Крамаренко Сергей Макарович
Уточнения. Родился 10 апреля 1923 г. в селе Калиновка Роменского района Сумской области в семье крестьянина. Окончил 10-летку.
С 1941 г. в РККА. Год спустя окончил Борисоглебскую ВАШП. С августа 1942 г в действующей армии (523 ИАП, 176 ГИАП).
Согласно данным М.Ю.Быкова («Советские асы 1941-1945 г.») во время ВОВ одержал 1 личную победу. По другим данным – 2 личных и 10 групповых побед.
В Корее воевал в звании капитана, в должности зам. Командира эскадрильи 176-го ГИАП, 324-й «кожедубовской» ИАД.
За время боевых действий одержал 13 личных побед:
1) 12 апреля 1951 г. тяжело повредил F-80 № 49-1842, пилот которого А. Шервуд (36-я аэ), хоть и долетел до Сувона и посадил повреждённую машину, но его списали на металлолом. В этот день, иначе называемый «чёрный четверг» ВВС США, в ходе отражения налёта бомбардировочной авиации США на Аньдунский мост на р. Ялуцзян было сбито 10 B-29 и 2 F-80 (подтверждено командованием США).
Цитата: «…смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши МиГи расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант. А бой только набирал обороты…
Экипажи подбитых самолетов стали выпрыгивать, остальные повернули назад. Потом еще четыре подбитые «летающие крепости» упали по дороге домой или разбились на аэродромах. Тогда были взяты в плен около 100 американских летчиков.После боя почти в каждом нашем МиГе нашли по одной, две, три пробоины. У одного было сто пробоин. Но больших повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.
Этот день, 12 апреля, американцы назвали «черным вторником» и потом месяца три не летали. Попробовали сделать еще один налет, но если в первом бою было сбито 12 Б-29, то во втором мы уничтожили уже 16 «летающих крепостей». Всего же за три года войны в Корее было сбито 170 бомбардировщиков Б-29. Американцы потеряли основные силы своей стратегической авиации, находящиеся на Юго-Восточном театре военных действий. Днем они больше не летали, только ночью одиночными самолетами. Но мы били их и ночью.
У американцев потом еще долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, которые считались самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. А мы после первых боев стали называть «летающие крепости» «летающими сараями» — так быстро они загорались и ярко горели».
2) 2 июня 1951 г. тяжело повредил F-86A № 49-1180 из 336-й аэ 1-го лейтенанта Т. К. Хансона, разбившийся при вынужденной посадке на авиабазе в Сувоне (пилот погиб)
3) 17 июня 1951 г. одержал громкую победу - тяжело повредил F-86A №49-1281 аса ВВС США, командира 4-го ИАКр подполковника Глена Иглстоуна (18,5 побед в ВМВ), дотянувшего до Сувона и совершившего вынужденную посадку. Машину списали.
4) 23 июня 1951 г. в районе Тэйсю сбил F-86. Однако ВВС США не подтверждают потери «сейбров» в этот день.
5) 11 июля 1951 г. в районе Сянренкан сбил F-86A № 48-0297, пилот которого К. Аллард погиб.
6) 29 июля 1951 г. в районе Тэйсю тяжело повредил F-86A № 49-1098, пилот которого дотянул до Сувона, где и катапультировался, не рискуя сажать повреждённую машину.
7) 9 августа 1951 г. в районе Ансю тяжело повредил F-80 № 49-677 из 8-й ИБАГ, разбившийся при посадке на базе в Кимпо (пилот погиб).
8/ 12 сентября 1951 г. сбил F-80. Всего в этот день пилоты 64-го ИАК заявили 11 побед над F-80, однако США признал 3. Входит ли победа Крамаренко в это число - ?.
9) 22 сентября 1951 г. в районе Ансю-Хакусен сбил F-86. Всего за этот день корпусом заявлено 2 победу над F-86, однако ВВС США признали лишь повреждение 1 F-86A № 49-1158, который впоследствие восстановили.
10) 1 декабря 1951 г. сбил Gloster “Meteor” Mk.8 77-й аэ Королевских ВВС Австралии.
11) В ходе того же боя 1 декабря 1951 г. сбил Gloster “Meteor” Mk.8 77-й аэ Королевских ВВС Австралии, причём в ходе атаки самолёт загорелся , а пилот катапультировался. Всего пилоты 176-го ГИАП заявили 9 побед над «метеорами». Австралийцы признали потерю 3-х машин ( пилоты Драммонд, Томсон попали в плен, сержант Армитт погиб) и повреждение 1, впоследствие восстановленной.
Так что, учитывая обстоятельства боя, одна победа у Крамаренко точно подтверждается. После этого разгрома вопрос о «метеоре», как компетентном истребителе был закрыт.
12) 12 января 1952 г. в районе Супхун ГЭС сбил F-86. Американцы никак не комментируют потери «сейбров» в этот день.
13) 17 января 1952 г. в районе Тайсю сбил F-86, взорвавшийся на земле в 10 км восточнее Тэйсю. Однако ВВС США отрицают потери «сейбров» в этот день.
17 декабря 1952 г. в ходе воздушного боя командир 2-й аэ 176-го ГИАП ГСС Крамаренко С.М. атаковал «сейбр», добился попаданий в него, но сам был сбит атакой сзади. Катапультировался. Победа Крамаренко засчитана не была.
А вскоре полк и дивизия отбыли в Союз.
В 1956 г. окончил ВВА, командовал 167-м ГИАП, был заместителем командира дивизии ПВО, старшим лётчиком – инспектором в Службе безопасности полётов ВВС, военным советником в Ираке и Алжире.
С 1981 г. генерал-майор авиации в запасе. На 2006 г. жил в г. Москва.
Автор книге «В небе двух войн».
Боевые награды: Герой Советского Союза, ордена Ленина, БКЗ (2), КЗ, Отечественной войны 1-й степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах»
artofwar.РУ/z/zampini_d_f/text_0450-1.shtml