Авиация Второй мировой

Home    English

Battle P.24 Monarch

Экспериментальный самолет

Fairey

Fairey-P.24-Monarch-Battle

В октябре 1938 г. на Fairey-Battle была установлена экспериментальная силовая установка P/24 Monarch с соосными винтами противоположного вращения.

В начале 30х было сооружено три агрегата в двух модификациях: Fairey V-12 Prince I и Super Prince II. Третий "Принц" был совершенно иной конструкции, однако использовал те же цилиндры. Fairey H.16 Prince III представлял собой фактически два спаренных восьмицилиндровых оппозитных двигателя, работающих каждый на свой вал и на свой воздушный винт - валы были коаксиальными, а винты, соответственно, соосными, противоположного вращения. Цилиндры располагались вертикально, охлаждение - жидкостное, газораспределение - тарельчатые клапаны, двухскоростной одноступенчатый нагнетатель. Для каждой половины была своя топливная система, система снабжения маслом и т.д. Так что моторы Fairey H-образными фактически не были.

Fairey P.24 Monarch был вертикальным двигателем H, в котором левая и правая части 12-цилиндрового двигателя могли работать независимо друг от друга. Картер из алюминия состоял из верхней и нижней половины. Каждый блок из шести цилиндров был прикреплен к картеру. К блоку цилиндров прикреплена алюминиевая головка цилиндров. P.24 сохранил диаметр цилиндра и ход двигателя P.12 (и P.16). Каждый цилиндр имел два впускных клапана и один выпускной клапан, все они приводились в действие одним верхним распределительным валом, приводимым в действие с задней стороны двигателя. Впускные клапаны диаметром 1,8125 дюйма (46 мм) приводились в действие толкателем Т-типа, а выпускной клапан диаметром 2,25 дюйма (57 мм) приводился в действие непосредственно от распределительного вала.

Fairey P.24 Integral Passageways

Чертёж, из британского патента 463 501. Приведенная конфигурация почти идентична той, что применялась на реальном двигателе. На разрезе справа показаны многочисленные резкие повороты топливно-воздушной смеси на пути к цилиндрам.

Разработка семейства моторов началась в 1935 году под руководством главного конструктора моторостроительного отделения фирмы A.G. Forsyt, хотя первые прикидки начались еще в начале 30х. Первый экземпляр "Монарха" в октябре 1938 был установлен на Fairey Battle (K9370). Благодаря своей конструкции силовая установка имела надежность двухмоторного самолета, отказ одной половины не приводил к прекращению работы второй.

В период 39-41 г.г. Monarch прошел ряд испытаний, ресурс в 50 часов был получен в 1939 г., в 41-ом мотор проработал 15 часов на максимальной мощности около 2200 л.с. и налетал 87 часов на "Бэттле". По-видимому в 1941 году было принято решение о том, что в Великобритании выпускать двигатели Fairey не будут, и декабре 1941 самолет с еще одним дополнительным "Монархом" был передан в США, налетал там еще 253 часа на испытаниях и был передан англичанам обратно через 18 месяцев. Отзывы были о моторе скорее отрицательными: некоторые конструктивные особенности были сочтены спорными, другие - не соответствующими американским стандартам, третьи препятствовали дальнейшему развитию мотора. На удивительную особенность указывают отчеты из США - отсутствие противовесов на коленчатом вале. Двигатель работал, но до его окончательной доводки требовалось по мнению американцев 2-3 года, желания тратить время на это и нехватка производственных мощностей поставила крест на идее выпуска мотора в США. А ведь предполагалось ставить его на P-47, Fairey Barracuda, Fairey Firefly, Blackburn B.20...

Fairey P.24 Monarch (Prince 4) повторял Prince III, однако цилиндров было 24 по 12 в каждой группе. Нагнетатель "Монарха" был двухступенчатый четырехскоростной - речь, скорее всего, идет о двух отдельных нагнетателях (одна ступень/две скорости), работающих каждый на свой блок. "Принц" рассчитывался на мощность около 1500 л.с, "Монарх" - около 2200 л.с (с перспективой до 3000л.с.).

Fairey-P.24-Monarch-Battle

P.24 много летал в США, но американцы, в основном, интересовались соосными винтами противоположного вращения. Battle на фюзеляже сохранил свой серийный номер, но британские опознавательные знаки были закрашены, а вместо них нанесена американская маркировка. Обратите внимание на звезду под крылом и полосы на руле направления.

Fairey-P.24-Monarch in US

На испытаниях в США Fairey P-24 Monarch показал следующие характеристики:

Взлетная мощность 2140 л. с. на 3000 об/мин.

Мощность: 2030 л.с. при 2600 об/мин на высоте 1524 м, 1780 л. с. при 2600 об/мин на высоте 3657 м.

Максимальная мощность: 2100 л. с. при 3000 об/мин на высоте 1828 м, 1850 л. с. при 3000 об/мин на высоте 3962 м. Все испытания проводились на 87 октановом топливе.

В 1943 году история двигателя закончилась.

Источники

  • Fairey Aircraft since 1915 /by H. A. Taylor (1988)/
  • British Piston Aero-Engines and their Aircraft /by Alec Lumsden (2003)/
  • World Encyclopedia of Aero Engines /by Bill Gunston (2006)/
  • Fairey Firefly /by W. Harrison (1992)/