Авиация Второй мировой

Home    English

А-28/29 "Hudson"

Ударный самолет

Lockheed

Hudson II из австралийских ВВС, 1943

Hudson II из австралийских ВВС, 1943 г. ©Михаил Быков

В предвоенный период конструкторы «Локхид» накопили определенный опыт адаптации своих самолетов для военных целей. В 1938 г. правительство Голландской Ост-Индии предложило фирме разработать проект учебно-тренировочного бомбардировщика на базе шестиместного L-12A «Электра Джуниор». Заказ приняли и построили машину, названную L-212A. Изменения конструкции были минимальны: на самолете установили вооружение из двух пулеметов винтовочного калибра (один неподвижно в носовой части фюзеляжа, а второй - на экранированной турели сверху) и бомбодержатели под центропланом. 16 таких самолетов, сданных заказчику в 1939 - 1941 гг., в первые месяцы войны на Тихом океане патрулировали побережья островов нынешней Индонезии.

В июне 1938 г. британская закупочная комиссия в США обратилась к «Локхид» с просьбой проделать подобную работу над большим L-14. Самолет должен был выполнять функции учебного бомбардировщика, морского разведчика и патрульно-противолодочной машины. Соответственно и изменения в конструкции базовой модели заходили более глубоко. У машины, названной сначала В14, затем В141 и, наконец, L-214 «Хадсон», появился остекленный нос с кабиной штурмана-бомбардира, бомбоотсек под полом бывшей пассажирской кабины, новые моторы и увеличенные бензобаки. Наступательное и оборонительное стрелковое вооружение по сравнению с L-212A значительно усилили. «Хадсон» состоял на вооружении английских ВВС с сентября 1939 г.

Самолет взяли на вооружение не только в Великобритании, странах Британского Содружества, но и в самих США - под обозначением А-28 и А-29 (с разным вооружением) в армейской авиации и РВО-1 - на флоте. А-28А поступили также в Бразилию, А-29 и А-29А - в Китай. Они использовались как дневные и ночные бомбардировщики, разведчики, охотники за подводными лодками, транспортники и машины спасательной службы; воевали по всему миру - от льдов Арктики до джунглей Новой Гвинеи.

«Hudson» строился большими сериями сериями - производство прекратили в 1943 г. на 2941-ом экземпляре.

Наиболее известные победы. Cамолет Hudson из состава 224-й эскадрильи 8 октября 1939г. сбил летающую лодку Dornier Do 18. Это была первая победа ВВС Великобритании во Второй мировой войне, одержанная самолетами, построенными в США. Hudson из 220-й эскадрильи ВВС в феврале 1940 г. установил местонахождение германского корабля-тюрьмы "Альтмарк" и навел на него английские корабли. В Атлантике 27 августа 1941г. самолет Hudson из 269-й эскадрильи повредил и взял в плен германскую подводную лодку U 570. В мае 1943 г. самолет Hudson из 608-й эскадрильи стал первым самолетом ВВС Великобритании, потопившим ракетным огнем немецкую подводную лодку класса U. Первое потопление подводной лодки (U-701) 7 июля 1942 г. принадлежит самолету Lockheed А-29 ВВС США. Самолет PBO-1 ВМС США (обозначение самолета А-29, принятое в ВМС США) потопил две подводные лодки 1 и 15 марта 1942 г.

Летом 1941 г. командовавший армейской авиацией США генерал Арнольд предложил А-29 для поставки в СССР по «ленд-лизу». Но комиссия под руководством М.М.Громова от машины отказалась в связи со слабой обороноспособностью и недостаточной живучестью (нашим ВВС нужен был фронтовой бомбардировщик).


Характеристики Hudson A-29 (PBO-1)
Экипаж, чел. 3
Размеры
Размах крыла, м 19,96
Площадь крыла м² 51,19
Длина, м 13,51
Высота, м 3,63
Силовая установка
2 X Wright R-1820-87 Cyclone 9-цилиндровый, радиальный 1200 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 5817
Максимальная взлетная 9299
Летные данные
Максимальная скорость на высоте 4572м 407 км/ч
Крейсерская скорость 330 км/ч
Практический потолок: 8075м
Вооружение
5x7,62-мм пулеметов, бомб 726кг

Модификации самолета "Hudson"

  • Hudson Mk I - первый вариант для продажи ВВС Великобритании с двигателями Райт GR-1820-G102A мощностью 1100 л.с.; построен 351 самолет.
  • Hudson Mk II - экспортный вариант типа Мк I, но с усиленным планером и воздушными винтами с автоматически изменяемым шагом; построено 20 самолетов.
  • Hudson Mk III - вариант, сочетающий в себе планер модели Гудзон Мк II и двигатели Райт GR-1820-G205A мощностью 1200 л.с.; было продано 428 самолетов.
  • Hudson Mk IIIA - обозначение варианта, поставленного по ленд-лизу в ВВС Великобритании и стран Содружества; был похож на самолет Гудзон III, но имел двигатели Райт R-1820-87 мощностью 1200 л.с.; эти самолеты приобретались ВВС США под обозначением А-29 и ВМС США как РВО-1; производство самолетов Hudson Мк IIIА насчитывало 800 машин, включая 384 с измененными интерьерами (для переброски войск), поставленные под обозначением А-29А.
  • Hudson Mk IV - обозначение 50 самолетов Мк I в ВВС Великобритании, оснащенных двигателями Пратт-Уитни Твин Восп S3С-G мощностью 1050 л.с..
  • Hudson Mk IVA - обозначение в ВВС Великобритании самолетов, поставленных по ленд-лизу из ВВС США построено 52 самолета.
  • Hudson Mk V - экспортный вариант, похожий на самолет Hudson Мк III, но с двигателями Твин Восп S3C4-G мощностью 1200 л.с.; построено 409 самолетов.
  • Hudson Mk VI - аналог Hudson Мк III/V, но с двигателями Пратт-Уитни R-1830-67 мощностью 1200 л.с., изготовленными компанией Chevrolet; построено 450 самолетов.
  • Hudson C.Mk VI - обозначение транспортных самолетов Гудзон Мк VI ВВС Великобритании без вооружения.
  • А-28 - вариант Hudson Mk IV и Hudson Mk IVА для ВВС США
  • А-29А - вариант Hudson Mk VI для ВВС США
  • A-29B - обозначение 24 самолетов А-29А, переоборудованных для фоторазведки.
  • AT-18 - обозначение 217 самолетов с двигателями Райт R-1820-87 мощностью 1200 л.с.; поставлялись из ВВС США как учебно-тренировочные.
  • AТ-18A - 83 самолета, в основном похожих на вариант А-18, приобретенные ВВС США как невооруженный учебно-тренировочный для штурманского состава.
  • B14S - обозначение единственного самолета для компании Сперри Гироскоп в качестве испытательного самолета для нового оборудования.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
Lockheed Hudson #EW 874