DC-2
Легкий транспортный самолет
Douglas
Первый полет DC-1, с девятицилиндровыми звездообразными двигателями Wright SGR-1820-F мощностью по 690 л. с., состоялся 1 июля 1933 года. Самолет мог продолжать полет на одном моторе после взлета и совершать посадку на высокогорном и жарком аэродроме. К тому времени Дуглас уже получила заказ на 20 улучшенных DC-2, затем увеличенный до 31 машины.
DC-2 отличался от DC-1 увеличенным в длину на 0,61 м фюзеляжем, соответственно увеличилось число посадочных мест до 14, соответственно на него устанавливались более мощные двигатели Wright Cyclone SGR-1820-F3 ( по 710 л.с. каждый). Конструктивно самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, свободнонесущим крылом и хвостовым оперением, и трехопорным шасси с поворотным хвостовым колесом. Колеса основных опор шасси в убранном положении несколько выступали из ниш в гондолах двигателей, обеспечивая безопасность при вынужденной посадке с невыпущенным шасси. В отсеке между пилотской кабиной и салоном размещалось до 454 кг груза или почты, еще один грузовой отсек находился за пассажирским салоном. Доступ в салон - через одну дверь на левом борту, тут же за входом располагался буфет, а в конце салона - туалет.
Первый DC-2, поднялся в воздух 11 мая 1934 года, а три дня спустя был передан в авиакомпанию TWA. Кресла располагались по бортам и были регулируемыми, имея возможность разворачиваться назад. Каждое кресло располагалось у иллюминатора, таким образом их было по семь по каждому борту.
Лицензионные соглашения на выпуск DC-2 заключили голландская "Fokker", японская "Nakajima Hikoki КК" и британская "Airspeed". Однако ни "Fokker", ни "Airspeed" такие самолеты не строили, - поставлено 39 самолетов, включая 21 для голландского авиаперевозчика KLM, которая эксплуатировала DC-2 на европейских маршрутах и на дальнем маршруте между Голландией и Голландской Ист-Индией. Советская компания "Амторг" приобрела один DC-2, но лицензию на самолет СССР не приобрел.
Немногим более чем за год в эксплуатации в 21 стране мира уже находились 108 самолетов DC-2, налетавшие более 37 млн км. Опрос эксплуатантов, проведенный "Douglas", показал, что самолеты американских эксплуатантов и "Pan American Airways" в Южной Америке за первые восемь месяцев налетали 24 139 500 км, эффективность эксплуатации составила 98,8%.
Триумфальное шествие будущего DC-3 началось.
Американские военные заказали несколько DC-2: пять с двигателями Wright мощностью 710 л.с. для ВМС США (под обозначением R2D-1 использовались как штабные транспортные), а 18 машин приобрел авиакорпус Армии США под обозначением С-33, они эксплуатировались в качестве транспортных (отличались увеличенными килем и рулями, имели грузовую дверь на левом борту). Кроме того, 24 бывших гражданских DC-2 поступили в авиакорпус Армии США как С-32А, военные получили два персональных транспортных YC-34, а из прототипа С-38 получилась - некая комбинация DC-2 и DC-3. Один С-38 оснащался двумя Wright R-1820-45 мощностью по 975 л. е., имел хвостовую часть по типу DC-3 и стал основой для разработки и постройки 39 самолетов С-39, соединивших в себе фюзеляж С-33 и центроплан, хвостовую часть и шасси от DC-3. Два схожих самолета - С-41 с моторами Pratt and Whitney R-1820-21 мощностью по 1200 л.с. и С-42 "Flying Chief" с Wright R-1820-53 мощностью по 1000 л.с. - использовались командным составом ВВС Армии США.
Конструкция. Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан классической схемы с двумя поршневыми двигателями и убирающимися ООШ.
Система уборки шасси - гидравлическая. Термостатическая система обогрева от двигателей с регулированием температуры в салоне. Пневматическая противообледенительная система Goodrich на передних кромках крыла и стабилизатора. Жидкостная противообледенительная система винтов, карбюраторов и окон в пилотской кабине. Система вентиляции пассажирской кабины.
Самолет имел современное приборное и радионавигационное оборудование. Радиостанция, автопилот Sperry, высотомер, указатель скорости, авиагоризонт, магнитный компас.
Экипаж |
3 |
2-3 |
Размеры |
Размах крыла, м |
25,91 |
28,96 |
Площадь крыла, м² |
87,23 |
91,69 |
Длина самолета, м |
18,90 |
19,57 |
Высота самолета, м |
5,41 |
5,16 |
Силовая установка |
2×ПД, мощностью л.с. |
R-1820-55 2×975 |
R-1830-93 2×1200 |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета |
5628 |
7697 |
Нормальная взлетная |
8419 |
12700 |
Летные данные |
Максимальная скорость, км/ч |
338 |
369 |
Крейсерская скорость, км/ч |
306 |
293 |
Практический потолок, м |
6280 |
7041 |
Практическая дальность, км |
1609 |
2414 |
Полезная нагрузка, пасс. |
14 |
28 |
DC-3
Средний транспортный самолет
DST (Douglas Sleeper Transport) с 16-спальными местами, который совершил свой первый полет 17 декабря 1935 года. Существовал, однако, и 24-местный дневной вариант этого самолета, обозначенный DC-3. Он-то и добился благодаря своей надежности доминирующих позиций на национальных авиалиниях и популярности во всем мире. В США было выпущено 10692 таких самолета; еще около 2000 были построены по лицензии в СССР под обозначением Лисунов Ли-2. Надежная конструкция DC-3 привела к тому, что авиакомпании других стран охотно стали приобретать эти прекрасные машины.
Свободнонесущий низкоплан, самолет DC-3 имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки на рулевых поверхностях. Особенностью его крыла являлась многолонжеронная конструкция (заимствованная от DC-1). Самолет имел цельнометаллический фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и свободнонесущее цельнометаллическое оперение. Гражданские DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов. Рекорд периода 1936-41 гг., когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом благодаря самолету DC-3, которым в то время были оснащены большинство авиакомпаний США и чья безопасность стала почти легендарной.
Гражданские модели (включая DST) были построены в пяти сериях, и стандартной силовой установкой были двигатели либо Wright SGR-1820, либо Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью от 1000 и 1200 л.с. при различном максимальном взлетном весе.
Для использования DC-3 как военно-транспортного самолета производилось усиление задней части фюзеляжа и пола кабины, а также оснащение большими грузовыми дверями. Силовая установка первоначального серийного варианта состояла из двух звездообразных поршневых двигателей Pratt & Whitney R-1830-92 мощностью 895 кВт (1200 л.с.). Заказанные в 1940г., эти самолеты получили обозначение C-47 Skytrain.
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
2019 10 30
Данный самолет с двигателями Pratt & Whitney R1830 90D Twin Wasp 14-цилиндров радиальный, 1200 л.с. (895 kW) каждый.
Военный вариант этого самолета, С-47В 1945 года выпуска имел увеличенный запас топлива и соответственно дальность полета. Данный самолет, после реставрации, с установленными современными креслами бизнес класса и столиками коммерческую пассажировместимость не имеет и представляет собой скорее самолет салон.
20 октября 2019 г, а/п Уфа. Самолет долго прогревал двигатели на стоянке, потом на исполнительном старте долго гудел на взлетном, нехотя пробежал несколько сот метров, почти сразу подняв хвост, и взлетел. Затем медленный набор высоты и был таков. Следующая посадка в Хакасии, в Абакане...
---
2019 10 20
18 октября 2019 года по пути в КНР, в аэропорту Уфа, под управлением квс Патрика Моланда, совершил посадку американский Douglas DC-3 времен Второй мировой. В поднебесной из него планируют сделать «летающий» музей.
Данный самолет, Douglas DC-3C S/N 33445, был преобразован из военного C-47-B Skytrain S/N 77113 5 11 1977 года. Его эксплуатировали в ВВС США, затем в Англии и Канаде, в 1980-х годах этот самолет перевозил грузы в Африке, за что его окрестили «Королевой Конго» («Congo Queen»). Некоторое время самолет летал в Европе, а затем находился на реставрации в Швеции.
 |
2019 10 18. DC-3 N41CQ, на 36-й тоянке в аэропорту Уфа
|
 |
2019 10 18. DC-3 N41CQ, по прилету в а/п Уфа
|
 |
2019 10 19. DC-3 N41CQ, на стоянке а/п Уфа, вид 3/4 справа.
|
 |
2019 10 19. DC-3 N41CQ, на стоянке а/п Уфа вид 3/4 слева.
|
 |
2019 10 19. DC-3 N41CQ, на стоянке а/п Уфа, "I am here now!".
|
 |
2019 10 19. DC-3 N41CQ, на стоянке а/п Уфа вид слева.
|
 |
2019 10 19. DC-3 N41CQ, на стоянке, 2 вида.
|
 |
2019 10 19. DC-3 N41CQ, на стоянке а/п Уфа, вид 3/4 сзади.
|
 |
2019 10 19. DC-3 N41CQ, на стоянке а/п Уфа, 2 вида.
|
 |
2019 10 20. DC-3 N41CQ, предполетный прогрев двигателей.
|
 |
2019 10 20. DC-3 N41CQ, руление на предварительный.
|
|