Авиация Второй мировой

Home English

Як-9ПД высотный

Як-9ПД высотный
  • Истребитель - перехватчик
  • Первый полет: 1943
  • ОКБ Яковлева

Другим направлением развития Як-9, которому некоторое время уделяло повышенное внимание КБ Яковлева, были попытки улучшить высотность истребителя. Реальный потолок Bf 109 был намного выше, чем у машин Яковлева, составляя у Bf 109G-2 11500 м, а у G-6 — 12100 м. На высотах свыше 5000 м они значительно превосходили все Яки. Сталина сильно раздражали полеты над Москвой в 1942-1943 годах немецких разведчиков Ju-86R-1. Их никак не удавалось «достать» ни одному из советских и стоявших на вооружении ПВО ленд-лизовских самолетов.

Первый истребитель Як-9ПД с двигателем М-105ПД, снабженный двухступенчатым нагнетателем Э-100В Долежаля, был создан по постановлению ГКО от 12 ноября 1942 года; было построено пять самолетов. Они были переданы для войсковых испытаний в 12 Гвардейский ИАП под командованием К. Маренкова, входящий в 6 ИАК ПВО. Вооружение состояло из мотор-пушки ШВАК со 120 снарядами. Самолет войсковых испытаний не выдержал, т.к. не был способен к непрерывному набору высоты. Температура воды достигала 120°С, масла — 100°С. Максимальная достигнутая высота составляла около 11650 м. Набор производился с перерывами для «остывания»... После неудачных попыток перехвата немецких разведчиков 2 июня и 22 июля 1943 года постановлением ГКО А. Яковлеву было дано задание довести высотность Як-9ПД до 13000 м. Модифицированный Як-9 с М-105ПД проходил испытания в Летно-испытательном институте (ЛИИ) с 3 августа по 18 октября 1943 года. Максимальная достигнутая высота составила 12500 м, время набора — 33,2 мин, набор производился на пониженном режиме работы двигателя из-за перегрева воздуха в нагнетателе. На большой высоте падение давления в главной магистрали приводило к перебоям в работе двигателя, т.е. «обрезанию». Герметичной кабины самолет не имел.

Ввиду неудовлетворительной работы М-105ПД в процессе испытаний в ЛИИ его заменили на М-106ПВ (повышенной высотности). Этот двигатель с тем же Э-100 позволил в одном из четырех полетов 15-18 сентября 1943 года достичь практического потолка самолета (скороподъемность на указанной высоте достигла 0,5-0,75 м/с). Но этот двигатель тоже очень сильно грелся и не позволял набирать высоту непрерывно. М-105 в роли двигателя для высотного перехватчика был более чем сомнительным. Наконец, в 1944 году был создан Як-9У, заводской № 106, который смог достичь потолка в 12800 м и даже 13500 м. Эта машина, которую только инженеры КБ могли считать боевым самолетом, имела тот же М-106ПВ с передаточным числом от коленвала к нагнетателю равным 9,72. А для снижения температуры за нагнетателем двигатель оборудовали системой впрыска водо-спиртовой смеси (наподобие «мессершмиттовской»), новой системой зажигания, новым воздухорадиатором и облегченным винтом с усиленными лопастями ВИШ-105ТЛ, диаметром 2,8м. Для уменьшения веса с самолета сняли посадочные щитки с механизмом их выпуска и уборки, грузы массовой балансировки рулей и даже плечевые ремни с устройством их подтяга. Запас топлива уменьшили вдвое, а масла — более, чем на треть. Таким образом вес самолета снизили почти на четверть тонны. Единственным оружием стала сверхлегкая пушка ША-20М с боекомплектом в 60 снарядов. Естественно, ни о какой гермокабине и речи не было (тем более о броне). Но результат был достигнут. В этом случае хорошо видно стремление КБ и лично А. Яковлева создать у вождя, да и у других людей, ложное, преувеличенное мнение о своих успехах. Максимальная скорость этого сверхлегкого истребителя на высоте 10500м достигала 620 км/ч, а высоту 11000 м он набирал за 25 мин. Но ценность этой машины в ПВО выглядит почти смехотворной. Что мог бы сделать такой аппарат против строя тяжелых бомбардировщиков, каждый из которых нес по 12-15 крупнокалиберных пулеметов? У немцев таких аппаратов не было, а вот у американцев — уже были, а возможность войны с США, тогдашним союзником Сталин рассматривал вполне практически. К счастью, ко времени создания «сверхвысотника ПВО» над Москвой уже не летали «Юнкерсы», у Германии в 1944 были другие интересы.

И этот «картонный лев» спокойно дослужил до самого конца войны, так и не испытав в деле своего «единственного зуба».

Фото Описание
Як-9ПД

Яковлев Як-9ПД высотный

Литература

  • История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. /Шавров В.Б./
  • Як-9: рядовые небес /Дмитрий Лейпник/
  • Истребители Як периода Великой Отечественной войны /А.Т.Степанец/