1. Фюзеляж истребителя «Спитфайр» можно отнести к числу фюзеляжей современных истребителей, так как в сочетании с фонарем кабины пилота он имеет хорошо обтекаемые форму и небольшие габаритные размеры.
2. Недостатком является отсутствие внутренней герметизации отверстий и вырезов и клепка обшивки хвостовой части непотайными заклепками, что увеличивает аэродинамическое сопротивление фюзеляжа и снижает максимальную скорость самолета.
3. Конструктивно фюзеляж выполнен сравнительно просто. Применение тонкой обшивки с облегченными шпангоутами и разрезными стрингерами дело возможность получить более легкую конструкцию по весу, но это является нерациональным для производства и эксплуатации,
В производстве при тонкой обшивке трудно получить гладкую поверхность фюзеляжа и в эксплуатации от неосторожного обращения легко получаются вмятины и пробоины. Во избежание этого у всех современных самолетов обшивка применяется более толстая.
4. Следует также отметить простую конструкцию стыковых узлов консоли с центропланом по главному лонжерону и узлов крепления стабилизатора.
5. Отсутствий возможности сборки фюзеляжа по частям нерационально при массовом производстве и поточном методе.
6. Крыло самолета "Спитфайр" является типичным однолонжеронным крылом. Изгибающие усилия воспринимаются одним главным лонжероном. Задний вспомогательный лонжерон служит только для передачи крутящих усилий с крыла на фюзеляж и базой для подвески элеронов и щитков.
7. Прочная обшивка носка крыла вместе с главным лонжероном образует мощную замкнутую коробку, которая хорошо работает на кручение.
8. Расположение главного лонжерона на 26,8% от передней кромки крыла позволяет эффективно использовать высоту профиля для получения максимальной высоты лонжерона и убрать колесо шасси в сравнительно тонкое крыло.
9. Эллиптическая форма крыла в плане выгодна с точки зрения аэродинамики, так как по сравнению с прямоугольной или трапецевидной формами она дает меньшее индуктивное сопротивление, но намного усложняет изготовление (двойная кривизна поверхности передней кромки вызывает производственные затруднения при получении правильных обводов крыла).
Фирма, выпускавшая самолеты "Спитфайр", изготовляет обшивку носка крыла из одного листа на обтяжном станке, которую затем разрывает на верхние и нижнюю части (по оси носка) для облегчения клепки обшивки,
10. Пояса главного лонжерона, выполненные из труб квадратного сечения, вставленные телескопически, выгодны в отношении прочности ( как профили с замкнутым контуром), но сложны в производстве, поэтому они не получили распространения на других самолетах.
11. По весу конструкция крыла самолета "Спитфайр" является более легкой по сравнению с конструкцией крыльев современных самолетов такого же типа, но облегчение веса постигнуто за счет производственных и эксплуатационных неудобств (отсутствие возможности сборки крыла по частям, недостаточное количество съемных панелей и люков для доступа внутрь крыла и применение довольно тонкой обшивки (0,6 мм) между главным и вспомогательным лонжеронами).
12. Крепление съемных панелей шурупами к деревянным рейкам, установленным на нервюрах и лонжеронах, достаточно просто и удобно в производстве.
Вооружение истребителя "Спитфайр" VB состоит ив двух пушек "Испано " калибра 20 мм и четырех пулеметов "Браунинг" калибра 7,69 мм. Все оружие расположено в крыльях, вне зоны, ометаемой винтом самолета.
Стволы пулеметов от передней кромки до лонжерона помещены в труоы. передние отверстия которых перед полетом заклеивается двойным слоем полотна для уменьшения лобового сопротивления. После первого выстрела эти наклейки пробиваются и срывается давлением газов.
Из приведенного описания вооружения истребителя "Спитфайр" VB видно, что ни по мощности огня, ни по техническим данным вооружения (расположение оружия, боезапас, бронебойность) самолет нельзя отнести к лучшим современный истребителям.
Бронирование пилота и уязвимых частей самолета также недостаточно эффективно и не во всех случаях может противостоять даже пуле малого калибра, не говоря уже о защите от огня крупнокалиберных пулеметов.
Тем не менее, система вооружения обладает некоторыми интересными конструктивными особенностями, как-то:
1. чисто пневматическая система управления огнем и зарядкой;
2. устройство передних узлов крепления пушек с регулировкой при помощи двойного эксцентриситета;
3. применение коллиматорного прицела с предварительной установкой дальности и базы, помогающей пилоту определять дистанцию до цели и повышающей эффективность огня. (Техническое описание № 193, № 214, Конструкция и вооружение истребителя "Спитфайр" VB.).
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|