Авиация Второй мировой |
| Самолёты | Белл | Боинг | Брюстер | Консолидейтед | Кертисс | Дуглас | Дженерал Моторс | Грумман | Локхид Мартин | Норт Америкэн | Нортроп | Репаблик | Воут | Бои | Люди | Фото |
P-63 "Kingcobra"Многоцелевой истребительBellХотя самолет Р-63 выглядит как увеличенный истребитель «Эйркобра», на самом деле это абсолютно новая конструкция, которая имеет превосходные скоростные качества на всех высотах. Прозванный «Кингкобра» (Kingcobra) истребитель многое взял от самолета ХР-39Е. Тем не менее, в отличие от последней конструкции Р-бЗ был больше, чем «Эйркобра» с новым крылом, набранным их ламинарных профилей, отличался двигателем V-1710-93 компании «Эллисон» (на модификации Р-63А), с режимом «форсаж», увеличивавшим мощность до 1500 л. с. Хотя было построено около 3300 самолетов различных модификаций, но к моменту, когда первые серийные экземпляры попали в ВВС США в октябре 1943 года, самолеты Р-51В, Р-38Н и Р-47С удовлетворили потребности ВВС во фронтовом истребителе. Поэтому большинство самолетов Р-63 стали доступны для приобретения по ленд-лизу, и советские ВВС удачно прихватили 2400 экземпляров. Еще 300 самолетов пошли во французские части в Средиземноморье, но первый их потребитель — ВВС США — ограничил использование самолетов «Кингкобра» в Америке учебными эскадрильями. Последней модификацией, попавшей в серийное производство в конце войны, была Р-63Е, но из заказанных 2930 самолетов до аннулирования контракта в связи с Днем Победы было поставлено только 13 экземпляров. Шесть самолетов осталось в состоянии летной годности до 1990-х годов, пять из них летают в США, а один — в Великобритании. Всего по ленд-лизу нам было поставлено 2400 самолетов P-63 "Кингкобра". В США «Кингкобры» не вернулись. Этот самый современный истребитель ленд-лиза занял после войны прочное место в советской авиации—это была самая массовая импортная машина. «Кингкобры» получили и части, базировавшиеся за рубежом—в Германии, Австрии, Китае. Так, их имели части 1-й гвардейской истребительной дивизии в Нойхаузене, и 83-го корпуса в Порт-Артуре. Переучивание личного состава и комплектацию, в основном, обеспечивали 4-я и 6-я запасные бригады. На Р-63 летали и морские летчики. Сколько самолетов этого типа попало в морскую авиацию, до сих пор неизвестно, но уже после войны ими пополняли полки ВВС Черноморского и Северного флотов, ранее вооруженные Р-39. На Черном море их частично получили 6-й и 11-й гвардейские полки. На Балтике на этих машинах летали 314-й (ранее 21-й) и 246-й гвардейские полки. Наши летчики уважали «Кингкобры» за удобство в эксплуатации, просторную комфортабельную отапливаемую кабину с прекрасным обзором, хорошие приборы и стрелковый прицел. Однако во многих авиачастях уже после 1948 года начала сказываться изношенность двигателей. Использование форсированных режимов запретили, законтрив ограничители сектора газа. В Сибири и на Дальнем Востоке отмечались случаи отказа моторов на взлете из-за замерзания бензосистемы. Вот что писал о Р-63 маршал авиации Пстыго, в 1952 году—заместитель командира корпуса на Камчатке: «Был самолетом хорошим, но в связи с изношенностью и устарением мотора наддув был уменьшен до предела, и он был уже не способен выполнять вертикальные фигуры». «Кингкобры» оставались в строю вплоть до поступления реактивных истребителей. Их замена началась с 1950 года. Напоследок они сыграли важную роль в массовом переучивании летчиков на реактивную технику— истребители МиГ-9, а затем МиГ-15. Дело в том. что оба они имели шасси с носовым колесом, как у Р-63. а все советские поршневые истребители—шасси старой схемы с хвостовой опорой. На «Кингкобре» и наладили обучение взлету и посадке на новый манер. Кое-где задачу еще усложняли: отрабатывали заход на посадку без выпуска щитков на скорости 400-500 км/ч, имитируя МиГ-15. Уже после снятия Р-63 с вооружения боевых частей они еще надолго задержались в летных училищах как переходные машины: кое-где их видели даже в конце 50-х годов. Самолеты | Белл | P 39 | P 59 | P 63 | Боевое применение P 39 | P 39 в СССР | Голодников | Девятаев | Ковачевич | Клубов | РТЭ P-39 V-1710-04 | P-39Q-1 | Фото и схемы | |