Авиация Второй мировой

Home English

ВИТ-1

Воздушный истребитель танков

ОКБ Поликарпова

Схема ВИТ-1

В 1936 году конструкторское бюро Н.Н. Поликарпова приступило к работе над многоцелевым самолетом, ставшим родоначальником небольшого семейства опытных машин. Первый опытный образец - воздушный истребитель танков ВИТ-1 - был построен летом 1937 года.

ВИТ-1 (СВБ, МПИ-1) — трехместный многоцелевой самолет, воздушный истребитель танков, самолет воздушного боя, пикирующий бомбардировщик, разведчик, многоместный пушечный истребитель, ближний скоростной бомбардировщик. Двигатели 2М-103. Самолет цельнометаллический, рассчитанный по нормам прочности истребителей на 13-кратную перегрузку. Схема — низкоплан с вертикальным оперением, полого переходившим в фюзеляж овального сечения. Кабины летчика и заднего стрелка — над лонжеронами крыла. Фюзеляж — полумонокок, каркас его образован закрытыми профилями и клепаными рамами. Лонжероны крыла сварные, ферменные, трубчатые из стали ХМА, нервюры форменные из дуралюминовых профилей и раскосов-труб. Оперение цельнодуралюминовое, рули с аэродинамической осевой компенсацией и триммерами. Колеса шасси убирались назад в мотогондолы, хвостовое колесо не убиралось.

Компоновка водорадиаторов - специальные выдвижные корзинки, в которые они помещались, была необычна для двухмоторного самолета. Корзинки подвешивались под крылом, с внешней стороны двигателей, управляясь автоматически от термотстата. В зависимости от температуры водорадиаторы выдвигались в воздушный поток, или почти полностью убирались в крыло.

На ВИТ-2 от выдвигающихся в полете корзинок отказались и водорадиаторы были перенесены в корни крыла, таким образом решалась задача уменьшения площади поперечного сечения радиатора. Температура масла регулировалась изменением угла открытия створки маслорадиатора. Такая схема позволяла легко реализовать автоматическую регулировку температуры масла (АРТМ).

Вооружение — две пушки Шпитального (37-мм) вперед, в центроплане у фюзеляжа, одна пушка ШВАК-20 в носу фюзеляжа (подвижная +- 10° в стороны) и один пулемет ШКАС на задней турели, бомб 2 × 500 кг на наружной подвеске и до 600 кг в фюзеляже. Разрабатывалось семь вариантов вооружения. Здесь была предпринята попытка осуществить идею уничтожения танков с воздуха огнем мощного пушечного оружия и бомбами. Первый полет был летом 1937 г. Были достигнуты скорость более 450 км/ч и дальность полета 1000 км. Решено было поставить на самолет более мощные двигатели и внести некоторые изменения в конструкцию.

В качестве основного недостатка отмечался относительно большой вес пушки и отсутствие ленточного питания.

Программа полигонных летных испытаний полностью не была закончена, вследствие того, что конструкция самолета ВИТ-1 была недоработанной и полеты на нем, по мнению летчика-испытателя полигона, были опасны.

При стрельбе в полете из обоих пушек выявилась такая особенность как "ощущение стопорения в поступательном движении".

При стрельбе из одной пушки самолет разворачивался в сторону стреляющей пушки. Естественно, что это должно было сказаться на точности стрельбы при длинной очереди. Дело в том, что отдача пушек была соизмерима с тягой ВМГ.

Надо сказать, что с этой проблемой в той или иной мере пришлось столкнуться всем разработчикам противотанковых самолетов, которые создавались в последующем.

ВИТ-1

Летно-технические характеристики двухмоторных самолетов Поликарпова приводятся по данным заводских испытаний:


Характеристики
ВИТ-1 ВИТ-2 СПБ ТИС -А ТИС -МА
Экипаж, чел 3 3 3 2 2
Размеры
Размах крыла, м 16.5 16.5 17.0 15.5 15.5
Длина самолета, м 12.7 12.25 10.4 11.7 11.7
Площадь крыла, м² 40.4 40.76 42.93 34,8 34,8
Силовая установка
Мотор 2 x M-103 2 x M-105 2 x M-105 2 x АM-37 2 x АM-38
Мощность, л.с. 2 x 960 л.с. 2 x 1050 л.с. 2 x 1050 л.с. 2 x 1400 л.с. 2 x 1665 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4013 4032 4950 5800 6261
Нормальная взлетная 6453 6302 6940 7840 8280
Летные данные.
Max V у земли, км/ч 450 486 450 490 -
Max V на высоте 4,5км, км/ч 530 (3км) 513 510 555(5,8) 530(4)
Посадочная скорость, км/ч - - 140 150 139
Практический потолок, м 8000 8200 8500 10250 12500
Вооружение
Число пушек и пулеметов 37+2x ШВАК- 20
+ШКАС
2x37 +2x ШВАК20
+2x ШКАС
4x ШКАС 2x ШВАК- 20
+6x ШКАС
2x37 +2xБС
+ШКАС
Бомб в фюзеляже + на внешней подвеске, кг 600+ 2x500 - 800+ 700 -+2x500 -+2x500

Отмечались такие положительные качества самолета ВИТ-1, как устойчивое пикирование под углами до 35° с высот 2500-3660 м. Из пикирования самолет выводился нормально Планировал также нормально(на приборной скорости 180-200 км/ч). Набор высоты происходил устойчиво Садился самолет нормально, но был строг в пилотировании. Пробег небольшой.

Все полеты на ВИТ-1 производились с выпущенными шасси из за отказа аварийной лебедки уборки шасси, в связи с чем отмеченные выше недостатки машины проявлялись в более сильной степени

На взлете самолет был неустойчив, имел тенденцию к правому развороту, однако последний достаточно хорошо парировался моторами

Разбег был относительно большой В управлении самолет был несколько грубый Кроме этого, машине были присущи незначительные вибрации хвостового оперения, а также длинно-периодические колебания всего самолета, толчки вначале через каждые 40 сек, а при стрельбе из пушек даже через 5-8 сек.

Все это были "детские болезни" практически любого нового самолета того времени.

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Вестник Воздушного флота" /К. Косминков/
  •   "Штурмовики Красной Армии Том 1" /В.И. Перов, О.В. Растренин/