![]() |
![]() |
P-51D "Mustang"ИстребительNorth American
Р-51D 1-го лейтенанта Э.Дрю из состава 375-й истр.эскадрильи 361-й истр.группы ВВС США, октябрь 1944 г.
Р-51D Мustang фирмы North American был наиболее красивым и сильным истребителем союзников во Второй мировой. Рост скорости базовой конструкции с 615 км/ч у пpототипа, до 783 км/ч на последней модели P-51H, без каких-либо радикальных перемен в силуэте или конструкции. Наиболее широко используемым вариантом стал P-51D. Hепосредственным предшественником P-51D был P-51C. Модель "C" была превосходным самолетом, но имела неудовлетворительный обзор задней полусферы. P-51D имел прозрачный каплевидный фонарь, дававшим 360-градусный обзор по аналогии с самолетом Typhoon компании "Hawker". Первый полностью оснащенный P-51D появился во второй половине 1944. Стандартным двигателем P-51D был 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce (постройки "Packard") Merlin V-1650-3 или V-1650-7 развивавший 1400 л.с. на взлете. Hа первых Мустангах устанавливались низковысотные двигатели Allison,но когда были осознаны его возможности как высотного истpебителя, решили установить двигатель Merlin. Двигатели серии Merlin 61 устанавливались с дополнительным передним радиатором вдобавок к обычному с воздухозаборником под фюзеляжем. Комбинация Mustang/Rolls-Royce оказалась настолько удачной, что стала стандартной для всех вариантов Мустанга. Для увеличения выпуска двигателей, американская фирма "Packard Car Company" начала выпускать Merlin по лицензии. Merlin устанавливался с карбюратором инжекционного типа и двухступенчатым турбокомпрессором. Merlin вращал четырехлопастный автоматический винт постоянной скорости. Маслорадиатор и жидкостной радиатор охлаждения были установлены в сильно выдвинутом подфюзеляжном обтекателе с воздухозаборником. Единственной слабостью двигателя Merlin было то, что он мог выйти из строя из-за единственной пули или осколка, что в принципе присуще всем pядным двигателям жидкостного охлаждения, но не умаляло достоинств Мустанга в целом. Стоимость P-51D Mustang с двигателем Packard Merlin составляла 50985$, что весьма немного для такого эффективного и элегантного самолета. Всего было построено 15386 Мустаногов различных модификаций. Несколько Мустангов поддерживается в состоянии летной годности и сегодня.
Подробно«Мустанг» в СССРСамолеты более поздних модификаций В, С, D с высотными английскими моторами «Мерлин», выпускавшимися в США по лицензии фирмой «Паккард», в СССР официально не поступали. Однако отдельные экземпляры P-51D у нас имелись. «Мустанги» ВВС армии США довольно широко применялись в ходе «челночных» операций, сопровождая бомбардировщики на базы на Украине и обратно. Впервые они появились у нас 2 июня 1944 года, когда в Пирятине сели 64 Р-51D из 325-й истребительной группы, а последний раз приземлялись 18 сентября—тогда их было 62. Всего в «челночных» операциях приняли участие 395 «Мустангов» ВВС армии США. При этом поврежденные по пути машины иногда совершали вынужденные посадки на нашей территории. В конце войны такие самолеты находили и в странах Восточной Европы—Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии. К маю 1945 года там было выявлено 14 Р-51 разных модификаций. Впоследствии несколько Р-51D восстановили и перегнали на аэродром ЛИИ в Кратово. Полных летных испытаний не проводили, но общее впечатление о машине получили. Отметили простоту пилотирования. На малых и средних высотах P-51D по прежнему уступал отечественным истребителям по динамике — сказывался существенно больший вес. Он проигрывал в скороподъемности и характеристиках горизонтального маневра, хотя быстро разгонялся и устойчиво вел себя на пикировании. Зато на высотах больше 5000 м наши истребители уже не могли с ним сравниться, превосходил он и немецкий Bf 109K. В целом в период перехода к реактивным истребителям P-51D большого интереса уже не представлял, хотя отдельные элементы его конструкции и оборудование внимательно изучались нашими специалистами. Источники
|
Белл
Боинг
Брюстер
Консолидейтед
Кертисс
Дуглас
Дженерал Моторс
Грумман
Локхид Мартин
Норт Америкэн
Нортроп
Репаблик
Воут
Бои
Люди
Фото
|
©AirPages
|
![]() |