Организация ВВС РККА
1941-1945 г.
1 2 3
В июне 1941 г. в военных округах имелось около 57 ИАП, из которых 21 находился в состоянии модернизации за счет поступления самолетов новых типов. В это время штурмовых истребительных авиаполков (ШАП) было очень мало — всего семь, три из которых начали получать самолеты Ил-2. Однако после нападения Германии число авиаполков обоих типов начало быстро расти. Накануне начала реализации плана «Барбаросса» имевшиеся воздушные силы распределялись следующим образом:
Военные округа |
ИАД |
САД 1 |
ИАП |
ШАП |
Ленинградский |
3 |
4 |
13 (4) |
1 |
Особый Балтийский |
1 |
4 |
8 (3) |
2 (1) |
Особый Западный |
1 |
3 |
12 (5) |
2 (1) |
Особый Киевский |
2 |
5 |
17 (5) |
2 (1) |
Одесский |
- |
3 |
7 (4) |
- |
Всего |
7 |
19 |
57 (21)2 |
7 (3) |
1 - Смешанные авиадивизии.
2 - Числа в скобках обозначают количество модернизируемых подразделений.
Помимо этого, около 40 ИАП входило в истребительную авиацию ПВО. Эти подразделения были развернуты для защиты крупных городов — Ленинграда, Москвы, Сталинграда и т.д. Подразделения сыграли важную роль при обороне этих городов, когда они подвергались воздушным налетам, однако остались в этих регионах и после того, как угроза налетов снизилась; в результате их роль в последующих военных действиях значительно уменьшилась, когда перевес в войне уже перешел на сторону Советского Союза, а захватчики начали отступать. Они оставались в подчинении войск ПВО, однако многие летчики, служившие здесь во время мрачных 1941 — 1942 гг., были в последующем переведены во фронтовую авиацию.
Следует отметить, что проведению операций истребительной авиации ПВО препятствовало отсутствие сложной техники в системе противовоздушной обороны. В первые годы войны не было радиолокационных установок, не хватало средств централизованного управления, кроме того, была плохая координация действий батарей ПВО. Средства обеспечения боя в ночных условиях просто отсутствовали.
ВМФ также располагал собственной авиацией, приданной ему в 1938 г. Фактически у каждого флота была своя авиация, хотя и существовал некий обмен как подразделениями, так и летчиками. Эти воздушные силы и входившие в их состав подразделения обозначались соответствующими аббревиатурами, а именно:
ВВС КБФ (Краснознаменного Балтийского флота) |
707 |
ВВС СФ (Северного флота) |
114 |
ВВС ЧФ (Черноморского флота) |
624 |
ВВС ТОФ (Тихоокеанского флота) |
|
Итого
| 1445
|
Из 1445 имевшихся в наличии самолетов было 665 истребителей. Наибольшему усилению подверглись ВВС СФ, учитывая их важную роль в обороне северных портов Мурманска и Архангельска, куда приходила большая часть поставок по ленд-лизу из США и Великобритании; в то же время численность остальных воздушных сил флота значительно сократилась, и лишь к концу войны она приблизилась к уровню 1941 г.
Организация этих подразделений была такой же, как и в других воздушных силах, использовались самолеты тех же типов, воинские звания соответствовали армейским. Однако после 1941 г. обмена между морской авиацией и другими ее видами не происходило.
В мае 1942 г. произошло наиболее крупное преобразование структуры фронтовой и армейской авиации, которая была разбита на отдельные воздушные армии (ВА). В каждом из фронтов было по нескольку ВА с самолетами всех типов; в состав ВА входило от пяти до восьми авиадивизий (АД). Эта система оказалась достаточно гибкой и эффективной, в конечном итоге численность ВА достигла 18, в некоторые из них входило до 13 АД. Во время главных наступательных операций ВА перебрасывались с относительно спокойных участков фронта туда, где происходили основные события, и присоединялись к действующим там ВА.
Первоначальная структура сформированных ВА, с учетом истребительной авиации, имела следующий вид:
Воздушная армия |
Дата формирования |
Фронт |
ИАД |
1-я |
Май 1942г. |
Западный |
201, 202, 203, 234, 235 |
2-я |
Май 1942г. |
Брянский |
205, 206, 207 |
3-я |
Май 1942г. |
Калининский |
209, 210, 256 |
4-я |
Май 1942г. |
Южный |
216, 217, 229 |
5-я |
Июнь 1942г. |
Северо- Кавказский |
236, 237, 265 |
6-я |
Июнь 1942г. |
Северо-Западный |
239, 240 |
7-я |
Июнь 1942г. |
Карельский |
258, 259 |
8-я |
Июнь 1942г. |
Юго-Западный |
206, 220, 235, 268, 269 |
9-я |
Август 1942г. |
Дальневосточный |
32, 249, 250 |
10-я |
Август 1942г. |
Дальневосточный |
29 |
11-я |
Августь 1942г. |
Дальневосточный |
96 |
12-я |
Август 1942г. |
Закавказский |
245, 246 |
13-я |
Ноябрь 1942г. |
Ленинградский |
275 |
14-я |
Июль 1942г. |
Волховский |
278, 279 |
15-я |
Июль 1942г. |
Брянский |
286 |
16-я |
Август 1942г. |
Резерв Ставки |
220, 283 |
17-я |
Ноябрь 1942г. |
Юго-Западный |
282, 288 |
18-я |
Декабрь 1941г. |
Авиация дальнего действия |
|
ГВАРДЕЙСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Вскоре после начала Великой Отечественной войны некоторым авиационным полкам было присвоено звание «гвардейских», чтобы отметить их особые заслуги в боевых операциях. После этого личный состав этих подразделений получил право добавлять в своему званию слово «гвардия» и носить специальную «гвардейскую» нашивку на своей форме. Эта эмблема также часто изображалась и на фюзеляжах самолетов.
Звание гвардейских подразделений в Красной армии было учреждено 18 сентября 1941 г., однако лишь 6 декабря это звание было впервые фактически присвоено шести авиаполкам (среди них четыре истребительных и один штурмовой). Это может привести к некоторой путанице, поскольку слово «гвардейский» не просто добавлялось к номеру подразделения. На практике каждому подразделению, удостоенному звания «гвардейский», присваивался и соответствующий порядковый номер. В результате после начала присвоения этого звания в декабре 1941 г. произошла следующая перенумерация гвардейских авиаполков, которая носила совершенно случайный характер:
Гвардейский авиаполк |
Предыдущий номер |
1-й ГвИАП |
29-й ИАП |
2-й ГвИАП |
526-й ИАП |
3-й ГвИАП |
155-й ИАП |
4-й ГвПБАП |
31-й ПБАП (пикирующие бомбардировщики) |
5-й ГвИАП |
129-й ИАП |
6-й ГвШАП |
215-й ШАП |
За время войны звание гвардейских в общей сложности получили 266 подразделений ВВС Красной армии, в том числе 84 истребительных авиаполка. Только один из них, а именно 26-й, случайно сохранил прежний номер, получив звание гвардейского. Были случаи, когда подразделения имели одинаковые номера, действуя в разных родах войск: например, в ноябре 1942 г. 27-й ГвИАП появился вместо 123-го ИАП ПВО, в то же время существовал 27-й ИАП, который в октябре 1943 г. превратился в 129-й ГвИАП.
Ситуация запуталась еще больше, когда в январе 1942 г. звание гвардейских начали получать подразделения морской авиации, причем с собственными порядковыми номерами. Так, 2-й и 3-й ГвИАП морской авиации появились через месяц после возникновения 2-го и 3-го ГвИАП сухопутных войск!
В 1943 г. различным ИАД были также присвоены почетные звания гвардейских и соответствующие номера; номера гвардейским авиационным подразделениям присваивались в хронологическом порядке независимо от типа — истребительные, штурмовые, бомбардировочные и т.д.; в то же время в родах войск также происходило присваивание номеров — сначала на уровне дивизий, а затем — корпусов. Наконец, в 1942—1943 гг. и в авиации дальнего действия (АДД) также возникли гвардейские подразделения со своими порядковыми номерами.
В истребительной авиации дивизии и корпуса получили следующие номера:
Гвардейские истребительные авиадивизии |
Прежний номер авиадивизии |
Дата изменения номера |
1-я |
220-я |
Январь 1943 г. |
2-я |
102-я |
Январь 1943 г. |
3-я |
210-я (?) |
Март 1943 г. |
4-я |
274-я |
Март 1943 г. |
5-я |
239-я |
Март 1943 г. |
6-я |
268-я |
Март 1943 г. |
7-я |
209-я |
Май 1943 г. |
8-я |
217-я |
Май 1943 г. |
9-я |
216-я |
Июнь 1943 г. |
10-я |
210-я (?) |
Август 1943 г. |
11-я |
207-я |
Август 1943 г. |
12-я |
203-я |
Неизвестна |
13-я |
294-я |
Июль 1944 г. |
14-я |
302-я |
Июль 1944 г. |
22-я |
205-я |
Октябрь 1944 г. |
Гвардейские истребительные авиакорпуса |
Прежний номер авиакорпуса |
Дата изменения номера |
1-я |
1-й |
Март 1943 г. |
2-й |
7-й (ПВО) |
Июль 1943 г. |
3-й |
4-й |
Июль 1943 г. |
6-й |
7-й |
Октябрь 1943 г. |
Морская авиация |
Гвардейские истребительные авиадивизии |
Прежний номер авиадивизии |
Дата изменения номера |
1-я КБФ |
3-я |
Июль 1943 г. |
1 2 3
|