Авиация Второй мировой

Home    English

Firebrand

Палубный истребитель-торпедоносец

Blackburn

Firebrand

Военно-воздушные силы Королевского флота (Fleet Air Arm RAF) нуждалась в истребителях с большой дальностью полета. Защита британских военно-морских баз входила в обязанности RAF, но денежные средства для этого не были предусмотрены, и поэтому Адмиралтейство согласилось с тем, что ему придется взять на себя эту обязанность. Для этого потребовался истребитель-перехватчик, а опыт норвежской кампании начала 1940 года также показал, что для достижения превосходства в воздухе нужен высокоэффективный одноместный истребитель на палубе авианосца.

Blackburn предложила свою конструкцию B-37 с использованием 24-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Н-типа Napier Sabre. По спецификации Министерства авиации N.11/40 указывалась минимальная максимальная скорость в 350 узлов (650 км/ч; 400 миль в час), и в январе 1941 года был размещен заказ на три прототипа.

Самолет B-37, 11 июля 1941 года получивший служебное название Firebrand (Агрессор), конструктивно представлял собой цельнометаллический низкоплан. Первый полет 27 февраля 1942 года. В хвостовой части кабины фюзеляж представлял собой полумонокок овальной формы, впереди со стальным трубчатым каркасом круглого сечения, в котором размещался основной топливный бак объемом 770 л и 320 л за двигателем. Радиаторы для аккуратно обтянутого капотом двигателя Sabre были размещены в удлинениях крыла. Большое крыло состояло из центральной части с двумя лонжеронами и складывающимися вручную внешними консолями (с пятью углами наклона), чтобы обеспечить более компактное хранение в ангарных палубах авианосцев. Для увеличения подъемной силы и снижения посадочной скорости на крыле устанавливались большие закрылки Fairey-Youngman с управлением от гидропривода, которые простирались до краев элеронов Frize. Неподвижное вооружение из четырех 20-мм (0,79 дюйма) авиапушек Hispano было установлено на крыле с боезапасом в 200 снарядов на ствол. Киль и руль направления были расположены перед рулем высоты для того, чтобы руль высоты сохранял свою эффективность. Основные опоры шасси были установлены на концах центральной секции крыла и убирались внутрь крыла. Firebrand был необычен тем, что снаружи кабины был установлен датчик-указатель воздушной скорости, так что во время приземления пилоту не приходилось переводить взгляд вниз на приборную доску - прообраз современного дисплея на стекле кабины истребителя.

В Британии в годы войны не было не только современных палубных истребителей, но и торпедоносцев. Основной самолет такого назначения, Fairey Swordfish, как и пришедший ему на смену Albacore были бипланами с максимальной скоростью около 250 километров в час, а Barracuda, только-только начавшая поступать в боевые части, была скорее пикирующим бомбардировщиком. Пытаясь спасти Fairbrand, потерпевший полную неудачу в роли истребителя и учитывая его немалую грузоподъемность, фирма Blackburn предложила сделать из него одноместный торпедоносец.

В качестве прототипа новой модификации решили использовать то, что осталось от второго опытного Firebrand DD810, разбившегося 20 февраля 1943 года.

В целом же самолет показал удовлетворительные характеристики, и Firebrand все еще оставался на уровне требований середины сороковых. Самолет был даже способен выполнять высший пилотаж с подвешенной торпедой, что наглядно продемонстрировал лейтенант-коммандер Айверс (Lt Cdr Ivers) во время авиашоу в Хестоне (Heston) второго октября 1945 года. Остается только сожалеть, что Firebrand TF IV полетел в 1945-м, а не в 1941-м году.


Firebrand TF Mk IV
Экипаж 1
Геометрия
Длина самолета, м 11,81
Высота самолета, м 4,04
Размах крыла, м 15,63
Площадь крыла, м² 35,6
Массы, кг
пустого 5197
максимальная взлетная, кг 7575
Силовая установка
1 × Bristol Centaurus IX 18-цилиндровый радиальный, л.с. 1×2520
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч 550
Крейсерская скорость, км/ч 412
Практический потолок, м 5335
Практическая дальность, км 1199
Вооружение
4×20мм пушки Hispano, бомб, кг 2×910

Боевое применение. Всего было построено 170 самолетов Firebrand TF IV, из которых 124 были конвертированы в TF V, но, несмотря на столь внушительное количество выпущенных машин, они практически не попали в боевые части. Единственным исключением стали пятнадцать "Файрбрэндов" 813 эскадрильи, которая была сформирована 1 сентября 1945 года на базе Форд (RNAS Ford) в графстве Сассекс (Sussex). Это подразделение в 1946-1947 годах проводило войсковые испытания "новых" самолетов, возможно даже на борту авианосцев, а также участвовало в разнообразных праздничных мероприятиях типа авиационного парада в честь Дня победы над Лондоном 8 июня 1946 года.

Служба "четверок" оказалась очень короткой, и уже в 1947 году единственная летавшая на них эскадрилья пересела на более продвинутые Firebrand TF V.

Фото Описание

Схема Firebrand TF Mk IV

Firebrand TF Mk IV EK602

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Английские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Даниэля Марча/