![]() |
![]() |
B-10/B-12 "Martin"Легкий бомбардировщикMartin![]() К середине 30-х годов основными типами бомбардировщиков США были В-10 и В-12. И тот и другой - различные модификации одного итого же базового самолета "Мартин 139". Если взглянуть на него, то никак не скажешь, что эта машина когда-то считалась самым быстроходным бомбардировщиком мира. Скорость ассоциируется с вытянутыми, "зализанными" формами. А этот - компактный, "пузатый", похожий то ли на головастика, то ли на беременную рыбку гуппи. И тем не менее, "Мартин" когда-то обгонял истребители. Более того, в какой-то степени его можно считать родоначальником скоростных бомбардировщиков. Тогдашние истребители - бипланы не имели никаких шансов перехватить подобную машину. За создание нового бомбардировщика фирма "Мартин" была удостоена Кубка Копьера "За достижение в авиации". 17 января 1933 г. был утвержден заказ на 48 самолетов. Первым бомбардировщиком американской конструкции, принявшим участие в боевых действиях Второй Мировой войны, пусть и в составе ВВС другого государства стал самолет В-10. К началу Второй Мировой войны эта машина уже несколько устарела. Она была первым американским цельнометаллическим бомбардировщиком крупносерийного выпуска с дистанционно управляемыми пулеметными башнями. Всего американские ВВС имели на вооружении 151 машину типов В-10 и В-12, подавляющее большинство из них к началу войны уже было списано, но нескольким самолетам все же удалось поучаствовать в боевых действиях. Хотя машины семейства "Мартин 139" при своем появлении были лидерами мирового самолетостроения, они очень быстро утеряли передовые позиции: не потому, что были плохи, а потому, что техника в то время развивалась стремительно. Уже в 1934 г. командование Авиационного корпуса сформировало требования к новому бомбардировщику, который должен был сменить В-10 и В-12. Количество моторов не оговаривалось, поэтому фирма "Дуглас" предложила двухмоторный DB-1, "Боинг"- четырехмоторную "модель 299", "Мартин" представила новый бомбардировщик "Мартин-146", который являлся усовершенствованием модели 139. Самолет стал чуть длиннее и тяжелее, для компенсации чего увеличили площадь крыла. Однако "Мартин" вскоре вышел из игры. Заказ получила фирма "Дуглас", ее DB-1 запустили в серию, как B-18. "Боинг 299" попал в строй немного позже, став знаменитой "Летающей крепостью". Боевой самолет "Модель 139" экспортировался в Аргентину, Китай, Тайланд и Турцию (35, 9, 26, и 20 машин соответственно). Японцы встретились в бою с китайскими машинами этого типа еще в конце 30-х годов, а со 120 самолетами "Модель 139W" и "Модель 166" авиации Голландской Ост-Индии - в начале 40-х годов. Сейчас в мире сохранился только один самолет этого некогда распространенного бомбардировщика. Это "Мартин 139WN", доставленный в США из Аргентины. До середины 60-х годов он стоял там училище морских летчиков в качестве учебного пособия. Реставрировали "Мартин" на одной из авиабаз Техаса. Сейчас он стоит в музее американских ВВС в Дайтоне, в штате Огайо.
Источники
|
Белл
Боинг
Брюстер
Консолидейтед
Кертисс
Дуглас
Дженерал Моторс
Грумман
Локхид Мартин
Норт Америкэн
Нортроп
Репаблик
Воут
Бои
Люди
Фото
|
©AirPages
|
![]() |