Александр Алябьев "Хроника Воздушной войны" стр.163
".....7 октября 1941 года на Восточном фронте впервые выпал снег, Гитлер приказал командующему фон Боку продолжать наступление на Москву. Но бездорожье свело его на нет.
В середине октября из Москвы в Куйбышев были эвакуированы многие наркоматы, в том числе и авиационной промышленности. Сталин, остававшийся в столице, приказал сосредоточить 40 процентов всех ВВС перед Москвой. Тогда впервые, по меньшей мере на главном направлении, советскому военному руководству УДАЛОСЬ ДОБИТЬСЯ ПРЕВОСХОДСТВА В ВОЗДУХЕ....."
Альбрехт Кессельринг "Люфтваффе. Триумф и поражение" (стр.137-138)
конец августа 1941 г.
"......После того, как была завершена подготовка к использованию бомбардировщиков дальнего радиуса действия, состоявшая в установке радиомаяков и концентрации собственно самолетов и бомбового запаса, в качестве главной цели пилотам дальней авиации была указана Москва. Другие цели,такие, например, как как крупные авиационные заводы в Воронеже, военные предприятия в Туле и Брянске, загруженный до предела Брянский железнодорожный узел и т. п., к которым могли подобраться лишьотдельными истребителями, да и то только в плохую погоду - были альтернативными, их мы пытались атаковать в период неблагоприятных погодных условий.
Налеты на Москву вызвали у меня БОЛЬШУЮ ОЗАБОЧЕННОСТЬ. Сбитые экипажи приходилось окончательно вычеркивать из списков личного состава. Эффективность действий русских зенитчиков и осветителей, использовавших прожекторы, производила впечатления даже на тех наших пилотов, кому довелось летать над Англией. Кроме того, в воздухе стало появляться все больше русских истребителей, к счастью только в дневное время. Результаты бомбардировок русской столицы были несколько менее впечатляющими, чем я ожидал..."
Вот так они все мимоходом... и мельком в своих мемуарах, чуть коснуться как неприятной темы и в "кусты". А ведь планов было громадье, уж с опытом после Англии, да под боком, по морю лететьне надо. В "порошок" и прочее. А на деле ведь получилось впервые нарвались на сильнейшее противодействие. Кессельринг лукавит и смягчает, пилоты с Англицким опытом после первых налетов на Москву были в состоянии, близком к "шоку". Потери - абсолютно неприемлемы. Несколько раз перерывались, и с новыми силами... А в истории Мировой войны (на западе сурьезные историки признают) это для того времени получилась образцовая ПВО (Под словом Москва, я здесь подразумеваю ПВО целого промышленного района страны)... Могет и сосредоточение резервных армий под этим зонтиком прозевали. Не любят они енту тему детализировать...Инструмент их бомбардировочный здесь не сработал, а затупился очень сильно...
У наших читать..., а что собственно. Уверен, никаких четких планов в таком масштабе воздушной борьбы не составлялось. И не умели тогда, да и не до этого было.... Кидали все, что могли наскрести в эту "кашу", лишь-бы отбиться, потом разберемся...Основанием для такой мысли у меня является реальность контрнаступления под Москвой. Никакого единого плана в масштабах фронта, никакого единого замысла. Отдельные локальные задачи армиям, получилось - дальше, продвинулись - давай еще... а что потом в общем итоге прорисуется - будет видно.
Но ведь вошла Москва в историю такого искусства как ПВО, в т.ч. и в забугорные, как определенный положительный пример..
Коллеги, давайте кто-что знает, по кусочкам поскладываем, обогатим друг друга. Если не мы то кто?