Авиация Второй мировой

Home    

Firefly. Боевое применение.


Служба

Первым боевым подразделением, оснащенным «Файрфлаями» стала с 1 октября 1943 года 1770-я эскадрилья в Йовилтоне. Фактически, первый самолет поступил в Иовилтон ещё 27 сентября, а вторая машина - 5 октября. Все пилоты облетали новый самолет два дня спустя и остались им очень довольны. Остальные «Файрфлай» поступили в течение двух месяцев и 1770-я эскадрилья, в составе которой числилось 16 самолетов и 14 экипажей, приступила к интенсивным тренировкам под командованием подполковника И.П.Годфри.

Первая авария произошла 9 октября, когда у самолета младших лейтенантов Уотерса и Голливуда на взлете отказал мотор. Машина рухнула на землю за деревней Иовилтон, оба члена экипажа остались живы, но получили ожоги. С декабря 1943 года тренировки продолжались в Гримсеттере, а в феврале 1944 года часть перебросили в Хатстон, где началась отработка посадки на макет палубы. Тогда же был назначен новый командир - майор В.Б.Г.Чисмен.

18 мая двенадцать «Файрфлаев» покинули Хатстон и благополучно приземлились на палубу нового авианосца «Индефатигебл». После проведения тренировок на палубе, 2 июня они вернулись на берег в Иглинтон. 10 июня 1770-я эскадрилья вернулась на палубу и в течение месяца проводила совместные тренировки с «Сифайрами» и «Барракудами» (в их ходе отрабатывался перехват, сопровождение бомбардировщиков, бомбометание с пикирования). К сожалению, 24 июня один «Файрфлай» упал в море, унеся жизни лейтенанта Маккея и младшего лейтенанта Слэтера.

После короткого пребывания в Гримсеттере. 9 июля «Файрфлай» вернулись на борт «Индефатигебла», чтобы заступить на первое боевое дежурство. Несколько дней «Файрфлай» отрабатывали взаимодействие и авиагруппами авианосцев «Формидебл» и «Фьюриес». а затем корабли взяли курс к берегам Норвегии, где разворачивалась операция по уничтожению «Тирпица». Хотя линкор предпочитал скрываться в норвежских фьордах, он все ещё представлял угрозу для судоходства Союзников. Первый раз «Файрфлай» отправились в бой 17 июля 1944 года, когда вместе с «Хеллкэтами», «Корсарами» и «Сифайрами» они сопровождали 44 «Барракуды». Добравшись до фьорда Каа самолеты 1770-й эскадрильи снизились и открыли огонь из своих 20-мм пушек по позициям зенитной артиллерии и кораблям ПВО. К огорчению Союзников немецкий корабль оказался закрыт дымовой завесой и атака «Барракуд» была неудачной. На обратном пути «Файрфлаи» атаковали попадавшиеся им позиции немецкой артиллерии и вооруженные траулеры. Все самолеты 1770-й эскадрильи благополучно вернулись на «Индефатигебл», но две машины имели повреждения: на «Файрфлае» младшего лейтенанта Ф.Мартина снаряд немецкой зенитки пробил крыльевой топливный бак, а у самолета младшего лейтенанта Г.Е. Пью была разворочена законновка правого крыла.

25 июля одиннадцать боеспособных самолетов перелетели на берег и транзитом через Хатстон и Донибристл 27 июля прибыли в Бёрскау. Там эскадрилья получила новые «Файрфлаи» с увеличенным фонарем кабины, узлами подвески для неуправляемых ракет и обтекателями на стволах пушек. Теперь самолет мог нести или две 500-фунтовые бомбы или восемь 60-фунтовых ракет или два подвесных топливных бака емкостью 90 галлонов. За это пришлось заплатить потерей скорости в 10-15 миль/час.

7 августа 1770-я эскадрилья вернулась на борт авианосца «Индефатигебл» для второго похода в северные воды. Два дня спустя «Файрфлаи» сопровождали 24 «Эвенджера», занимавшихся постановкой мин. Попутно они атаковали цели на берегу и попадавшиеся корабли противника. Тогда же эскадрилья понесла первую потерю - «Файрфлай» младших лейтенантов Дэвиса и Беннета врезался в воду, похоронив свой экипаж. Через несколько дней после возвращения в порт приписки эскадрилья снова отправилась к берегам Норвегии, чтобы участвовать в новой атаке на «Тирпиц» 22 августа.

Было предпринято две атаки: одна утром, другая днем. Утреннюю атаку пришлось отменить из-за плохих погодных условий. Во втором вылете «Файрфлаи» снова атаковали позиции зенитной артиллерии, которая весьма точно огрызалась, повредив самолет младших лейтенантов Вильсона и Томсона.

Следующая атака состоялась 24 августа, но, как обычно, «Тирпиц» был закрыт дымовой завесой. Тем не менее «Барракудам» удалось добиться двух попаданий. 29 августа была предпринята последняя попытка вывести «Тирпиц» из игры. Она снова не принесла никаких результатов, поскольку атакующие были обнаружены слишком рано и корабль скрылся в спасительном дыму. При атаке позиций зениток самолет младших лейтенантов Р.Д.Вини и Н.Дж.Смита получил прямое попадание и рухнул в море, экипаж погиб. Точку в судьбе «Тирпица» поставили 12 ноября 1944 года «Ланкастеры» Королевских ВВС своими гигантскими бомбами «Толлбой» весов в 12000фунтов.

Последний раз самолеты 1770-й эскадрильи появились у берегов Норвегии 19 сентября 1944 года во время минных поставок. На «Файрфлай», как обычно, возложили задачи по подавлению зенитных батарей. Английские пилоты сообщили, что им удалось потопить несколько небольших судов. Лейтенант Д. Левитт поджег вооруженный траулер, а младший лейтенант В.Томсон отправили на дно моторный баркас.

Тем временем. 1 февраля 1944 года в Иовилтоне была сформирована 1771-я эскадрилья. Она была приписана к авианосцу «Имплекейбл», который должен был сменить «Индефатигейбл» у норвежских берегов. Последний в свою очередь должен был войти в состав Тихоокеанского флота. С 3 марта 1771-я эскадрилья приступила к тренировкам в Бёрскау, в ходе которых дважды проводились учения на авианосцах: с 29июня по 1 июля на борту «Трампитера» и с 16 по 17 августа - на «Ревэджере». Наконец. 22 сентября, «Файрфлай» приземлились на палубу «Имплекейбла», чтобы принять участие в боевых действиях.

В следующем месяце авианосец присоединился к Хоум Флиту (Home Fleet - Флот метрополии) и 18 октября 1771-я эскадрилья впервые испытала себя в деле. Одиннадцать «Файрфлаев» провели разведку в районе Тромсе, пытаясь найти «Тирпиц». Два флайта во главе с командиром эскадрильи подполковником Эллисом обнаружили корабль к югу от острова Хаакой и сфотографировали его. В это время третий флайт атаковал аэродром Бардуфосс и базу гидросамолетов в Сорвейсене. Экипаж лейтенантов А.В.Донахью и Р.Карпентера уничтожил один Хейнкель Не 115, а младшие лейтенанты Дж.И.Ламсден и А.Смит повредили другой, но их самолет вернулся с пробоиной от снаряда в задней кромке крыла. «Файрфлай» младших лейтенантов Р.Дж. Блекберна и Р.Г.Веста повредил в Бардуфоссе один Юнкерс Ju 52.

26 октября одиннадцать «Файрфлаев» сопровождали «Барракуды», которые должны были препятствовать прибрежному судоходству в районе от острова Мелой до Санднесйоена. Британцы наткнулись на три танко-десантных судна, сопровождаемых кораблем ПВО. Самолеты 17" 1-й эскадрильи атаковали их, потопив один из десантных кораблей, и подожгли два других. Корабль ПВО получил настолько серьезные повреждения, что был вынужден выброситься на берег. Днем девять «Файрфлаев» сопровождали «Барракуды» к Рорвику, в их задачу входило подавление ПВО. Самолет младших лейтенантов Р.М.Шоу и Г.М.Смита был подбит, спастись удалось лишь наблюдателю, который попал в плен. После того, как «Барракуды» сбросили свои бомбы, пилоты «Файрфлаев» заметили плавучую базу гидросамолетов и подожгли её.

27 октября эскадрилью отправили на разведку побережья от Мето до Рорвика. Была обнаружена подводная лодка, идущая в надводном положении, которую сопровождал эсминец. Подполковник Эллис и младший лейтенант Дж. Рамсден занялись кораблем, который вскоре потерял ход и загорелся. Два других «Файрфлая» атаковали U-1060 и добились нескольких попаданий, но самолет младших лейтенантов А.В.Уотерса и К.Г.Вейра был подбит ответным огнем и рухнул в море, пилот погиб. Машина младших лейтенантов Дж.Т.Моргана и Д.Р.Мэили также получила повреждения и была вынуждена вернуться на авианосец. Тогда были вызваны три «Файрфлая» для сопровождения «Барракуд». Лейтенанту Донахью удалось добиться прямого попадания в рубку субмарины, которая была вынуждена выброситься на берег. Впоследствии её добили «Галифаксы» и «Либерейторы» королевских ВВС.

Утром следующего дня четыре «Файрфлая» сопровождали «Барракуды», которые должны были атаковать гавань Лодингена, где находилось несколько судов среднего тоннажа. Каждое из них пострадало от пушек британских истребителей, в то время, как «Барракуды», сбросив бомбы, добились лишь одного попадания. Днем 1771-я эскадрилья отрядила ешё шесть самолетов для прикрытия восьми вооруженных торпедами «Барракуд», которые атаковали ту же цель. «Файрфлай» снова обстреляли позиции зенитной артиллерии и корабли. Затем Хоум Флит вернулся на свою базу, а самолеты 1771-й эскадрильи приземлились в Хатстоне 7 ноября 1944 года.

Вскоре операции у берегов Норвегии возобновились и 22 ноября авианосец «Имплекейбл» вышел в море. Но полеты откладывались из-за сложных метеорологических условий. Наконец 27 ноября два «Файрфлая» были посланы на разведку. Экипаж младших лейтенантов Джонса и Уэслейка сообщил о двух суднах в Рорвине. а лейтенант Девис и младший лейтенант Рейнольде обнаружили один транспорт в Сэнднесйоне и южнее конвой из трех судов в сопровождении корабля ПВО. Перед возвращением на авианосец оба самолета обстреляли торговый корабль водоизмещением 2500 тонн, вызвав на нем пожар. Для атаки конвоя в воздух немедленно поднялись «Барракуды», которых сопровождали десять «Файрфлаев» и «Сифайров». Пока «Барракуды» успешно бомбили десантный корабль и большой транспорт, истребители обстреляли и подожгли корабль ПВО и небольшой транспорт. На обратном пути истребители «навестили» Мосйоен и обстреляли постройки на берегу. Экипаж лейтенанта Донахью и младшего лейтенанта Ламсдена рапортовали, что им удаюсь там повредить два судна.

После короткого отдыха в Хатстоне 1771-я эскадрилья 5 декабря 1944 года снова оказалась на борту «Имплекейбла», который на следующий день отправился в поход вместе с авианосцами «Трампитер» и «Премьер». На рассвете 8 декабря «Файрфлай» и «Мартлеты» поднялись в воздух, чтобы провести вооруженную разведку к северу от Хогензунда. Хотя двенадцать «Файрфлаев» попали в снежный шторм, они сумели обнаружить два хорошо замаскированных судна и подожгли их, также как и два корабля пришвартованных неподалеку. Это была последняя операция 1771-й эскадрильи в норвежских водах. Она вернулась в Хатстон 9 декабря и в течение более трех месяцев оставалась на берегу, прежде чем присоединилась к британскому Тихоокеансколгу флоту. В ходе ночных тренировочных полетов 6 марта 1945 года командир эскадрильи подполковник Эллис промахнулся мимо палубы авианосца и его самолет бесследно исчез в море.

Третьей частью, получившей на вооружение «Файрфлаи», стала 1772-я эскадрилья под командованием подполковника А.Д.Гоу, сформированная в Бёрскау 1 мая 1944 года. Предполагалось сформировать ешё три эскадрильи, но в связи с близившимся окончанием войны от этих планов отказались. Период тренировок 1772-й эскадрильи был омрачен рядом аварий и катастроф, включая одно столкновение в воздухе. Три катастрофы унесли жизни четырех человек в течение лете 1944 года. В одной аварии при рулежке было потеряно три «Файрфлая». Были сделаны оргвыводы, и командиром эскадрильи был назначен подполковник Л.К.Уорт.

26 ноября 1944 года 1772-я эскадрилья завершила палубные тренировки, которые проводились на борту авианосца «Эмпресс», крейсировавшего в Ирландском море. В их ходе у самолета, пилотируемого младшим лейтенантом Дж.Т.Дрисколлом, при посадке подскочил посадочный гак и машине, пролетев через барьер, врезалась в другой «Файрфлаи». После возвращения на берег 1772-я эскадрилья передала свои «Файрфлаи» 766-й эскадрильи а Инскине, получив взамен самолеты с увеличенной емкостью топливной системы. Базировавшаяся в Инскине 766-я эскадрилья была тогда частью Первого морского тренировочного подразделения. В январе 1946 года её перебазировали в Ретрэй, а в августе 1946 года - в Лоссимут. Помимо «Файрфлаев» она эксплуатировала «Си Харрикейны», «Сифайры» и «Си Фьюри», вплоть до своего расформирования 25 ноября 1954 года.

После завершения подготовки, 16 января 1945 года 1772-я эскадрилья перелетела в Белфаст, чтобы затем отправиться на Тихий океан. Самолеты и часть персонала погрузили на борт авианосца «Рулер». а другая часть персонала разместилась на авианосце «Эктивити». 18 марта 1945 года 1772-я эскадрилья выгрузилась на берег в Шофилдсе в Австралии и приступила к практическим стрельбам и тренировкам на палубе «Рулера».


В боях на Тихом океане

Первыми «Файрфлаями», попавшими на Восточный ТВД, стали самолеты 1770-й эскадрильи. Большую часть декабря они провели в Путталаме на острове Цейлон, с 28 декабря перелетели на авианосец «Индефатигебл». Левитт сбил один Ки-43 «Хаябуса», второй подлили между собой младшие лейтенанты Стотт и Реддинг. Возвращаясь на авианосец, «Файрфлай» атаковали гавань Панкалана Соа-Соа и подожгли в ней маленький танкер. Во время посадки на авианосец из-за выработки топлива самолет младших лейтенантов А.В.Такера и И.Миллера сел на воду, экипаж был спасен эсминцем.

Прежде чем отправиться на Тихий океан четыре британских авианосца (к группе к тому времени присоединился «Илластриес») провели заключительную атаку на японскую нефтеперерабатывающую промышленность. На сей раз цель располагалась в Палембанге на юго-востоке Суматры. Были выбраны два объекта ударов: очистной завод в Пладжоу и завод в Соенг Геронге. Первым нападению подвергся завод в Пладжоу. 24 января, когда британские самолеты приближались к цели, в небе появились вражеские истребители, которые были отогнаны эскортом. «Файрфлай» следовали по пятам за «Эвенджерами» ударной группы и прорвавшись к цели через аэростатное заграждение выпустили по ней ракеты. Пока «Корсары» и «Хэллкеты» ждали в месте встречи возвращения ударной группы или велибои над целью, девятка «Файрфлаев» 1770-й эскадрильи схватилась с многочисленными Ки-43 «Хаябуса» и Ки-44, пытавшихся атаковать «Эвенджеры». Несмотря на невыгодную позицию, «Файрфлай» эффективно действовали против маневренных японских истребителей, сумев сбить два Ки-43, в то время, как «Корсары» и «Хэллкеты» прикрытия оказались не в состоянии защитить «Эвенджеры».

Во второй атаке на Соенг Геронг, состоявшейся 29 января, участвовало девять «Файрфлаев», в задачу которых входило прикрытие «Эвенджеров» во время полета к цели, уничтожение аэростатов заграждения и подавление ПВО. Когда «Эвенджеры» сбросили бомбы, большая часть аэростатов уже пылала. И снова, как и в прошлый раз, «Эвенджеры» были атакованы японцами. «Файрфлаям» удалось сбить один Ки-44 и два Ки-43, но в этом бою погибли лейтенанты Д.Левитт и Дж.Ф.Вебб. Кроме того в этот день два самолета 1770-й эскадрильи были посланы для вооруженной разведки Мана. с заданием обстрелять местный аэродром в качестве отвлекающего маневра.

Следующим шагом в войне на Тихом океане стал захват Окинавы. В этой операции, получившей название «Айсберг», участвовал и Британский Тихоокеанский флот, присоединившийся к американскому 5-му Флоту в середине марта 1945 года как 57-е оперативное соединение (Task Force 57). Пока американцы занимались Окинавой, Британский Тихоокеанский флот наносил удары по аэродромам на островах Сакашима Гунто. Главной задачей было воспрепятствовать использованию аэродромов на трех главных островах этого архипелага японской авиацией, которая могла бы атаковать оттуда американские силы вокруг Окинавы. 26 марта аэродром Мияко первым подвергся атаке. Как обычно, «Файрфлаям» предоставили «честь» предварительно подавить позиции зенитной артиллерии, после чего они могли атаковать любые цели на свое усмотрение. Во время атаки стоянки судов в заливе самолет младших лейтенантов Б.Хебдича и А.И.Канделла получил прямое попадание и рухнул в море. На следующий день налет повторили.

После пополнения запасов, с 31 марта по 2 апреля и с 5 по 7 апреля была проведена вторая серия ударов по аэродромам Мияки и Ишигаки. Помимо привычных задач по подавлению ПВО. «Файрфлай» обеспечивали воздушное прикрытие ударной группы при возвращении на авианосец. В нескольких случаях «Файрфлай» занимались поиском потерпевших аварию самолетов, а также прикрывали летающие лодки, занимавшиеся поиском субмарин. Японцы не только защищались от налетов британцев, но и сами пытались атаковать, используя бомбардировщики и самолеты камикадзе. Так 1 апреля один истребитель Мицубиси «Зеро» врезался в полетную палубу авианосца «Индефатигебл»,выведя его из строя на некоторое время. Несмотря на непрерывные атаки, японцы успевали за ночь восстанавливать взлетно-посадочные полосы и снова поднимали в воздух камикадзе.

После получения подкрепления в виде одного звена 1772-й эскадрильи, 1770-я эскадрилья 12 апреля возобновила боевые действия, нанеся удар по гавани Кирун на севере Формозы (Тайвань); этот остров использовался японцами для нападений на американские корабли в районе Окинавы 5 тот же день два «Файрфлая», осушествляющие прикрытие летающей лодке «Маринер», занятой поиском субмарин, столкнулись с группой из пяти пикирующих бомбардировщиков Ки-51 «Соня». Экипаж лейтенанта В.Томсона и младшего лейтенанта И.Миллера сбил одну пару японсклх машин, в то время как вторая пара пала жертвой младшего лейтенанта Дж.Стотта и лейтенанта Б.Уорда. Лишь одному Ки-51 удалось ускользнуть, но и он получил повреждения. На следующий день самолеты 1770-й эскадрильи обстреляли ракетами радиолокационную станцию в Ионакуми, пока «Эвенджеры» бомбили два расположенных поблизости аэродрома. На этом атаки Формозы закончились, и флот отошел для пополнения запасов.

Следующая серия атак проводилась по хорошо знакомым англичанам аэродромам Мияко и Ишигаки. она продолжалась с 16 по 19 апреля. Поскольку японцы постоянно восстанавливали эти аэродромы. «Файрфлаи» и «Эвенджеры» «трудились» не переставая. После отдыха на Лейте Британский Тихоокеанский флот снова вступил в бой 4 мая. Обстрелу и ракетным ударам подвергались аэродромы на островах Сакашима Гунто, радиолокационные и радиостанции. Надеты авиации проводились 4 и 5 мая и снова 8 и 9 мая. причем действия бомбардировщиков поддерживали огнем линкоры. Корабли Британского Тихоокеанского флота вновь попали под удар камикадзе, но «Индефатигеблу» удалось избежать повреждений, единственному из английских авианосцев. 4 мая самолеты камикадзе врезались в «Формидебл» и «Индомитебл», а через пять дней пострадал «Викторес», а «Индомитебл» получил второе повреждение.

После пополнения запасов и ремонта авианосцев Британский Тихоокеанский флот 12 мая возобновил операции. Сопровождая «Эвенджеров», атаковавших Мияко и Ишагаки, «Файрфлаи» попутно атаковали радиостанцию в Хараро. На следующий день ещё одна радиостанция в Ишигаки была обстреляна ракетами. 16 мая была уничтожена радиостанция в Мияко. 17 мая самолеты 1770-й эскадрильи атаковали стоянку судов в Осаки на побережье Мияко.

20 мая нападению подверглись два объекта: самолеты первого флайта атаковали радиолокационную станцию в Хенна Саки, а остальные «Файрфлай» - аэродром Хирара. На следующий день 1770-я эскадрилья наносила удары по радиолокационной станции в Нобара. Объектами последних атак в ходе операции «Айсберг», проведенных 24 и 25 мая, стали шесть аэродромов на островах Сакашима Гунто. Сопроводив к целям ударные самолеты, «Файрфлай» атаковали ряд объектов в районе Хирары. а также базу катеров-камикадзе.

26 мая Британский Тихоокеанский флот отправился к берегам Австралии, куда он прибыл 5 июня. На этом война для 1770-й эскадрильи закончилась. В Австралии к британскому флоту присоединился авианосец «Имплекейбл», на борту которого базировалась 1771-я эскадрилья под командованием В.Дж.Р.Макуиртера. В неё входило несколько самолетов, взятых из 1772-й эскадрильи. Большую часть мая это подразделение провело на берегу, вернувшись на палубу лишь 24 мая.

Авианосцы «Имплекейбл» и «Рулер» 14 июня атаковали остров Трук (Каролинские острова), который американцы обошли во время наступления в центральной части Тихого океана. В тот день самолеты 1771-й эскадрильи атаковали несколько целей. Сначала четыре «Файрфлая» обстреляли 60-фунтовыми ракетами обнаруженную радиолокационную станцию. Две машины, сопровождавшие «Эвенджеры». на обратном пути атаковали радиостанцию. Ешё три «Файрфлая» были посланы для нанесения удар по японскому аэродрому и, по заявлению английских пилотов, на земле было уничтожено два самолета. Позднее эту цель снова атаковал один флайт. Днем четыре «Файрфлая» искали японские корабли к северу от острова Дублон. Вечером три машины отправились на патрулирование. 15 июня, пока корабли вели интенсивный, но неэффективный обстрел, «Файрфлай» рыскали вдоль всего побережья в поисках заслуживающих внимания целей. Затем английские корабли вернулись в Монус.

Британский Тихоокеанский флот, в составе которого теперь было три авианосца, снова присоединился к американцам в качестве 37-го Оперативного соединения (Task Force 37) и 17июля возобновил боевые действия, впервые атаковав непосредственно Японские острова. Восемь «Файрфлаев» 1771-й эскадрильи обстреляли ракетами аэродромы Мацусима, Сендаи и Масуда на восточном побережье. На следующий день «Файрфлай» атаковали аэродром около Токио. Два дня спустя к британской корабельной группировке присоединился авианосец «Индефатигебл», на борту которого находилась 1772-я эскадрилья.

Оба вооруженных «Файрфлаями» подразделения начали боевые действия 24 июля, но задачи в тот день у них были разные. 1771-я эскадрилья охотилась за кораблями противника в районе Нагой, а самолеты 1772-й эскадрильи наносили удары по базам японских бомбардировщиков: утром был атакован аэродром Токушима, днем - Такамацу. Позже была атакована гавань Аджиро Саки. Обе эскадрильи потеряли по машине. «Файрфлаи» 1772 эскадрильи совершил вынужденную посадку из-за выработки горючего, при которой погиб младший лейтенант М.Дж.Гудселл, а машина из 1771-й эскадрильи была сбита, младшие лейтенанты Дж.Т.Морган и Н.Г.Дои погибли. Два «Файрфлая» 1771-й эскадрильи, два «Корсара» и шесть «Эвенджеров» обнаружили в гавани Шило Ван эскортный авианосец «Кайо» и нанесли ему тяжелые повреждения. Это единственный известный случай, когда самолеты FAA атаковали авианосец.

25 июля 1771-я эскадрилья возобновила охоту за японскими кораблями, а 1772-я эскадрилья снова «навестила» гавань Аджиро Саки и аэродром Токушима. После пополнения запасов англичане вернулись к берегам Японии 28 июля. 1771-я эскадрилья подожгла судно в заливе Сато. Самолеты 1772-й эскадрильи дважды атаковали верфь Харина в заливе Оуо, потопив танкер водоизмещением 7000 тонн и три торговых корабля. Правда, в одной из этих атак был потерян «Файрфлаи» вместе с экипажем - лейтенантом К.П.Р.Стивенсом и младшим лейтенантом А.М.Лагранжем. 1771-я эскадрилья также потеряла одну машину, совершившую вынужденную посадку из-за выработки топлива. Из-за плохой погоды полеты не проводились до 30 июля. Следующей целью для 1771-й эскадрильи стала военно-морская база Майдзуру, а другая эскадрилья наносила удары по аэродрому Сасука, и позднее - по гавани Йонкаичи.

Возвращение после пополнения запасов было отложено более чем на неделю из-за тайфуна. Британский Тихоокеанский флот подошел к японским берегам 9 августа, когда на Хирасиму была сброшена атомная бомба. «Файрфлай» 1771-й эскадрильи наносили удары по целям в заливе Конега и аэродрому Мацушима. Последний был атакован и самолетами 1772-й эскадрильи и оба британских подразделения записали на свой счет по несколько уничтоженных на земле самолетов. На следующий день обе эскадрильи бали посланы атаковать любые подходящие цели; ударам подверглись аэродромы Корияма, Масуда и Мацушима, а также корабли в Хоккаичи и Онагава Ван. При атаке Кориямы 1772-я эскадрилья потеряла два самолета: младшие лейтенанты Г.Д.Робертс и Т.К.Г.Макбрайд погибли, а В.Ф.О'Нейл и Т.И.Дэрби на несколько дней стали военнопленными.

Авианосец «Имплекейбл» затем вернулся в Австралию для ремонта, оставив «Индефатигебл» нести службу в одиночестве. 13 августа самолеты 1772-й эскадрильи вели свободную охоту в районе Токио, уничтожив один поезд. После пополнения запасов 1772-я эскадрилья 15 августа выполнила последний во Второй Мировой войне боевой вылет. Четыре «Файрфлая» вместе с шестью «Эвенджерами» и восемью «Сифайрами» утром нанесли удар по аэродрому Кисарапу. Когда в воздухе появилось двенадцать «Зеро», их взяли в оборот «Сифайры». сбив восемь японских истребителей и потеряв лишь один свой. Английские самолеты вернулись на борт «Индефатигебла», боевые действия против Японии были закончены в ожидании подписания капитуляции.

«Файрфлай» продолжали нести службу: они занимались поиском лагерей военнопленных и сбрасывали узникам провизию, лекарства и т.д. К середине сентября 1945 года все три вооруженных «Файрфлаями» эскадрильи оказались в Австралии. Прекратив боевые действия в мае, 1770-я эскадрилья выгрузилась на берег Шофилдсе 5 июня. 18 сентября к ней присоединилась 1772-я эскадрилья, а 1771-я эскадрилья перелетела на берег в Новра 13 сентября. 1770-я и 1771-я эскадрильи были вскоре расформированы. 30 сентября и 16 октября соответственно. Лишь 1772-я эскадрилья просуществовала ещё несколько месяцев. Дважды, 18 декабря 1945 года и 31 января 1946 года, она базировалась на борту «Индефатигебла», причем последний раз она отправилась к родным берегам. По прибытии, 10 марта 1946 года, 1772-я эскадрилья была официально расформирована.

Фото Описание
«Файрфлай» FR.1 DK418, поступипивший на вооружение 790-й эскадрильи в декабре 1944 года
«Файрфлай» F.1 Z2035 с коком винта черного цвета, 1942 год.
Строй «Файрфлаев» FR.1 816-й эскадрильи, 1945 год

Источники

  • "Fairey Firefly " /Война в воздухе № 146/