Авиация Второй мировой

Home    English

SB2C-3 "Helldiver"

Палубный разведчик - бомбардировщик

Curtiss

SB2C-4 из эскадрильи VB-3, авианосец Yorktown, февраль 1945

SB2C-4 из эскадрильи VB-3, авианосец Yorktown, февраль 1945. © Михаил Быков

Долгожданное небольшое улучшение характеристик у модификации SB2C-3 было связано с установкой более мощного двигателя R-2600-20 с улучшенным четырехлопастным винтом «Кертисс Электрик» с комлевыми манжетами. К концу войны стало обычным летать без кока, хотя это часто делалось и раньше в отдельных подразделениях. К 1944 г., когда появился SB2C-3, «Хеллдайвер» закрепился в процессе эксплуатации и достиг приемлемого уровня боеготовности, хотя катастрофы, разрушения конструкции в полете и происшествия при посадке на палубу вывели его на одно из первых мест по количеству катастроф. Остряки в Военно-морском флоте США называли этот самолет «Скотина» (Beast) и расшифровывали обозначение SB2C как «Сукин сын, 2-й класс» (Son of a Bitch, 2nd Class), хотя пилоты с большим опытом считали это несправедливым.

Модификация SB2C-4, появившаяся летом 1944 г., оказалась наиболее многочисленной из всех. С точки зрения пилота, главное отличие этой модели заключалась в том, что верхние и нижние секции закрылков были перфорированы и напоминали решето. Это не влияло на сопротивление при бомбометании с пикирования, но слегка уменьшало сильный хвостовой бафтинг, который, по заявлениям многих пилотов, снижал возможность видеть цель и мешал целиться при пикировании. Боевая эффективность этой модификации значительно возросла за счет усиления крыла и внедрения узлов подвески для двух подвесных баков, или двух 227-кг бомб, или восьми 127-мм ракет.

Последним серийным вариантом «Хеллдайвера» стал SB2C-5 со слегка увеличенным внутренним запасом топлива (на 132 литра). Большинство модификаций, производимых в Колумбусе, более или менее повторялись двумя канадскими компаниями.

Фирма «Кертисс» была единственной, кто опасался малых количеств выпуска SB2C. Много лет спустя, после войны, президент компании Гэй Вэйган (Guy Vaughan) сказал, что это был «один из самых больших крестов военного времени, которые мы должны были нести».

После войны «Хелдайвер» не исчез внезапно. Некоторое количество продолжало летать в резерве ВМС США и в различных испытательных частях, по крайней мере, до 1947 г. Самолет часто использовался как буксировщик мишеней. Другие машины использовались французской военно-морской авиацией, флотами Италии и Португалии, ВВС Греции и Таиланда как штурмовики. Французские «Хеллдайверы» играли существенную роль в войне в Индокитае, которая не затихала до 1954 г.


Характеристики
Экипаж 2 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 15.14
Площадь крыла, м2 39.2
Длина самолета, м 11.18
Высота самолета, м 4.49
Двигатель.
14-ти цилиндровый звездообразный R-2600-20 (Wright) 1800л.с. /1417kW
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4760
Максимальная взлетная 7598
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5180м 472
Макс. дальность с бомбовой нагрузкой, км 1930
Практический потолок, м 8140
Вооружение
2x 20мм пушки в крыле (по 400 снарядов), спаренный 2х7.62мм (2х1000патр.),
бомб в бомбоотсеке и на подвеске кг
907+2х227

Модификации SB2C

  • XSB2C-1: первый прототип (сер. № 1758) с двигателем R-2800-8; переделывался и модифицировался несколько раз; вооружение из двух пулеметов в носу и одного подвижного пулемета в задней кабине:
  • SB2C-1: первый серийный вариант с четырьмя пулеметами в крыле (построено 200 машин);
  • SB2C-1 А: обозначение, примененное к А-25А: впоследствии использовалось вновь для 410 самолетов А-25А ВВС США, переданных Корпусу морской пехоты;
  • SB2C-1C: первая модификация с 20-мм крыльевыми пушками и закрылками с гидроприводом (построено 778 машин):
  • XSB2C-2: один самолет (00005). испытанный с двумя поплавками «Идо» (Edo): задуман как разведчик-бомбардировщик;
  • XSB2C-3: один самолет (00008) с двигателем R-2600-20;
  • SB2C-3: серийный вариант с двигателем R-2600-20. четырехлопастным винтом и маловысотной системой бомбометания APG-4 (построено 1112 машин);
  • SB2C-3E: самолет SB2C-3 с РЛС APS-4 (длина волны 3 см) в контейнере:
  • SB2C-4: подобен SB2C-3. но с подкрыльевыми узлами подвески для ракет и бомб общей массой 454 кг (построено 2045 машин);
  • SB2C-4E: SB2C-4 с РЛС APS-4 в контейнере;
  • XSB2C-5: два модифицированных SB2C-4 с увеличенным внутренним запасом топлива и другими небольшими изменениями;
  • SB2C-5: серийный вариант на базе XSB2C-5; (построено 970 из первоначального заказа на 2500 машин);
  • XSB2C-6: два полностью переделанных SB2C-3 с более длинным фюзеляжем, увеличенным запасом топлива и двигателем «Пратт-Уитни» R-2800-28 «Дабл Уосп» мощностью 2100 л.с. (1566 кВт);
  • SBF-1: SB2C-1, выпускавшийся фирмой «Фэрчайлд» (построено 50 машин); один самолет использовался для испытаний как XSBF-1;
  • SBF-3: SB2C-3. выпускавшийся фирмой «Фэрчайлд» (построено 150 машин);
  • SBF-4E: SB2C-4E, выпускавшийся фирмой «Фэрчайлд» (построено 100 машин);
  • SBW-1: SB2C-1. выпускавшийся «Canadian Car & Foundry» (построено 38 машин):
  • SBW-1 В: SB2C-1C. выпускавшийся «Canadian Car & Foundry» по «ленд-лизу» для Великобритании (построено 28 машин, поставлено 26);
  • SBW-3: SB2C-3. выпускавшийся «Canadian Car & Foundry» (построено 413 машин):
  • SBW-4E: SB2C-4E. выпускавшийся «Canadian Car & Foundry» (построено 270 машин);
  • SBW-5: SB2C-5. выпускавшийся «Canadian Саг & Foundry» (построено 85 машин, заказ на 165 отменен);
  • А-25А «Шрайк»: армейский вариант SB2C-1 с различными изменениями; построено 900 машин, 410 из которых переданы Корпусу морской пехоты США. 270 - ВМС США и 10 - ВВС Австралии;
  • «Хеллдайвер» Mk.l: обозначение SBW-1B в авиации ВМС Великобритании: поставлено 26 самолетов с номерами JW100...125, больше всего в эскадрилью № 1820, но от их боевого применения отказались.

Источники

  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • CD энциклопедия. "Военная авиация" /Media 2000/