А вот что по этому поводу написал из Владивостока комкор РОСС генерал-лейтенант клуба виртуальных пилотов Игорь «РОСС_Дронго»
(привожу с сокращениями, полный текст вы можете найти по данному адресу):
forum.rossteam.ru/index.php?act=ST&f=41&t=4829&s=88e7d296d6aba1f845ffe91268d13da
8
««Ледокол», гл. 3 – «Суворов» цитирует книгу английского летчика Альфреда Прайса
«WW II Fighter Conflict»: «Наиболее мощное вооружение среди серийных истребителей мира в сентябре 1939 г. имел русский И-16 конструктора Поликарпова… По огневой мощи И-16 в два раза превосходил «Мессершмидт-109Е» и почти в три раза «Спитфайр-I»…
Посмотрим на реального И-16.
Вот передо мной две мощных монографии по И-16:
- «Война в воздухе», вып. 41-43, «Боевой «ишак» сталинских соколов»;
- и книга Михаила Маслова «Истребитель И-16», Армада, 1997. И-16 тут во всех мыслимых и немыслимых проекциях, сечениях и разрезах…»
«…защита пилота: … 8-мм бронеспинка массой 32 кг – и ВСЁ.
Спереди пилота в какой-то степени защищает лобастый мотор. Бронестекла нет.
Снизу и с боков – 5 слоев березового шпона.
Говоря о вооружении И-16 … комбинацию из двух пушек ШВАК и двух пулеметов ШКАС несли только истребители И-16 тип 17, тип 27 и тип 28, выпущенные в ограниченном количестве и предназначенные главным образом для штурмовых действий».
БАРДОВ: таким образом складывается впечатление, что раз пушечные И-16 были выпущены в ограниченном количестве, то их было так мало, что и в расчет их принимать не стоит?!
Вот и давайте попробуем разобраться:
1. Сколько же в действительности было, пушечных И-16 на западной границе в июне 1941 г.,
2. Если они были "выпущенные в ограниченном количестве", означает ли это, что:
а) современным исследователям их можно не принимать в рассчет, рассматривая вопрос «с чем пришлось столкнуться немецкой авиации 22.6.1941 г. у нас на границе»,
б) можно ли было немецким пилотам не опасаться такой «мелочи» (как пушечные И-16) при выполнении своих боевых заданий (штурмовки аэродромов, дорог с колоннами войск, мостов и прикрытия своих бомбардировщиков)?
2. а) сыграли ли какую-нибудь роль в приграничных воздушных боях 22-го июня пушечные и оснащённые ракетами И-16 и
б) были ли сбитые немецкие самолёты на счету пилотов пушечных и ракетных И-16?
3. Можно ли:
- учитывать ракетное вооружение при сравнении огневой мощи И-16 и «Мессершмитт-109Е» встретившихся в боях в воздухе на границе под Гродно?
- утверждать что все или некоторые модификации И-16 находившиеся 22 июня 1941 г. у западных границ СССР «по огневой мощи превосходили «Мессершмидт-109Е» которые немцы применяли против них?
Начнем с первого вопроса:
- сколько же их было в действительности – пушечных И-16 на западных границах СССР на 22 июня 1941 г. и можно ли их считать стандартными истребителями ВВС РККА на июнь 1941 г.?
igord «Re: Загадки Су-2 28.04.2004 14:37»
soldat.ru/forum/forum.html?page=2&id=6503
) «По БЧС на 22.06.41 И-16 в ВВС РККА было 3643 (499 неисправные). По моим данным всего за 1939-июнь 1941 было выпущено всего 3693 И-16 и из них 767 пушечные.Т.е. если предположить, что подавляющее кол-во доживших И-16 к 22.06.41 были выпущены в 39-41, то соотношение пушечных и непушечных И-16 было 1 к 4. Учитывая, что в западных приграничных округах было 1771 И-16, применяя ту же арифметику получаем 354 пушечных И-16».
Павел Аптекарь «Игорю про пушечные И-16» 30.04.2004 15:53
soldat.ru/forum/forum.html?page=2&id=6613
«Не знаю распределение пушечных И-16 на 22 и даже на 1 июня 1941 года. Но сведения, проверенные по нескольким источникам по состоянию на октябрь-ноябрь 1940 года есть, вот они. Правда, не могу назвать их окончательными: я не смотрел формуляры многих истребительных полков, сформированных весной 1940 года, (80-90-е номера для КОВО и 120-е номера для ЗапОВО). Во многих из этих полков было по 60-70 И-16, но нет «разблюдовки» и прямых указаний на наличие И-16п…:- Дальний Восток – 41,- 2 ОКА – 36,- ЗабВО – 64,- Закавказский ВО – 73,- Одесский ВО – 70,- Киевский ОВО – 14,- МВО – 65,- ЛВО – 34.Как ни странно, это по проверенным данным все.Итого – всего ровно 400 И-16п.Столь большая разница с общим числом выпущенных объясняется, как мне кажется, рядом причин: - продолжением выпуска И-16 пушечных с октября 40 по июнь 41,- боевыми потерями на Халхин-голе и в ходе войны с Финляндией,- консервацией части боевых машин, которые ввиду их большой боевой ценности, возможно, приберегались для серьезных боевых действий. Подтверждением этому служит: а) некоторое уменьешние численности И-16п после окончания боевых действий в трех полках 1 АГ после окончания боевых действий на Халхин-голе,б) исчезновение эскадрилий (по 15 И-16п) в 7, 38 и 68 иап ЛВО (последние, правда, перебросили в Прибалтику и ЗакВО уже без И- 16п). Обе эскадрильи не проявились в других иап ЛВО. Наконец, какое-то количество И-16п находилось в ВВС флотов.Для уточнения попробую посомтреть формуляры ряда полков. Правда, к сожалению, не во всех формулярах есть упоминания о качественной стороне матчасти.Еще удивительнее – нет по моим данным вообще в ЗапОВО ни в «старых», ни в 120-х полках.То же самое, ПрибОВО.Плюс к этому, в 16 иап значатся три И-153 с пушечным вооруэжением.Кроме того, эскадрилья-две имелись в полках 1 АГ - 17 армии и некоторых Дальневосточных полках. Поэтому полагаю, они там большей частью и оставались.