TBF "Avenger"
Палубный торпедоносец
Grumman
© Михаил Быков
TBF-1 Avenger, Grumman.
TBF "Эвенджер" - Мститель - основной торпедоносец Второй мировой войны, впервые поднялся в воздух в августе 1941 года.
Первое боевое крещение самолет получил в сражении у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года.
Из шести вылетевших на задание возвратился один. Летчик привел поврежденную машину, управляя ею с помощью триммеров, имея на борту одного убитого и одного раненого.
Начало могло показаться неудачей для самолета, но впоследствие Авэнджер принес славу фирме Грумман.
Конструкция. Среднерасположенное крыло имело цельнометаллическую, однолонжеронную конструкцию с потайной клепкой, складывающиеся наружные секции, управляемые от гидропривода.
Хвостовое колесо полностью убиралось. Выдвигающийся тормозной гак с электроприводом располагался в хвостовой части.
"Эвенджер", как и все самолеты фирмы Грумман был хорошо спроектирован и имел надежную конструкцию.
Самолет имел хорошую маневренность, поэтому уже в серийном производстве (TBF-1C) один носовой 7,62 мм пулемет заменили на два крыльевых калибра 12,7 мм, каждый с боезапасом в 600 выстрелов.
Экипаж обычно состоял из трех человек, пилота, бомбардира и радиста. Пилот стрелял из неподвижных передних пулеметов и сбрасывал торпеду.
Место бомбардира находилось в нижней хвостовой части фюзеляжа у бомбоотсека, он также стрелял из подфюзеляжного пулемета.
Радист располагался позади пилота и стрелял из пулемета в турельной установке.
Силовая установка.14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения "Райт" R-2600-8 с двухскоростным нагнетателем мощностью 1700л.с. (1268 кВт), устанавливался на большинстве самолетов.
Основная часть британских "Эвенджеров" относилась к модели TBF-1B, сначала имели обозначение "Тарпон" Mk.1, затем было изменено на "Эвенджер" Mk.1. Всего британцы получили не менее 921 "Эвенджера". Они действовали на множестве авианосцев, многочисленных британских базах и береговых аэродромах от Канады до Цейлона и Дальнего Востока.
Всего было построено 9836 "Эвенджеров", включая небольшое количество множества специальных вариантов (смотри "Модификации самолета Avenger").
Экипаж |
3 чел. |
Размеры |
Размах крыла, м |
16.51 |
Площадь крыла, кв м |
45.52 |
Длина самолета, м |
12.2 |
Высота самолета, м |
5.00 |
Двигатель. |
14-ти цилиндровый двухрядный радиальный Wright R-2600-8 Cyclone |
1700 л.с. |
Массы и нагрузки, кг: |
Пустого самолета (TBF-1C) |
4788 |
Максимальная взлетная |
7876 |
Летные данные. |
Максимальная скорость, км/ч |
436 |
Практический потолок, м |
6830 |
Дальность полета, км |
1778 |
Вооружение |
2 x 12,7-мм пулемета в крыльях и один и в турели, 7,62 мм пулемет вниз, бомб внутри, кг |
907 |
Модификации самолета "Avenger" TBF
- X-1: два прототипа с двигателями R-2600-8
- TBF-1: первый серийный. Самолеты TBF-1 ранних производственных серий были идентичны второму прототипу XTBF-1 с дополнительным форкилем. В качестве меры дополнительной безопасности, первые пятьдесят экземпляров TBF-1 оборудовались вторым набором органов управления в задней кабине. Однако они оказались непрактичными, и уже начиная с пятьдесят первого экземпляра самолета, от них отказались. Чтобы улучшить видимость с места радиста, на более поздних TBF-1 были перекомпонованы имеющиеся здесь окна на бортах фюзеляжа, и два маленьких окна (одно прямоугольное и одно круглое) на левом борту были заменены большим овальным окном на уровне задней кромки крыла. Радар начал устанавливаться на Эвенджере уже в первый год его производства, и мачта антенны радара yagi «воздух-поверхность» тип В (ASB) монтировалась под каждым крылом на его внешних панелях. Само радарное оборудование было установлено в отсеке радиста, радар ASB был стандартным радаром, которым снабжались все варианты Эвенджеров.
Первый серийный TBF-1 сошел со сборочной линии фирмы Грумман 3 января 1942 года, всего построено 2291 экземпляр.
- TBF-1В: вариант для Британии, (первоначальное обозначение "Тэрпон" TR Mk 1) построено 395 экземпляров
- TBF-1C: подобен TBF-1, но с дополнительным запасом топлива (с 1268л до 2748л), включая два сбрасываемых бака под крылом и бак в бомбоотсеке
- TBF-1СР: модификация TBF-1C c разведывательной камерой широкого обзора
- TBF-1D: модификация с радаром RT-5/APS-4, модификация с TBF-1CD подобен TBF-1C
- TBF-1E: модификация с радаром и дополнительным РЭО
- TBF-1J: модификация с РЭО и освещением для полета в сложных метеоусловиях и спецзащитой от облединения
- TBF-1L: модификция с выдвижным прожектором из бомбоотсека
- TBF-1Р: TBF-1, доработанный как TBF-1CP
- XTBF-2: модификация TBF-1 с двигателем XR-2600-10 мощностью 1900л.с.
- XTBF-3: два TBF-1, построенных с двигателем, как TBF-3
- TBF-3: вторая основная серийная модификация с двигателем R-2600-20 мощностью 1900л.с.
- Avenger Mk.1: британское обозначение TBF-1B, всего построено 402 экземпляра
- Avenger Mk.2: британское обозначение TBМ-1, всего построено 334 экземпляра
- Avenger Mk.3: британское обозначение TBМ-3, всего построено 222 экземпляра
- Avenger AS Mk.4: британское обозначение TBM-3S, 100 экземпляров
Подробно
Источники
- "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
- "Американские военные самолеты Второй мировой войны" /под ред. Дэвида Дональда/
- CD энциклопедия "Военная авиация " /Media 2000/
- Grumman. Avenger" /Война в воэдухе. № 98, 99/
|