Авиация Второй мировой

Home    English

SBD-1/2 "Dauntless"

Палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик

Douglas

SBD-1 Dauntless

В результате выполнения рекомендаций NACA пикирующий бомбардировщик приобрел более чистые аэродинамические формы. Наиболее кардинальным изменениям подверглось шасси. Были удалены огромные обтекатели, в которые частично прятались поворачивающиеся назад основные стойки шасси, стойки стали полностью убирающимися, а их колеса прятались в ниши нижней части фюзеляжа. Фонарь кабины был полностью перепроектирован. Переделанный опытный образец был принят Бюро аэронавтики в феврале 1939 года, а 8 апреля было заказано 144 самолета SBD-1. Изменение обозначения с бомбардировщика (В -bomber) на разведывательный бомбардировщик (SB - scout bomber) было сделано в связи с тем, что Бюро аэронавтики решило зарезервировать обозначение «бомбардировщик» исключительно только для многомоторных самолетов. Это не было связано с какими-то изменениями в характере выполняемых самолетом задач.

SBD-1. На этой модификации была улучшена аэродинамическая форма капота, в верхней его части был выполнен слегка выпуклый закругленный канал заборника воздуха в карбюратор двигателя. На втулку воздушного винта установлен обтекатель, а мачта радиоантенны перемешена назад от края капота на место сразу же перед противопожарной перегородкой. SBD-1 был вооружен парой синхронных пулеметов калибра 12,7-мм , установленных в фюзеляже прямо перед козырьком кабины, и стреляющих сквозь специальные желоба в панелях капота. Казенная часть пулеметов выступала в кабину под приборной доской, что давало возможность в случае задержки в стрельбе легко их перезарядить в полете. Главный противник Даунтлесса, японский истребитель Зеро, имел подобное же расположение установленного в его фюзеляже вооружения. Место стрелка-радиста было оборудовано одним 7,62-мм пулеметом на турели для обстрела задней полусферы. Имелись бомбодержатели для одной бомбы весом до 726 кг на центроплане и для одной стандартной 100-фунтовой (453 кг) бомбы или глубинной бомбы под каждым крылом. Бомба на центроплане крепилась к специальной штанге, которая отклонялась вперед и вниз, чтобы бомба миновала область, ометаемую лопастями винта.

Несмотря на то. что было заказано 144 бомбардировщиков SBD-1. фактически было поставлено только 57 самолетов (BuNo от 1596 до 1631. и от 1735 до 1755), так как Бюро аэронавтики рассматривало первую модификацию Даунтлесса. как не полностью пригодную для боевого использования. Самолет нес бортовое вооружение, но не имел никакой броневой защиты экипажа и топливных баков, а боевой радиус действия был признан слишком малым. 210 галлонов (795 л) топлива, которое размещалось в четырех баках расположенных в центроплане (два главных бака емкостью по 90 галлонов и два вспомогательных бака емкостью по 15 галлонов), обеспечивало дальность менее чем 900 морских миль (1667 км) с бомбовой нагрузкой. С учетом времени, необходимого для сбора самолетов участвующих в боевой миссии и времени, затрачиваемого на посадку и рулежку после возвращения с задания, а также топлива необходимого для ведения боя и соответствующего резерва, SBD-1 имел эффективный боевой радиус менее 200 морских миль. Фирма Дуглас заверила Бюро аэронавтики, что эти проблемы будут решены, начиная с 58-ого построенного самолета. Поэтому Бюро аэронавтики согласилось принять первые 57 самолета («как есть»), и распорядилось ими оригинальным способом ... их придали авиации Корпуса Морской Пехоты.

SBD-1 начал поступать на вооружение 11 -й и 21-й Авиагрупп Корпуса Морской Пехоты США в июне 1940 года. Во время японского нападения на Перл-Харбор, 21-я авиагруппа, оснащенная SBD-1 базировалась на Гавайских островах. В результате атаки на аэродромы, семнадцать застигнутых врасплох Даунтлессов были уничтожены, а все остальные двенадцать повреждены.

SBD-2. Остальные 87 самолетов (per. номера от 2102 до 2188) из первоначального производственного заказа были поставлены в модифицированном варианте - SBD-2, и хотя изменения, выполненные на SBD-2, не решили все проблемы присущие Даунтлессам, однако сгладили его наиболее серьезный недостаток - недостаточный боевой радиус. Два 15-галлонных вспомогательных бака были упразднены, и в консолях крыла были установлены 65 - галлонные баки, которые позволили увеличить общий запас топлива до 310 галлонов (1173 л), а дальность - до 1200 морских миль (2224 км). Возросший вес топлива почти сводил на нет улучшение характеристик машины, поэтому для уменьшения снаряженного веса обычно снимался один из фюзеляжных 12,7 мм пулеметов. Увеличение дальности привело к необходимости установки автопилота, для облегчения работы летчика при длительных полетах над морем. Наиболее заметным внешним изменением стало уменьшение размеров тоннеля воздухозаборника карбюратора на верхней части капота. Несмотря на тот факт, что SBD-2 все еще не имел брони для защиты экипажа и топливных баков, Бюро аэронавтики приняло SBD-2 для вооружения дивизионов VS-6 и VB-6 авианосца «Энтерпрайз» и VS-2 и VB-2 авианосца «Лексингтон».

Эскадрильи VS -2 и VB-2 базирующиеся на авианосце «Лексингтон» стали первыми дивизионами палубной авиации, которые получили Даунтлесс, вскоре за ними последовали эскадрильи VS -6 и VB-6 с авианосца «Энтерпрайз». Утром 7 декабря 1941 года «Энтерпрайз» находился в районе Перл-Харбора возвращаясь после доставки шести истребителей F4F Уайлдкэтов на остров Уэйк. В 06:30 адмирале Хелси поднял в воздух восемнадцать SBD-2 Даунтлесс, бомбардировщики должны были осмотреть район к востоку от авианосца перед приближением к Перл-Харбору. Вскоре после 08:00 Даунтлессы, один за другим, вошли в район действия японской авиации, атакующей Перл-Харбор. Семь Даунтлессов были сбиты или разбились при аварийной посадке. Однако, на счет Даунтлессов нужно отнести по крайней мере два из двадцати семи самолетов, потерянных японцами в ходе атаки. Как только Даунтлессы были подготовлены к повторному вылету, они отправились на поиск японского ударного соединения, но их усилия успехом не увенчались. Тремя днями позже, в среду 10 декабря, лейтенант Диксон (Dickson) из VS -6 потопил японскую субмарину 1-70. Первый вражеский боевой корабль, потопленный США во Второй мировой войне, был утоплен Даунтлессом.

Сражение в Коралловом море. Сразу же после нападения японцев на Перл-Харбор авианосцы «Энтерпрайз», «Лексингтон» и «Йорктаун» в течение нескольких месяцев осуществляли налеты типа «бей-и-беги» на укрепленные японские позиции, широко раскинувшиеся в Тихом океане. И хотя нельзя сказать, что в ходе этих рейдов японцам был нанесен значительный ущерб, это служило напоминанием, что флот США еще не покинул Тихий океан и позволяло пилотам Даунтлессов отточить свое искусство. В конце весны 1942 года американская военная разведка получила сведения о том, что японцы собирались провести атаку, с целью взятия Порт Морсби на Новой Гвинее; если бы эта операция завершилась успехом, то под угрозой вторжения оказалась бы Австралия. Чтобы перехватить японские силы идущие к Порт Морсби, в начале мая туда были направлены авианосцы «Энтерпрайз» и «Лексингтон». В ходе последовавшего за этим сражения, которое стало известным впоследствии как, «Сражение в Коралловом море», Даунтлессы 7-ого мая записали на свой счет потопление легкого японского авианосца «Сохо», и 8-ого мая повреждение авианосца «Секаку». И хотя «Лексингтон» был потерян, сражение рассматривалось как тактический успех; США потеряли большее количество судов, но японцы потеряли большее количество самолетов и пилотов. Со стратегической точки зрения «Сражение в Коралловом море» несомненно стало одной из крупных побед американского флота - с этого момента японское наступление в Тихом Океане было остановлено. Правда и японцы, покидая поле сражения и были уверены, что им удалось потопить два американских авианосца - причисляя к погибшим не только «Лексингтон», но и «Иорктаун», поздравляли себя с очередной победой над американским флотом.


Фото Описание
Схемы SBD
Три самолета SBD-1 из эскадрильи VМВ-1 в полете строем, 1940 г. или начало 1941 г.
SBD-1 (2-MB-1, ВuNо-1597) в полете с выпущенными посадочными щитками и подвешенной под фюзеляжем 500-фунтовой (227-кг) авиабомбой.

Варианты SBD «Dauntless»

  • XSBD-1: переделка единственного экземпляра «Нортроп»
  • ХВТ-2, номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 0627:
  • SBD-1: первый серийный вариант. №№ 1596... 1631, 1735...1755 (всего 57 машин):
  • SBD-1 P: восемь SBD-1, переоборудованных в разведчики;
  • SBD-2: улучшено бронирование, протектированные баки. №№ 2102...2188 (построено 87 машин):
  • SBD-2P: 14 SBD-2, переоборудованных в разведчики:
  • SBD-3: улучшенный серийный вариант, №№ 4518...4691, 03185...03384 и 06492...06701 (всего 584 машины); SBD-3 имел второй 7,62-мм пулемет у стрелка-радиста, улучшенные бронирование и электросистему, а также мягкие протектированные топливные баки. К этому времени сформировался известный впоследствии облик «Dauntless»: не лишенный изящности самолет с максимальной скоростью 406 км/ч в горизонтальном полете, которая увеличивалась при пикировании до 444 км/ч, с дальностью полета 1970 км с бомбовой нагрузкой и 2205 км без нагрузки, практический потолок 8260 м.

Фюзеляжные пулеметы. Два пулемета «Браунинг» калибра 12.7 мм вели огонь через вырезы в капоте в верхней части фюзеляжа. Каждый имел боезапас 360 патронов в ящиках позади двигательной перегородки.

Пилот. Пилот обладал превосходным обзором с высоко расположенного кресла и был защищен бронеспинкой. Телескопический прицел с тремя установками увеличения применялся для бомб и пулеметов.

Стрелок-наблюдатель. Задняя кабина имела сиденье спиной к пилоту и сдвижной фонарь, позволяющий вести огонь из оборонительного оружия. В ранних вариантах устанавливался один 7.62-мм пулемет с дисковым магазином, но SBD-3 имел два пулемета с ленточным питанием. В транспортном положении пулеметы располагались под створками в верхней части фюзеляжа.

Силовая установка. SBD-3 оснащался звездообразным двигателем «Райт» R-1820-52 мощностью 1000 л.с. (746 кВт). Выхлопные газы собирались в коллекторе и выходили через две выхлопные трубы в нижней части капота или через узкую утопленную щель позади створок системы охлаждения.

Топливо. Ранние варианты имели четыре бака в центроплане суммарным объемом 795 л. SBD-3 также имел четыре протектированных крыльевых топливных бака (дополнительный объем 984 л). Под фюзеляжем вместо бомбы можно было установить подвесной бак вместимостью 220 л.

  • SBD-3A: самолеты из контракта ВМС США, переданные ВВС США как А-24;
  • SBD-3P: 43 переоборудованных в разведчики:
  • SBD-4: серийный вариант, поставлялась заказчику в период между октябрем 1942 и апрелем 1943 г. SBD-4 имел усовершенствованные радионавигационные средства, электрический топливный насос и улучшенный, полностью флгогируемый воздушный винт изменяемого шага «Гамильтон Стандарт Гидроматик». : №№ 06702...06991 и 10317...10806 (780 машин):
  • SBD-5: серийный вариант с двигателем R-1820-60. №№ 10807...10956. 10957...11066. 28059...28829. 28831...29213. 35922...36421. 36433...36932 и 54050...54599; SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 и апрелем 1944 г. выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых (№ 35950) стала прототипом XSBD-6 с двигателем «Райт» R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом «Циклона».
  • SBD-5A: самолеты из контракта ВВС США. первоначально предназначенные для армии США как А-24В, но поставленные ВМС США; №№ 09693...09752 (60 машин);
  • XSBD4: один прототип SBD-6. номер Главного авиационно-технического управления ВМС США - 28830;
  • SBD-6: последний серийный вариант с двигателем R-1820-66, один самолет переделан из SBD-5 (№ 35950): другие №№ 54600...55049 (450 машин); Пилот самолета SBD-6 «Даунтлесс» размещался высоко впереди в машине цельнометаллической конструкции с обтянутыми тканью управляющими поверхностями. Его низкорасположенное крыло имело прямоугольный центроплан с консолями, суживающимися в хорде и толщине к законцовкам. Перфорированные (как швейцарский сыр) закрылки и аэродинамические тормоза располагались сверху и снизу вдоль задней кромки консолей крыла и внизу под фюзеляжной секцией центроплана. Эти особенности конструкции, вместе с «сотовой» конструкцией самого крыла, были заимствованы из проекта Джека Нортропа. Овальный дюралюминиевый монококовый фюзеляж состоял из четырех секций. Экипаж размещался под единым прозрачным фонарем с пуленепробиваемым лобовым стеклом и бронепереборкой. Выдвижной бомбодержатель грузоподъемностью 454 кг размещался по центру под фюзеляжем, под каждой консолью крыла устанавливались бомбодержатели.
  • А-24: вариант, первоначально обозначенный SBD-3A, поставлен ВВС США. серийные номера 41-15746...1 5823 и 42-6682...6771 (всего 168 машин):
  • А-24А: вариант SBD-4 для ВВС США, серийные номера 42-6772...6831 и 42-60772...60881 (170 машин):
  • А-24В: вариант SBD-5 для ВВС США. серийные номера 42-54285...54899 (615машин); SBD-5 с усовершенствованным двигателем R-1820-60 мощностью 1200 л.с. (895 кВт). Между февралем 1943 и апрелем 1944 г. выпустили 2965 машин этой модификации, одна из которых стала прототипом XSBD-6 с двигателем «Райт» R-1820-66 мощностью 1350 л.с. (1007 кВт), последним вариантом «Циклона».
  • RA-24A: обозначение после 1942 г., чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
  • RA-24B: обозначение после 1942 г., чтобы подчеркнуть принадлежность к старому поколению;
  • F-24A: обозначение после 1947 г.;
  • F-24B: обозначение после 1947 г.;
  • QF-24A: одна машина, переделанная в беспилотную мишень, сер. № 48-44;
  • QF-24B: одна машина, переоборудованная в самолет управления беспилотной мишени, сер. № 48-45.

Источники

  • "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
  • "Война в воздухе" /№ 129 SBD Dauntless/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/