![]() |
![]() |
O-52 "Owl"Армейский разведчик-наблюдательCurtiss![]() O-52 Owl ("Сова") - армейский разведчик и самолет наблюдения, разработанный в конструкторском бюро Curtiss Aeroplane в 1940 г. Новый ближний разведчик и корректировщик (по американской классификации "observer" - "наблюдатель") должен был продолжить длинную череду самолетов подобного назначения. Его непосредственным предшественником являлся North American О-47А, принятый на вооружение в 1937 г. Конструкторы сделали упор на взлетно-посадочные качества, маневренность, надежность и дешевизну конструкции. Они выбрали для своего самолета схему подкосного высокоплана, ранее отработанную на опытных палубных истребителях XF12C-1 и XF13С-1. Такая схема обеспечила отличный обзор обоим членам экипажа - пилоту и летчику-наблюдателю, сидевшим в общей закрытой просторной кабине. Получился легкий и компактный самолет несколько своеобразного вида - короткий бочкообразный фюзеляж и длинное прямое крыло, усиленное идущими к фюзеляжу подкосами. Для достижения хороших взлетно-посадочных качеств крыло оснастили предкрылками и закрылками. В схему его механизации включили и элероны зависающего типа: когда закрылки выпускались на максимальный угол, оба элерона так же шли вниз и отклонялись на 15°. И предкрылки, и закрылки управлялись от гидропривода. O-52 получился легче всех машин аналогичного класса, состоявших на вооружении европейских армии - английского Westland Lisander, немецкого Henshel Hs 126B и нашего Р-10. Малый вес получился отчасти из-за отказа от вторичной роли самолета непосредственной поддержки. O-52, в отличии от других ближних разведчиков не мог нести бомбовую нагрузку. Вооружение ограничивалось двумя 7,62-мм пулеметами "Colt Browning". Один из них, синхронный, стоял неподвижно спереди (с боезапасом 200 патронов), а второй (с 500 патронами) - на шкворневой установке за местом летнаба, выполнявшего также функции стрелка. В походном положении установка прикрывалась гаргротом, при стрельбе опускавшимся вниз. Фонарь над местом летнаба при этом сдвигался вперед. Бронезащиты самолет не имел. Авиационный корпус армии США заказали серию из 203 самолетов еще до первого полета опытного образца, поднявшегося в небо в 1941 г., вслед за ним сразу пошли серийные машины. O-52 получился маневренным, приятным в пилотировании и довольно быстроходным. Сочетание малого веса и хорошей аэродинамики привело к тому, что O-52 со своим 600-сильным мотором не уступал по скорости O-47А с двигателем в 975 л.с. Однако практика боевых действий в Европе показала, что сама идея классического ближнего разведчика уже устарела. Ему не под силу было действовать в условиях мощной ПВО, большой концентрации вражеских истребителей в воздухе. Тихоходные и слабо вооруженные "универсальные" бипланы и монопланы начали сменяться скоростными машинами, как правило, переделанными из истребителей. Краткое техническое описаниеБлижний разведчик O-52 "Оул" представлял собой цельнометаллический подкосный высокоплан с прямым крылом большого удлинения. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки убирались в фюзеляж, как на палубном бомбардировщике RF2C-1 (но с гидроприводом, а не ручной лебедкой). Узкая колея шасси, безусловно, являлась недостатком для самолета, которому предстояло работать на примитивных передовых аэродромах. Но верхнее расположение крыла избавляло от опасности зацепиться за грунт при предельных кренах на посадке. Хвостовое колесо не убиралось. Силовая установка - поршневой 9-ти цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1340-51 Wasp, мощностью 600 л.с., (450 kW) вращал трехлопастной воздушный винт-автомат Hamilton Standard. Топливо, общим объемом 408 л находилось в двух непротектированных баках в крыле. Экипаж из двух человек размещался в закрытой кабине. Управление самолётом было двойным - в кабине летнаба предусматривалась установка съёмной ручки управления и были установлены откидные педали. В состав оборудования входили посадочная фара, радиостанция, СПУ, радиополукомпас. Была предусмотрена установка фотоаппарата.
В ноябре 1942 года СССР заказал 30 самолетов О-52 по программе Ленд-лиза. Из двадцати шести отправленных Северным морским путем только 19 достигли Мурманска, 7 самолетов были были потеряны. Из них только десять были приняты на вооружение. Самолеты использовались в оперативных целях для обнаружения артиллерийских огневых точек противника и общего фотографирования в северных и центральных районах на Восточном фронте весной-летом 1943 года. Однако, применение тихоходного, слабозащищенного самолета разведчика и наблюдателя себя не оправдало и эту функцию стали выполнять истребители, оборудованные фотоаппаратурой и средствами радиосвязи. Источники
15 11 2021.
|
Белл
Боинг
Брюстер
Консолидейтед
Кертисс
Дуглас
Дженерал Моторс
Грумман
Локхид Мартин
Норт Америкэн
Нортроп
Репаблик
Воут
Бои
Люди
Фото
|
©AirPages
|
![]() |