. Штатный боекомплект к ШКАСу состоял из патронной ленты емкостью 500 патронов, а к пулемету ДТ — из 5 магазинов по 63 патрона в каждом.

На части боевых У-2 в дополнение к оборонительному пулемету на нижнем левом или правом крыле устанавливали еще и неподвижный курсовой пулемет ШКАС или ПВ-1 для стрельбы вперед (боекомплект от 500 до 800 патронов в зависимости от высоты патронного ящика). Установка пулемета на правую или левую плоскость самолета зависело от того, какой приемник имелся на пулемете. При этом правая и левая установки были совершенно одинаковыми, за исключением верхней части заднего узла крепления лафета. Рукоятка перезарядки монтировалась на соответствующем борту.

Управление стеком пулемета осуществлялось посредством специальной тяги и гашетки, установленной на рукоятке управления самолетом. Причем все имевшиеся на пулеметах приспособления для спуска снимались.

Патронный ящик (как правило, изготовленный из фанеры) устанавливался в кабине пилота за его сиденьем. На У-2 с двойным управлением в середине ящика делался вырез для прохода тяг ручного управления в кабину штурмана, на других модификациях вырез не делался. В верхнем углу ящика имелся валик (деревянный, металлический или пластмассовый), облегчавший перемещение патронной ленты. Патронный ящик крепился к полу кабины в специальных гнездах с помощью ремней.

Из патронного ящика лента входила в приемник патронопровода, установленного в борту фюзеляжа, потом, выходя из фюзеляжа, проходила по специальному желобу, изготовленному из фанеры, оклеенной полотном. По желобу лента попадала в патронный приемник пулемета.

Вся система боепитания — патронный ящик, патронопровод и приемник на пулемете — располагалась в одну линию, что обеспечивало надежную подачу патронов.

Установка на боевые У-2 только одного курсового пулемета обуславливалось, главным образом, весовыми соображениями. В отдельных случаях неподвижные пулеметы для стрельбы вперед устанавливались на каждую плоскость У-2. Оборудование У-2 одним курсовым пулеметом практически не изменяло летные его данные, разве что снижала скорость полета на 4-5 км/ч.

Для прицеливания при стрельбе из курсового пулемета или реактивными снарядами использовались как простейший кольцевой, так и оптический (типа ОП-1) прицелы. Кольцевой прицел устанавливался на площадочке впереди козырька первой кабины справа, колонку с мушкой — впереди козырька на деревянной бобышке, а колонку с кольцами — на площадочке передней ленты бензобака.

Установка оптического прицела практически ничем не отличалась от установки механического.

Пристрелка пулеметов осуществлялась на дистанцию 200 м.

Надо сказать, что в процессе формирования своего стандартного облика У-2ВС периодически проходил испытания в НИИ ВВС и с учетом их результатов дорабатывался. Например. У-2ВС с М-11Д эталон 1-го полугодия 1944 г., выпущенный заводом'№387 в 1943 г. (№4504), в декабре того же года не выдержал государственных испытаний. После этого его доставили на завод № 51 для доработки. Машину оснастили новой стрелковой установкой под пулемет ДТ с расширенными углами обстрела, позволявшей вести огонь не только по воздушным, но и по наземным целям, установили генератор ГС-350 (как на У-2НАК). шумопламегаситель ШПГ-2, новый прицел для бомбометания ночью НП-У-2 (НКПБ-8), доработали систему питания гироприборов и т. д. После этого самолет был повторно подвергнут государственным испытаниям, которые он успешно прошел. Модифицированный таким образом У-2ВС приняли в качестве эталона для серии 1944 г.

Установившиеся к середине 1944 г. изменения серийного варианта У-2ВС относительно базового самолета сводились главным образом к следующему:

— под нижним крылом устанавливались б бомбодержателей типа Дер-7 с тросовым управлением сбрасыванием, обеспечивающие подвеску до 300 кг бомб:

— в передней кабине устанавливался бомбардировочный прицел (ночной) НКПБ-8:

— для улучшения обзора вниз и прицеливания в правом крыле рядом с фюзеляжем сделали вырез:

— за задней кабиной устанавливалась шкворневая пулеметная установка под 7,62-мм пулемет ШКАС с ленточным (боезапас 250-400 патронов) или магазинным питанием, или под 7,62-мм пулемет ДТ с пятью дисками (по 63 патрона);

— дополнительно к стоявшим на У-2 компасу, вариометру, высотомеру и указателю поворота устанавливались авиагоризонт с питанием от дополнительной большой трубки Вентури, располагавшейся на левом борту самолета впереди передней кабины;

— устанавливались АНО и под левым крылом посадочная фара (на базовом У-2 была необязательна);

— устанавливался шумопламегаситель ШПГ-2;

— устанавливался генератор ГС-350;

— на эталоне 1944 г. устанавливалась легкосъемная ручка управления во второй кабине и триммер руля высоты.

Полетный вес серийного У-2ВС по сравнению с базовым У-2 был на 388 кг больше, что, естественно, привело к снижению полетных данных. При полной бомбовой нагрузке У-2ВС с мотором М-11Д имел максимальные скорости: у земли — 134 км/ч, на высоте 1000 м — 100 км/ч, практический потолок при тех же условиях снизился до 1550 м. Без бомб летные данные не сильно отличались от данных базового самолета.

Фото Описание
Схема ПО-2 НАК Схема У-2ВС (ЛНБ)
У-2ВС И-11Д с пулеметом ШКАС на шкворневой установке.
У-2ВС (№ 4504), октябрь 1943г.

Подробно

Источники

  • "Мир Авиации №1 2000г. " /Владимир Иванов, Андрей Коршунов, Владимир Перов, Олег Растренин/