Уставы и методики к началу войны у нас действительно были закостеневшие. И все новое добытое в боях достаточно тяжело приживалось на официальном уровне. На острие выработки новых способов применения истребителей был Покрышкин. В его мемуарах достаточно четко этот процесс описан. Опытные пилоты (2-3 месяца войны) в 41 учат прибывших молодых летчиков уже по результатам боев (Покрышлин кстати с первой недели войны в тетради-альбомы стал свои выводы записывать) приезжает комиссия ..... отставить самовольство...только по инструкции. И только война и списывала у них такую самодеятельность. Сила Покрышкина была в том, что он действительно по своему складу характера не только старался сам расти - как пилот, но целиком отдавал себя обучению других. За своих дрался, никогда не бросал.За всю войну в своих полетах он не потерял ни одного своего ведомого, дрался всегда за них, ..... а ведь война, у всех по разному случалось. К лету 43 его альбомы-схемы приемы все больше получали популярность на уровне Армий. Затем его хотели назначить главным по обучению тактике воздушного боя во всех ВВС. Но он в Москве сумел выкрутиться, с полком летал, затем с дивизией и корпусом свои таланты разворачивал. Командующие армий за счастье считали в операциях под его прикрытием быть. Так что не только в тактике но и в оперативном искусстве он отметился.
Но и повезло ему тоже в начале войны. Полк его не на том направлении был, что-б сразу в "полные лохмотья" от немцев разлететься. и на МИГ успел пересесть. Вот потихоньку они и накапливали боевой опыт.Хотя, если память не изменяет" за первые две недели три раза сбили. А он в первый день войны свой первый самолет завалил. Правда нашим СУ оказался - но это война списала.
А вообще, если верить общей статистике, за годы войны средний немецкий пилот вылетал на встречу с противником через 160 часов налета. Наши - в среднем через ВОСЕМЬ. Но как определить среднюю цифру между 41 и 45. Слишком разные они были для нас. В мемуарах Шахурина (Нарком Авиапрома) описано, как он в 42 был на заводах в Саратове. Завод в день (в каждый день) формировал полк штурмовиков. Один перелет - и в сталинградский кошмар. Он нашел время поговорить с "летчиками" которые ожидали своей очереди на ИЛ-2. Средний налет на них состоял (закройте уши....какая тактика) от полутора до получаса на самолетах ПО-2. Это потом уже, Маэстро" могли натаскивать "кузнечиков". Но что касается термина "Единая тактика", то ведь этот предмет "живое существо". В войну ведь способы ведения боя, прменение и возможности оружия - постоянно находятся в стремительном движении. Задача не сформировать Единую тактику, а построить такой механизм, что-бы постоянно нащупывались новые тенденции, искать новые приемы-доводить их до широких масс среднестатистических летчиков. Это непрерывный творческий и организационный процесс. Это требует интелекта, и увеличения срока жизни летчика на поле боя и тд и тп.