Несмотря на значительное преимущество советской авиации, немецкие летчики сдаваться не собирались. Они усилили патрулирование над оставшимися у них двумя аэродромами, продолжали с неослабевающим упорством сдерживать наступающие красноармейские части, вести воздушные бои и штурмовать аэродромы 3-го ИАК. Хотя крымская группировка люфтваффе становилась все меньше, однако и эти силы умудрялись держать в напряжении всю истребительную авиацию 8-й Воздушной армии. Но как бы ни были трудны воздушные бои, наземные войска постоянно видели и ощущали прикрытие с воздуха. Командир 30-й гвардейской минометной бригады гвардии п-к Черняк в своем отзыве писал: «Летчики-истребители 812 истребительного авиационного полка, прикрывая наши огневые позиции, показали мужество, отвагу и мастерство в воздушных боях с авиацией противника. Дрались смело, охотно вступая в воздушные бои, даже при наличии превосходства в воздухе самолетов противника. Летчиков 812-го истребительного авиаполка мы считаем полными хозяевами Крымского неба, обеспечивающими с воздуха нашу работу по вражеским войскам».
21 апреля 812-й ИАП обменялся ударами с противником. Немецкий истребительный патруль сбил Як-9 мл. л-та Ивана Стрюка. Около 15 часов м-р Попов на глазах у пехотинцев 14-го истребительного противотанкового полка уничтожил восточнее Херсонеса FW 190, ставший его 15 личной победой. Одновременно и в том же месте отличился мл. л-т Николай Сухоруков, отправивший к земле еще один «Фокхе-Вульф». Через несколько минут третий такой же самолет пополнил боевой счет м-ра Тарасова, став его 29 личной победой.
22 апреля в 10.30 свою 10 победу одержал к-н Егор Анкудинов, сбивший «Фокке-Вульф» над Севастополем, а в летной книжке И. Федорова появилась красноречивая запись: «Задание выполнил. Загнал в море 1 ФВ-190. Самолет и экипаж погибли». Комэск Алексей Машенкин также продолжал «набирать форму» — в 19:30 в районе Херсонеса от его пушечной очереди упал FW 190. Другой «Фокке-Вульф» удалось подбить к-ну Тищенко. Утро следующего дня оказалось безрадостным для противника, занимавшего аэродром «6-я верста». В 7 часов с «дружеским визитом» там побывали пилоты 812-го. В результате штурмовки были сожжены 4 Ju 52, отличились: И. Федоров, Н. Сухоруков, А. Машенкин, Л. Сивко.
Наступил понедельник 24 апреля. На сей раз истребители 402-го и 812-го полков под общим командованием п-ка Корягина отправились на штурмовку херсонесского аэродрома. В районе цели м-р Попов дал команду группе Машенкина атаковать южную стоянку, Тищенко — западную, а сам повел своих ведомых на северную. Восьмерки истребителей устремились вниз, сбрасывая бомбы. На аэродроме вспыхнули пожары. Командир 812-го своим примером показывал, как надо бить врага: в тот день Попов расстрелял на аэродроме четырехмоторный транспортник FW 200 Condor* и сбил два FW 190 на глазах у пехотинцев 30-го гв. минометного полка. В тот же понедельник добились значительных успехов и другие летчики. М-р Тарасов сбил Bf 109 в воздушном бою в районе Новые Шули и первым среди пилотов 3-го ИАК довел счет личных побед до 30. Планку в 10 сбитых преодолел к-н Тищенко, который утром, а затем в 18.15 уничтожил по «Мессершмитту». Штурман 812-го полка к-н Анкудинов не отставал от своего боевого товарища — вечером очередной «мессер» стал его 11 личной победой.
На следующий день при сопровождении корректировщика Ил-2 в завязавшемся воздушном бою с группой из двух Bf 109 и четырех FW 190 был подбит Як-9 мл. л-та Константина Веселова. При аварийной посадке на своем аэродроме самолет перевернулся и загорелся. Летчик получил ожоги, был отправлен в госпиталь, но от полученных ранений умер 7 мая.
В полдень 5 мая в районе мыса Херсонес м-р Попов одержал свою 18 победу, уничтожив Bf 109. Воздушный бой с земли наблюдал 168-й гв. легкий артполк. Из оперативной сводки: «В 12.28 на высоте 3200 метров на обратном маршруте две девятки Б-3** пытались атаковать 2 FW-190 и Me-109. Отражая атаку истребителей противника на вираже, майор Попов сбил 1 Me-109, самолет противника с выпущенным шасси упал у берега в районе Херсонеса. В 12:32 2 FW-190 атаковали с большой дистанции Б-3. Атака FW-190 была отбита Федоровым и майором Поповым. FW-190 и Ме-109 неоднократно пытались атаковать, но все атаки были отбиты своевременно». Через 4 часа отличились к-н Егор Анкудинов и мл. л-т Семен Белкин, сбившие по одному FW 190. На следующий день в воздушном бою в районе кузницы советских асов поселка Кача пилотировавший Як-9 И.Федоров расстрелял Bf 109G, который взорвался в воздухе. Немцы отмечали потерю одного Bf 109G-6 из 7./JG 52 и гибель его пилота.
Тем временем на земле борьба за Севастополь вступила в завершающую фазу. 7 мая после полуторачасовой артподготовки начался штурм укрепрайона, и к исходу дня части 51-й армии выбили немцев с Сапун-горы. Через день, во вторник 9 мая после ожесточенного штурма город был освобожден. Остатки гитлеровских войск отошли и сконцентрировались на маленьком клочке суши — мысе Херсонес. В руках немецких войск остался единственный аэродром, с которого проводилась эвакуация. По докладам советской авиаразведки, оттуда постоянно взлетали различные самолеты, которые направлялись в сторону Румынии. Летчики 812-го ИАП не заставили себя долго ждать и в тот же день провели штурмовку аэродрома. Пройдясь пушечным огнем по стоянкам самолетов и не встретив особого сопротивления, они без потерь вернулись на свою базу. В результате этого налета боевой счет м-ра Попова пополнили один Ju 52 и еще один FW 200, сожженные на земле. Николай Сухорукое и Алексей Машенкин в этом вылете уничтожили по одному FW 190. Еще один «Фокке-Вульф» из 6./SG 2 пытался взлететь, но на всей скорости въехал в воронку от бомбы и стал на нос.
11 мая летчики 812-го полка провели последнюю штурмовку этого аэродрома. В тот четверг запылали восемь Ju 52. Отличились Алексей Машенкин, Владимир Каблуков, Егор Анкудинов, Николай Сухорукое, Семен Белкин и Морозов. 12 мая советские войска вышли к берегу моря, очистив мыс Херсонес от гитлеровцев.
15 мая было подготовлено и направлено по команде ходатайство о присвоении 265-й ИАД звания «Гвардейская». Приведем этот красноречивый документ.
Командующему 4 Украинским фронтом
Генералу армии тов. Толбухину
Копия: Командующему 8 ВА генерал-полковнику авиации тов. Хрюкину
265 Истребительная Авиационная Мелитопольская дивизия (командир дивизии — полковник Корягин А. А.), взаимодействуя с войсками 51 армии, надежным прикрытием с воздуха содействовала успеху войск при прорыве обороны немцев на р. Молочная и освобождении г. Мелитополь, а затем в преследовании противника до Перекопа. С выходом войск 51 армии на Сиваш летчики дивизии обеспечили форсирование Сиваша и захват плацдарма войсками армии в северной части Крымского полуострова. Несмотря на яростные контратаки врага, поддерживаемые массированными ударами бомбардировочной авиации, войска, форсировавшие Сиваш, прочно удерживали захваченные у противника позиции, а летчики-истребители 265 ИАМД держали полное господство в воздухе.
В период сосредоточения наших войск в районе Сиваша и подготовки их к решительным наступательным действиям по освобождению Крыма от немецких оккупантов 265 ИАМД вела непрерывную боевую работу как днем, так и ночью, надежно прикрывая переправы через Сиваш и расположения наших войск, уничтожая авиацию противника в воздушных боях и систематическими штурмовыми ударами по его аэродромам.
В период штурма оборонительных сооружений противника в районе Сиваша войсками 51 армии и ввода в прорыв 19 ТК, а также в период стремительного продвижения армии в глубь территории Крыма 265 ИАМД активной поддержкой наземных частей с воздуха способствовала развитию успеха по разгрому его оборонительных узлов, одновременно уничтожая авиацию противника, надежно удерживая за собой господство в воздухе.
В период наступательных боев с 08.04. по 20.04.44 г. 265 ИАМД, взаимодействуя с приданным мне 19 ТК, неоднократно передислоцируясь на только что освобожденную от противника территорию, надежно прикрывала с воздуха передовые наземные войска, обеспечивая их боевые действия по овладению важнейшим железнодорожным узлом Крыма — Джанкоем и столицей Крымской АССР — городом Симферополь и далее до оборонительного рубежа Севастополя, за что дважды отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина.
В период подготовки и проведения операции по ликвидации Севастопольского плацдарма и окончательного освобождения Крыма от немецких оккупантов 265 ИАМД, базируясь на самых передовых аэродромах: Кача и Аджи-Булат, находящихся под систематическим воздействием авиации и артиллерии противника, вела непрерывную напряженную боевую работу по обеспечению боевых действий 51 армии, уничтожая авиацию противника как в воздушных боях над полем боя, так и на его аэродромах: Мыс Херсонес, 6-я Верста и Центральный аэродром в районе Севастополя, одновременно штурмуя войска противника на поле боя и плавсредства, препятствуя эвакуации войск из Крыма.
На все сбитые и уничтоженные самолеты имеются подтверждения наземных войск, фотоснимки или таблички сбитых самолетов.
За отличное выполнение боевых заданий по уничтожению авиации противника в период освобождения Крыма, отвагу летного состава авиадивизии, мужество и беззаветную преданность нашей Родине, а также отличное обеспечение боевых действий войск 51А ХОДАТАЙСТВУЮ ПЕРЕД ВАМИ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ 265 ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИОННОЙ МЕЛИТОПОЛЬСКОЙ ДИВИЗИИ К ПРИСВОЕНИЮ ЗВАНИЯ «ГВАРДЕЙСКОЙ».
Командующий войсками 51 Герой Советского Союза Гвардии генерал-лейтенант (Крейзер) |
Член Военного совета Генерал-майор (Уранов) |
Однако по неизвестным причинам дивизия так и не стала гвардейской.
За период с 1 января по 12 мая 1944 г. 812-й ИАП совершил 1710 боевых вылетов. Летчики полка провели 92 воздушных боя, в которых сбили 76 самолетов противника, еще 54 они сожгли и 10 «разбили» на земле. Свои потери составили 16 летчиков и 18 самолетов. За участие в освобождении Крыма 265-я ИАД была награждена орденом Красного Знамени, а 402-й ИАП и 812-й ИАП получили почетные наименования «Севастопольских». Правительственных наград удостоены многие авиаторы 812-го полка. 24 апреля м-р Попов подписал и направил по команде представление к званию Героя Советского Союза ст. л-та Ивана Васильевича Федорова, 1920 г. рождения. В представлении было отмечено, что комэск Федоров лично сбил в воздушных боях 24 самолета противника («норматив Героя» тогда составлял 15 лично сбитых). Высшая правительственная награда была вручена летчику 17 ноября 1944 г., когда он перекрыл уже «норматив» дважды Героя, однако вторую Золотую Звезду Федоров так и не получил.
12 мая 1944 г. командир 265-й ИАД п-к А.А. Корягин подписал представление к званию Героя Советского Союза м-ра Попова Ивана Феоктистовича, 1911 г. рождения. В представлении говорилось: «За проявленную отвагу и геройство в боях с немецкими оккупантами, за лично сбитые 19 самолетов противника и 7 сожженных на земле, умелое руководство полком и достигнутые полком успехи достоин высшей правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза». Уже 15 мая на этом документе поставил свою резолюцию командир 3-го ИАК генерал-лейтенант Е.Я. Савицкий: «Достоин Высшей Правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза». Следующим в представлении обязано было появиться заключение Военного совета 8-й ВА за подписью командующего армией генерал-полковника Т.Т. Хрюкина. Однако вместо этого на документе стоит лишь карандашная запись: «Отеч. Войну I ст.» — без какой-либо подписи вообще. В итоге Звезду Героя И.Ф. Попову тогда же в мае 1944 г. «заменили» на орден Отечественной войны 1-й степени.
265-й истребительной авиационной Мелитопольской дивизии теперь никогда не стать гвардейской. Она давно расформирована. Нет в живых и боевых летчиков-асов И.В. Федорова и И.Ф. Попова. Ивану Васильевичу посчастливилось дожить до Победы, а свой последний полет в качестве военного летчика генерал-майор Федоров совершил в марте 1969 г. Иван Феоктистович погиб в декабре 1944 г., причем командир 812-го ИАП подполковник Попов за всю свою боевую деятельность ни разу не покидал с парашютом «Як». Он разбился в авиакатастрофе, выполняя одиночный полет в сложнейших метеоусловиях над Польшей.
|
|
* В хранящихся в ЦАМО документах полков и дивизий 8-й воздушной отмечено использование немцами в Крыму FW200 и потери этих самолетов, однако известные нам данные люфтваффе не позволяют однозначно утверждать это. Зато точно известно, что в эвакуации из Крыма использовались тяжелые транспортники Me 323, а также машины итальянского производства: четырехмоторные Piaggio Р.108В из состава Тransportfliegerstaffel 5 и трехмоторные SM.82 Саnguro. Например, 17 апреля пилот Р. 108 (борт J4+AH) обер-фельдфебель Helm докладывал о своем вылете: «На обратном пути из Севастополя мы направлялись в Галати (Galati) с 85-ю тяжелоранеными солдатами». Вполне вероятно, что летчики 812-го ИАП атаковали в Херсонесе один из этих итальянских самолетов.
** В советских документах так называли лендлизовский бомбардировщик А-20 «Бостон».
1 2 3 4 >>
Источники
- "Авиация и Время № 2 2005 года" /Владислав Антипов, Игорь Уткин/
|