Авиация Второй мировой |
| Самолёты | Армстронг Уитворт | A V Ro | Блэкберн | Боултон Пол | Бристоль | Фейри | Глостер | Де Хэвилленд | Хэндли Пейдж | Хоукер | Сондерс-Роу | Шорт | Супермарин | Тейлоркрафт | Викерс | Вестленд | Бои | Люди | Фото |
Как известно из аэродинамики, из всех элементов конструкции самолета, именно крыло дает самое большое сопротивление. А коэффициент лобового сопротивления пропорционален квадрату относительной толщины профиля (относительная толщина профиля - отношение его высоты к хорде). И если у Мессершмитта Bf 109 относительная толщина профиля составляла у корня - 16%, а у конца - 11%, то у "Спитфайра" эти значения были соответственно равны 12,6% и 7,9%. Именно поэтому, несмотря на гораздо большие размеры, "Спитфайр" летал несколько быстрее. При этом он обладал одним важным преимуществом. Так как иэ-за большей площади крыла его удельная нагрузка на крыло была гораздо меньше, чем у Bf 109E ( 120-125 кг/м² против 160 кг/м²), то и горизонтальная маневренность была значительно лучше. И если "Мессершмитт" делал полный вираж за 20-22 секунды, то "Спитфайр" укладывался в 17,5. Единственным преимуществом Вf 109E было более мощное вооружение и более высокая вертикальная скорость, которая объяснялась не каким-то его особенными конструктивными качествами, а тем, что самолет был чуть легче, а двигатель "тянул" чуть лучше. Зато "Спитфайр", как уже упоминалось выше, имел практически неисчерпаемые возможности для дальнейшего развития. И когда в годы войны на него последовательно устанавливали все более мощное вооружение, новые более мощные, хотя и более тяжелые двигатели "Мерлин", а затем "Гриффон", маневренные характеристики самолета практически не ухудшались. Ведь его крыло изначально было несколько переразмеренным и теперь, наоборот, ках бы вошло в норму. Например, у созданного в 1943 г. самолета "Спитфайр" F.Мк.XIV, оснащенного двигателем мощностью 2050 л.с., удельная нагрузка на крыло выросла лишь до 160 кг/м², то есть стала точно такой же, что и у первоначального варианта истребителя Вf 109E. Зато скорость полета "Спитфайра" F.Мк.XIV резко увеличилась и превысила на высоте 8 км 700 км/ч. К этому времени немцы серийно выпускали истребители Мессершмитт Вf 109G, так же оснащенные более мощными двигателями ВВ605, максимальная скорость которых доходила до 650-660 км/ч на высоте 7 км (вариант G-2). В 1944 г. на самолете Вf 109K с двигателей DB605 АSСM мощностью 2030 л.с. на режиме кратковременного форсажа им удалось достичь скорости 730 км/ч - такой же, с какой в это время летали "Спитфайры" последних модификации. Но при этом опять необходимо учесть, что если у "Спитфайра" Т.Мк.21 (двигатель "Гриффон"61 мощностью 2050 л.с, площадь крыла 22,8 м² взлетная масса 4160 кг) удельная нагрузка на крыло составляла порядке 180 кг/м², то у Вf 109К-4 (взлетная масса 3496 кг, площадь крыла 16,2 м²) эта величина достигала уже 210 кг/м². И если "Спитфайр", обладая к тому времени еще и более мощным вооружением, мог по маневренности сравниваться с известным советским истребителем Ла-7 (удельная нагрузка 178 кг/м²), то "Мессершмитт" фактически превратился в неповоротливый болид, сравнявшись в этом плане с тяжелым истребителем Фокке-Вульф Fw 190. В тоже время необходимо отметить, что знаменитый "Спитфайр" обладал и целым рядом недостатков. Прежде всего, большая площадь крыла, обеспечивавшая самолету хорошие маневренные характеристики и большой потолок, не позволяла ему достигать высоких скоростей полета на малых высотах. Кроме того, из-за большого размаха крыла и разнесенного вооружения, угловая скорость крена "Спитфайра" оказалась несколько хуже, чем у немецких истребителей FW 190, которое оказались для английских машин "твердым орешком". И только после появления специальных вариантов "Спитфайров" с обрезанными законцовкаыи крыла, их скорость и маневренность на малой высоте вошли в норму. Несколько переразмеренное крыло заставило конструкторов искать пути уменьшения его массы. И это удалось. Так, если 1 м² конструкции крыла других истребителей (Вf 109, Р-40, Р-39 и др.) весил 25 кг, то у "Спитфайра" эта величина была около 20 кг. Правда, снижение массы конструкции оказалось и на уменьшении прочности консолей. В результате англичанам на "Спитфайрах" последних модификаций пришлось-таки ставить новое, более прочное, хотя и более тяжелое крыло. Малая колея и вынос основных стоек шасси делали взлет и посадку на "Спитфайре" довольно сложными. Самолет был склонен к капотированию, его боевая живучесть оставляла желать лучшего, У палубных истребителей "Сифайр" отмечалась недостаточная дальность полета, крайне необходимая для действия над водной поверхностью. И не случайно Британские ВМС уповали в основном на американские "Уайлдкеты", "Хэллкеты" и "Корсары". |