Bf 109 E / F против Як-1/7
Восточный фронт 1941-1942.Перевод с английского вышедшей за границей книги Дмитрия Хазанова и Александра МедведьВСТУПЛЕНИЕ
Под влиянием периода холодной войны за 70 лет с момента окончания Второй мировой войны на Западе сложился довольно ограниченный стереотип мышления о ходе и характере воздушного боя на советско-германском театре военных действий.
Он включал в себя такие основные понятия, как:
- Советский Союз к началу войны имел большое количество разнообразной, но уже устаревшей авиационной техники, которая с минимальными потерями была уничтожена люфтваффе с первыми авиационными налетами.
- Произошло это, в основном, вследствие тоталитарного режима, установленного Иосифом Сталиным, и глупых комиссаров, выстроивших свои самолеты на аэродромах, что делало их легкой мишенью для немецких пилотов.
- Десятки тысяч самых талантливых советских военачальников были расстреляны тираном Сталиным во время довоенных "чисток".
- Глупые советские летчики, ослепленные коммунистической пропагандой, не смогли освоить даже основы тактики, избегали воздушных боев, энергичным маневрированием выходя из боя, и вообще, казалось, были трусливыми.
– Исключение из этого правила составляли гвардейские полки, большинство из которых были оснащены самолетами, поставляемых западными союзниками по ленд-лизу, и укомплектованные специально подготовленными летчиками.
- Наиболее важным фактором, нарушившим план по ликвидации СССР, была внезапная и лютая зима 1941-42 года, а до этого, непроходимая грязь, что помешали регулярному продвижению замечательных военных транспортных средств Германии.
- Немецкие асы были веселые ребята, которые рассматривали войну как своего рода спортивный конкурс, сразу же предлагая сигарету и плитку шоколада любому вражеский пилоту, сбитому над их территорией.
Эти идеи легли в основу сотен публикаций об авиации на Западе. Они представляют собой очень упрощенную и неприглядную картину, пытаясь объяснить причины поражения в первый период войны и полностью игнорируя последующие победы Красной Армии и ее Военно-воздушных сил. В то же время, не полностью отвергая некоторые из этих аргументов, авторы этой книги стремились провести более сбалансированный и надежный анализ успехов и поражений Красной Армии ВВС (Военно-воздушных сил Красной Армии, сокращенно ВВС KA), используя в качестве примера два истребителя противоборствующих стран, их конструкторов, рядовых летчиков и командиров советских и немецких военно-воздушных сил.
Прежде всего, напоминаем читателю, что в то время, когда многие тысячи немецких, французских и британских самолетов воевали в сражениях Первой мировой войны, в России авиационная промышленность, в основном, в довольно скромных количествах строила устаревшие французские самолеты. Кроме того, не было отечественной промышленности авиационных двигателей - без иностранного участия не могло быть произведено ни одного двигателя. Конструкторы двигателей работали за границей. Революция 1918-20 годов привела к почти полному уничтожению производственных мощностей для выпуска самолетов и двигателей, и меры, принятые в ходе следующего десятилетия оказались недостаточными, чтобы исправить эту очень плохую ситуацию.
Такая ситуация складывалась до начала 1930-х годов, с этого времени, начиная с нуля, авиационная промышленность СССР начала очень быстро развиваться. Но отсутствие отечественного производства авиационных двигателей, вынуждало наладить производство иностранных двигателей Испано-Сюиза, Райт и Гном-Рон по лицензии. В Советском Союзе не производился алюминий, не было производства самолетного радио и приборного оборудования. Ситуация усугублялась отсутствием высококвалифицированных рабочих, инженеров и конструкторов, и менее, чем за десять лет это нужно было освоить до начала новой войны.
В этот период молодой авиаконструктор Александр Яковлев стал известным благодаря созданию экспериментальных самолетов, некоторые их которых стали учебными и строились в больших количествах. Его карьера имеет много параллелей со своим немецким коллегой, Вилли Мессершмиттом, который также начал с небольших самолетов и учебных, в частности. В скором времени оба конструкторы приблизилась к высотам власти, что помогло им в достижении своих амбициозных целей. Оба налаживают сложное взаимодействие между различными заводами, производящими огромное количество различных деталей построенных в десятках тысяч самолетов. Тем не менее, условия, при которых они работали, были разные, и они оставили свой след в общих философских вопросах инженерии проектирования самолета под руководством Мессершмитта и Яковлева.
При создании своего первого истребителя, Яковлев использовал испытанные инженерные решения: ферменную конструкцию фюзеляжа с использованием обычных стальных труб и свободнонесущее деревянное крыло с полотняной обшивкой и вооружением, сосредоточенным в двигательном отсеке. В своих записках авиаконструктор Яковлев писал:
При разработке конструкции самолета, каждый из нас (т. е. главные конструкторы) думают не только о боевых тактико-технических данных самолета, но и о требованиях технологичности и экономики. Нужно быть очень осторожным, выбирая основные материалы для будущего самолета. В этом вопросе от конструктора требовалась большая осторожность, т. к. во время войны некоторые материалы были в большом дефиците. Производство и поставка некоторых материалов может быть прекращена в результате бомбардировок противника, или даже в результате оккупации территории. Это, в частности и произошло во время Великой Отечественной войны.
В результате преднамеренного ограничения в выборе материалов и технологических решений, ОКБ во главе с Яковлевым удалось создать истребитель с идеальной горизонтальной маневренностью и неплохими аэродинамическими свойствами, используя только имеющиеся серийно построенные двигатели скромной мощности. Самолет оказался прост в управлении и был доступен для неопытных пилотов, по стоимости был два-три раза дешевле, чем его немецкий оппонент, Messerschmitt Bf 109, и мог быть изготовлен низко квалифицированными рабочими из бывших крестьян и домохозяев, в том числе подростками. В конце концов, истребители Як различных версий стали самыми распространенными в ВВС KA, а в мае 1945 года этот самолет уложил красный венок Победы на пораженную столицу Третьего рейха.