Авиация Второй мировой |
| Самолёты | Армстронг Уитворт | A V Ro | Блэкберн | Боултон Пол | Бристоль | Фейри | Глостер | Де Хэвилленд | Хэндли Пейдж | Хоукер | Сондерс-Роу | Шорт | Супермарин | Тейлоркрафт | Викерс | Вестленд | Бои | Люди | Фото |
Поставки истребителей "Спитфайр" IХ в нашу страну начались с февраля 1944 г. Первые партии поступали через Иран и Ирак, а затем и через северные порты. Сначала это были старые, прошедшие ремонт иашины. Впоследствии начали прибывать новые, прямо с заводов, самолеты. Поставки "Спитфайров" завершились уже после окончания войны в Европе - летом 1945 г. Всего в нашу страну ввезли 1185 "Спитфайров" IХ, из них 1183 типа LF.IX (низко-высотный вариант) и два HF.IX (высотных). HF и LF отличались моторами, представлявшими собой разные модификации "Мерлин"60. На LF обычно были двигатели марки 66, а на HF -70. Распространенное мнение о том, что внешним признаком низковысотных машин являлись урезанные законцовки крыльев, не совсем верно. Короткие законцовки имели далеко не все "Спитфайры" LF IX . Кроме того, даже к истребителям с " уреэанннм" крылом придавались комплекты нормальных закощовок. Позднее "девятки" имели более широкий и заостренный сверху руль поворота и дополнительный бензобак в фюзеляже. Стандартным стал противопыльный фильтр "Аэро-Ви", располагавшийся на всаоыващем патруйке карбюратора. Среди LF IX весной 1945 г. прибыли и девять внешне неотличимых от них самолетов модификации LF XVI с американскими моторами "Мерлин"266. Эти двигатели выпускались в США по лицензии Роллс-Ройс фирмой Паккард и несколько отличались от английского прототипа, в первую очередь, комплектацией иными агрегатами. "Спитфайр" IX со своим мощным и высотным мотором имеет значительно больший практический потолок, чем все отечественные серийные истребители. Даже LF уверенно набирал высоту 12500 м, a HF поднимался до 13100 м, что было на 2450 м больше, чем у Як-9У и на 2350 м - чем у Ла-7. "Спитфайр" IХ превосходил указанные самолеты и по скороподъемности, и по вооружению. Имеющееся на английском самолете оборудование также выделяло его в лучшую сторону. Но на малых и средних высотах "девятка" серьезно уступала отечественным истребителям. Например, в скорости у земли проигрывала Ла-7 целых 100 км/ч. Поэтому использование "СпитфаЙров" на фронте признали нецелесообразным. Большую часть их направили в полки ПВО. После войны "Спитфайры" еще несколько лет служили советской авиации - до 1947-1948 гг.(кое-где и до 1951 г.), когда уже начался переход на реактивную технику. Машина высоко ценилась летчиками, в первую очередь за простоту в пилотировании. Хотя модификация IX сохранила ряд наследственных пороков своих предшественников, таких как малый противокапотажный угол, неустойчивое шасси с узкой колеей, не очень хороший обзор назад, с ними постепенно свыкались и научились компенсировать. Важную роль сыграла "девятка" в послевоенные годы как учебный высотный истребгтель. |