Авиация Второй мировой

Home    English

DH.82 Tiger Moth

Легкий многоцелевой самолет

De Havilland

DH.82A in flight

Успех биплана «Tiger Moth» (Тигровый мотылек) фирмы «Де Хэвилленд» в качестве гражданского самолета первоначального обучения, естественно, вызвал появление и военного варианта. Известный как DH.60T «Moth Trainer», он поставлялся в больших количествах за границу, включая такие страны, как Бразилия, Китай, Египет, Ирак и Швеция. RAF постоянно использовали DH.60G «Gipsy Moth» для тренировок и связи. Будучи первоначально гражданским самолетом, DH.60T был усилен для возможности полетов с увеличенным весом и возможности нести четыре 9-кг практические бомбы под фюзеляжем. Он также оснащался фотопулеметом или разведывательной аэрофотокамерой и мог выполнять различные тренировочные задания.

В передней кабине была сделана дополнительная дверца на случай аварии, задняя кромка крыла получила обратную стреловидность, вырезы кабин сделали глубже. Растяжки центроплана проходили вокруг передней кабины, однако в новом тренировочном самолете, созданном по спецификации 15/31, они проходили впереди, обеспечивая лучшее покидание кабины. Уменьшая влияние центра тяжести, изменили положение крыльев, крыло было сужено к концам на 0,48 м; рядный двигатель перевернутого типа «Джипси» III мощностью 120 л. с. (89 кВт) устанавливался в капоте с наклонным контуром для улучшения обзора из кабины.

Восемь самолетов установочной серии построили с обозначением DH.60T, но еще без названия «Tiger Moth» (Tiger Moth). Оно появилось у машин с увеличенными хордой нижнего крыла и его сужением, получивших обозначение DH.82 и совершивших первый полет в Стаг Лане 26 октября 1931 г. Заказ на 35 самолетов был задан спецификацией Т.23/31, а первые машины поступили в 3-ю летную школу в Грантаме в ноябре 1931 г. Следующие поступили в Центральную летную школу в мае 1932 г., а группа из пяти пилотов показала свое умение и возможности перевернутого полета на новом тренировочном самолете в 1932 г. на показе в Гендоне, Похожие машины поставлялись в ВВС Бразилии, Дании, Персии, Португалии и Швеции, а парочку с двумя поплавками построила фирма «Братья Шорт» по спецификации Т.6/33 для испытаний RAF в Рочестере и Фелик-стоуне.

Де Хэвилленд выпустил улучшенную версию со 130 л. с. (97 кВт) двигателем «Gipsy Major» и фанерной обшивкой нижней части фюзеляжа вместо полотняной на первых производившихся самолетах. Они были обозначены DH.82A и назывались «Tiger Moth» Н-в RAF, заказавших 50 машин по спецификации Т.26/33. Они выпускались с колпаками, устанавливавшимися на задней кабине для тренировки в слепых полетах, и поставлялись в Кенли с ноября 1934 по январь 1935 г. Другие попали в компанию «Bristol», в летную школу «De Havilland», летную школу «Philips & Povis Ltd», компании: «Брукландс авиэйшн», «Рейд и Сигрист Ltd», «Артворк Ltd» и «Скоттиш Авиэйшн Ltd» - школы первоначального обучения и летной подготовки, действовавшие по программам RAF.

Предвоенный выпуск «Tiger Moth» по лицензиям производился в Норвегии, Португалии и Швеции и компанией «De Havilland aircraft of Canada», чей предвоенный выпуск составил 227 DH.82A. Эта компания позднее построила 15 20 самолетов, приспособленных к зиме, обозначавшихся DH.82C и оснащенных двигателем «Джипси Мэйджор» мощностью 145 л. с. (108 кВт) с переработанным, легкосъемным капотом, сдвижным фонарем кабины, обогревом кабины и хвостовым колесом, вместо стандартного костыля. Если требовалось, могли быть установлены лыжи или поплавки, на некоторые устанавливался двигатель «Пират» фирмы «Менаско» во время перебоев с поставками «Джипси Мейджоров». Серия в 200 DH.82C была заказана ВВС армии США, а под обозначением РТ-24 использовались также в RCAF.

Начало войны показало, что гражданские машины пригодны для тренировочных и связных задач, и на них начали поступать большие заказы. 795 машин построили в Хатфильде, прежде чем завод «De Havilland» перешел на выпуск «Mosquito», а производство «Tiger Moth» перевели на завод «Morris Motors» в Коули, где их произвели 3500. «De Havilland Aircraft» в Новой Зеландии построил более 355, а в Австралии - 1085 машин.

Боевое применение. С 17 сентября 1939 г., через две недели после начала войны, объявили о создании подразделения «А» - связной эскадрильи Британского экспедиционного корпуса (позднее 81-я эскадрилья), направленной во Францию. В течение зимы и следующей весны подразделения «Tiger Moth» действовали в Северной Франции, обеспечивая все возможные связные обязанности до дюнкеркской эвакуации, когда все вспомогательные самолеты улетели в Британию.

Подготовка заключалась также в возможности использования «Tiger Moth» в необычной роли боевого самолета против наступавших германских войск. Были сконструированы держатели на восемь 9-кг бомб, размещавшиеся в нижней части кабины или, что более вероятно, под крыльями. Изготовили и разослали в летные школы почти 1500 экземпляров держателей, но их не пришлось применять. Ранее, в декабре 1939 г., из шести формировавшихся береговых патрульных эскадрилий пять оснастили «Tiger Moth». Однако это оказалось пустой затеей, поскольку любой звук мотора заставлял команды подводных лодок уходить с поверхности на перископную глубину, а это ограничивало возможности атаки субмарины.

На Дальнем Востоке небольшое количество «Tiger Moth» было переделано в санитарные самолеты в 224-й группе эскадрилий связи, эта необходимая модификация использовалась в Комилле (Западная Бенгалия). Отделение для 183-сантиметровых носилок, закрытое крышкой, размещалось в задней части фюзеляжа за кабиной. Взлетая и садясь на маленькие площадки, они выполняли свои важные полеты, пока их не заменили «Сентинелами» фирмы «Стинсон».

И в своей главной роли тренировочного самолета «Tiger Moth» внес огромный вклад в победу над врагом. Этими самолетами было оснащено не менее 28 летных школ первоначального обучения в Британии, 25 - в Канаде (плюс четыре школы радистов), 12 - в Австралии, четыре - в Родезии (плюс летная инструкторская школа), семь - в Южной Африке, и две - в Индии.

* Этот Tiger Moth из 317-ой (польской) эскадрильи, базирующейся на авиабазе RAF Kirton в Lindsey, Lincolnshire. Самолет потерпел катастрофу на авиабазе RAF Coltishall 5 апреля 1943 года, оба находящихся на борту пилота, летчик-сержант Handzelka и сержант Makowski, погибли.

                                                                                                                                                                                                              
Характеристики DH.82A
Экипаж 2 чел.
Размеры
Размах крыла, м 8,94
Площадь крыла, м² 22,20
Длина самолета, м 7.29
Высота самолета, м 2,68
Силовая установка
1 ПД De Havilland Gipsy Major 1C 130 л.с. (97 kW)
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 506
Максимальная взлетная 803
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 305м, км/ч 175
Крейсерская скорость, км/ч 150
Практический потолок, м 4145
Дальность полета, км 486
Вооружение
возможна подвеска бомб, кг 8х9,1

Источники

  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниеля Марча/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/