Aviation of WWII
Russian English Home
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Ответить Добавить Опрос Послать Тему Печать
Bf 109E/F против Як-1/7. Статистика и анализ (Прочитано 10930 раз)
Сентябрь 4, 2015 :: 4:24pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
Bf 109 E / F против Як-1/7.  Восточный фронт 1941-1942.
/Дмитрий Хазанов и Александр Медведь/

СТАТИСТИКА И АНАЛИЗ

В течение первых шести месяцев войны на Востоке, Люфтваффе встречались с истребителями Як-1 гораздо реже, чем с любым другим типом советских истребителей в прифронтовой зоне. До осени 1941 года они редко упоминались в заявках на победы немецких асов. Это положение начало меняться 2 октября с началом операции Тайфун, в которой участвовал Luftflotte 2 (2-й Воздушный флот). Хотя первый день операции для немцев был успешным, они впоследствии понесли значительные потери - не менее 20 самолетов были списаны, в том числе четыре Bf 109. Советские истребители встречали врага в лобовых атаках, заявив 31 победу.

Наиболее боеспособным в операции Тайфун в ВВС КА была 43-й САД, которая имела 13 истребителей Як-1 для усиления подразделений с другими типами самолетов. Успешно действовал будущий ас (14-побед) лейтенант С.Г. Шварев из 236-го ИАП, который сбил Bf 109 во время интенсивного воздушного боя между пятью Яками и 12 мессершмиттами над Ярцево.
Действия 11-й ИАП в обороне Москвы против налетов Люфтваффе и в борьбе с вражескими разведывательными самолетами уже были описаны. С начала октября 1941 года до конца августа 1942 года, когда 11-ИАП был отправлен на Сталинградский фронт, полк уничтожил 38 вражеских самолетов (некоторые из которых были Bf 109).

45-й ИАП, базирующийся в Закавказье, получил свои первые Як-1 в начале 1941 года и имел достаточно времени и возможностей для подготовки к воздушным боям. В его состав вошли летчики, многие выпускники военной академии Северо Кавказской школы горных народов, одним из которых являлся командир полка, осетин по национальности, Ибрагим М. Дзусов. Полк пошел в бой 20 января 1942 года в составе Кавказского фронта, который вскоре был переименован в Крымский фронт. Свой 1000-й боевой вылет полк произвел 7 мая того же года, во время наступления Красной армии на Керчь.

Записи полка обеспечивают полную картину решаемых задач - 49 самолето-вылетов против сухопутных войск противника; 22 против аэродромов; 120 для разведки (шесть из которых были разведывательные вылеты на разведку погода); и 277, на сопровождение ударных самолетов (прикрытие Ил-2 - 18 случаев и бомбардировщиков во всех других случаях). Еще 201 вылет на защиту портов и транспортных судов в море и 178, для прикрытия наземных войск, важных объектов и аэродромов.
Цели остальных вылетов не указаны. В 140 воздушных боях 28 вражеских самолетов были уничтожены, из которых пять были Bf 109.
В записях не указано никаких подробностей относительно потерь своих самолетов и летчиков.

45-ИАП едва успел оправиться от потерь, как началась новая битва, по предотвращению решительного наступления противника на Севастополь. VIII Воздушный корпус (Fliegerkorps) Люфтваффе имел существенный перевес над ВВС КА, потери которых не могли быть компенсированы пополнением от ВВС Черноморского военно-морского флота. Таким образом, чтобы помочь защитникам Севастополя, маршал С.М. Буденный приказал 45 ИАП, оснащенному Як-1, передислоцироваться на защиту Севастополя. Две трети этого полка, под командованием аса с 19 победами К.Д. Денисова, сумел перелететь с Кавказа в Крым. Таким образом, 45-ИАП стал последним подкреплением из СССР авиагруппы в Севастополе.

По советским данным, на 11 июля полк уничтожил восемь Bf 109, потеряв один Як-1, пилот которого успешно выпрыгнул с парашютом.

Один из асов люфтваффе участник воздушных боев под Севастополем,  обер-лейтенант Генрих Сетц (Heinrich Setz) из  II/JG 77 (имевший на своем счету 133 победы, включая 16 Як-1), писал в своем дневнике:
Несмотря на то, воздушные бои под Севастополем довольно редки, но чрезвычайно рискованны. Враг имеет совершенно новые самолеты и пилоты умело воюют на них, так что мы должны использовать все свои навыки. Вчера я был в воздушном бою в два раза. В первом случае я сражался плохо и пришлось бежать на максимальной скорости.

В следующий раз я увидел группу самолетов противника, заходящих на посадку. Я имел хорошую возможность для атаки на  бронированные Ил-2, но на это не пошел. Вдруг, я заметил, один из новейших российских истребителей над головой. Мне удалось его упредить, подняться выше своего соперника и зайти со стороны солнца. Памятуя о своем предыдущем неудачном бое, я оценил ситуацию и начал свою атаку. На этот раз я был осторожен, и поймал в перекрестие моего прицела двигатель вражеского самолета. Ничто его уже не спасло. Мой ведомый начал преследовать еще одного, а потом я увидел два убегающих самолета 1000 метров [3,300ft] выше. Я преследовал их, но почти сразу стало ясно, что это были свои.
Setz  заявил  пять Як-1, сбитых между 11 июня и 12 июля 1942 года, в том числе три самолета сбил 10 июля.

Один из крупнейших  воздушных  боев с участием Яков состоялся 13 июня, в течение третьего периода штурма Севастополя. Воздушная схватка продолжалась непрерывно в течение всего времени,  от взлета до посадки. Лейтенанты  Александр Филатов и будущий ас Иван Шматко уничтожили по одному истребителю Bf 109, 45-й ИАП в этом бою потерял три самолета, л-нт Шматко и сержант С. Г. Вазян успешно спаслись. Имеющий пять побед ас л-нт П.А. Ушаков в этом бою погиб. Два Як-1 из 6-й ГИАП Черноморского флота, летчики Камышан и Лещенко, также были сбиты. Помимо пяти сбитых Яков, летчикам Bf 109  удалось уничтожить Ил-2 и разведчик Пе-2. Эти семь уничтоженных самолетов превратились в 14 побед, заявленных летчиками из II./JG 77!



« Последняя редакция: Сентябрь 5, 2015 :: 4:20pm от plane »  
IP записан
 
Ответ #1 - Сентябрь 5, 2015 :: 1:22pm

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
Число подразделений асов с большим числом сбитых самолетов росло благодаря многочисленным победам,  обер-лейтенант Антон Хакл (Anton Hackl) правильно определил одну из двух его жертв, как Як-1 (это была его 54-я из 180 побед – всего он заявил 5 побед Як-1/7). Обер-лейтенант Зигфрид Фрайтаг (Siegfried Freytag) заявил четыре победы, один из которых был Як-1 и другой ЛаГГ-3 - последний был почти наверняка тоже Як. Они довели его счет до 39 сбитых самолетов, и он закончил войну с 89 победами. Наконец, фельдфебель Вильгельм Эрнст-Рейнер (Ernst-Wilhelm Reinert ) также уничтожил два истребителя (это его 52-я 53-я победы), который он заявил, как ЛаГГ-3 и МиГ-1, на самом деле являющимися Як-1. Он закончил войну с 168 победами (12 из которых были определены как Як-1).
Официально по документам ВВС КА, согласно записей,  с 25 мая по 1 июля 1942 года, 3-я ИАД, защищавшая Севастополь, потеряла в воздушных боях 53 самолета, 28 из которых были Як-1.

Еще 16 самолетов были указаны в качестве пропавших без вести. Среди причин, объясняющий неблагоприятный исход этой битвы на этом театре военных действий в это время, отмечалась высокая доля асов, летавших в  JG 77. В дополнение к упомянутым ранее, в этот список можно добавить Гордона Голлоба (Gordon Gollob, 146 побед, в том числе восемь Як-1/7), Курт Уббен (Kurt Ubben, 93 победы, в том числе шесть над Як-1/7) и Эмиль Омерт (Emil Omert, 55 побед, в том числе над одним Як-1). Напротив, наиболее успешные пилоты Як-1 Черноморского Военно-морского ВВС имели от семи до десяти побед.

Кроме того, немецкие истребители Bf 109F, сталкивающиеся в боях с советскими истребителями, обладали лучшими лётными качествами, что подчеркивалось в следующем отрывке из отчёта, составленного в 62 ИАБ (истребительной авиационной бригады) ВВС Черноморского Военно-морского флота:
На средних высотах наши истребители отстают от Bf 109 с точки зрения скорости, особенно в вертикальной плоскости, таким образом на Яке  довольно трудно вести воздушный бой, и это приводит к дополнительным потерям. Бой, почти в каждом случае, происходит в горизонтальной плоскости, что больше похоже на оборонительный круг. Здесь Як-1 обладает намного лучшими летными характеристиками, но он также отстает от Me 109F.

Действия и потери в первой половине 1942 года могут быть суммированы и подведены итоги  путем изучения майской Харьковской операции, проведенной  на юго-западе.

Накопив  мощный кулак сухопутных войск для наступления, Красная Армия стремилась защитить свои войска путем предоставления им существенного прикрытия с воздуха. Более 900 советских самолетов приняли участие в операции, в том числе шесть Як-1 из 296 ИАП (от 6 ИАК), семь Як-1 из 146 ИАП (от 3-го САД), 16 Як-1 из 273 ИАП (от 4 РАГ), 18 Як-1 из 6 ИАП и 18 Як-1 из 186-й ИАП. В это время на этом участке фронта от Люфтваффе было всего 150 боевых самолетов из 4-го Воздушного флота, хотя дополнительно 360 самолетов были быстро переведены в первые дни наступления, когда дела для ВВС КА пошли наиболее успешно. Тем не менее, командование Люфтваффе оперативно укрепило свои силы, что позволило 4-му Воздушному флоту осуществлять больше вылетов истребителей. В результате немецкого наступления на Харьковском выступе, большая группировка советских войск была отрезана и 239000 советских солдат и офицеров попали в плен. Несмотря на это, по сообщениям из различных штабов, до 250 вражеских самолетов были уничтожены, потеряв при этом 76 советских машин. В самом деле, многие подразделения ВВС КА, такие как 273-й ИАП, получили благодарность за свои усилия со стороны советского командования. Было отмечено, что, приняв этот полк только перед наступлением, майору И.Т. Кошевому, в кратчайшие сроки удалось превратить его в хорошо взаимодействующую боевую единицу, которая с 11-15 мая совершила 129 боевых вылетов и уничтожила десять самолетов врага в воздухе и больше 19 на земле. При штурмовке полк уничтожил 46 танков, 26 автомобилей и много других транспортных средств. За время боев полк сам потерял семь Яков.

Штаб 4-го Воздушный флота выпустил свою собственную оценку кампании, которая утверждала, что между 12 и 29 мая было сбито 596 советских самолетов и 19 уничтожено на земле, 229 танков были повреждены, 3038 автомобилей и 22 железнодорожных поезда были уничтожены, а также было нанесено  много других разрушений. Собственные потери самолетов были названы в количестве 49 штук, в том числе 19 Bf 109. Многие немецкие асы впоследствии увеличили свои боевые счета во время наступления на Харьков, лейтенант Адольф Дикфилд  (Adolf Dickfeld) из III/JG 52 сбил 11 самолетов на один день, повысив свой счет до 73 побед. Идентичность этих самолетов неизвестна. Заявив 132 сбитых самолетов к концу войны, он сбил не менее 15-ти Як-1.

Лейтенант Герман Граф (Hermann Graf) из того же подразделения за это время оказался еще более плодовитым снайпером, хотя ни одна из его побед не была определена как Як-1.

Несмотря на трагические результаты всей Харьковской операции, оставшиеся в живых советские летчики использовали накопленный опыт, для улучшения своих возможностей в воздушном бою. Два таких летчика, как ст. л-нт Алексей Решетов и л-нт Фотий Морозов, впоследствии стали результативными асами после их перехода из 6-го в 273-й ИАП  в результате трагического окружения под Харьковом. Летом 1942 года их новый полк начал специализироваться на полетах в разведку за линию фронта противника. Пилоты обычно проводят такие вылазки в парах, и это было благоразумно, потому что на Як-1  было больше шансов уклониться от атак Bf 109, чем при традиционных видах разведки. Если воздушный бой становился неизбежным, пилоты на Яках могли на равных сражаться со своими немецкими противниками.

Как лучший летчик-разведчик в своем подразделении, Решетов один раз выполнил личную команду командира подразделения, ген T.T. Хрюкина, который попросил его найти окруженное советское сухопутное подразделение и сбросить им знамя. В конце войны и Решетов и Морозов, которые часто летали на боевые вылеты вместе, были удостоены звания Героев Советского Союза.

Их результаты были впечатляющими. Решетов совершил 821 боевой вылет и уничтожил 35 самолетов лично и еще восемь совместно с другим пилотом. Морозов, который совершил 857 боевых вылетов,  наибольшее количество,  совершенных советским летчиком-истребителем, сбил 16 вражеских самолетов лично, и еще пятью поделился с другим лётчиком. Помимо летних месяцев 1941 года, оба героя пролетали на Яках всю войну.

« Последняя редакция: Сентябрь 6, 2015 :: 12:00am от plane »  
IP записан
 
Ответ #2 - Сентябрь 6, 2015 :: 12:02am

plane   Вне Форума
YaBB Newbies
Авиация Второй
мировой

Сообщений: 34
*
Цитировать 
Из того, что уже было сказано ранее, можно сделать вывод, что обе стороны массово преувеличивают потери своего противника под Харьковом - это проблема существовала на всех театрах боевых действий во время Второй мировой войны. Это особенно очевидно просматривается в докладах, сделанных в мае 1942 года, одним из лучших советских полков, 434-м ИАП, который воевал под командованием Героя Советского Союза, аса с 49-ю победами, майора И.И. Клещева. В полку воевали самые лучшие пилоты, они летали намного чаще, чем в других полках, и сражались с врагом мужественно, первоначально в области Валуйки-Купянск. Тем не менее, их боевые претензии кажутся массово преувеличены. Например, перед генеральным наступлением немцев на юге, лётчики полка сообщили, что во время нападения группы Ju-88, шедших под прикрытием группы Bf 109, они одержали шесть побед. 2 июля Яки снова встречаются с Мессершмиттами, и победы были заявлены капитаном А. И. Якимовым, ст. л-нтом Ф.С. Каюк, И.И. Избинским и будущим асом с 36 победами, Андреем Баклан.

После приказа штаба ВВС KA, 434-й ИАП был отправлен в тыл для отдыха и получения новых самолетов. Впоследствии он был перемещен в тыл еще по одной причине. Его последний тур к северо-западу от Сталинграда, с 14 сентября по 3 октября 1942 года, был не только плодотворным (в соответствии с боевыми донесениями, 83 самолета противника были сбиты в 652 боевых вылетах), но также самым кровавым - 16 пилотов погибли,  в том числе, 22 сентября, ас с 12-ю победами, Герой Советского Союза старший л-нт Николай Карначенко.

С немецкой стороны, заявленные победы из I/JG 53 отображаются с очень очень похожими искажениями. С 1 по 23 сентября 1942 года, пилоты «туз-пик» заявляют о  344 победах в 1100 боевых вылетах, при своих 18 потерях Bf 109G-2 и восьми своих асов.

Во время кульминации Сталинградского сражения обе стороны бросили в битву свои лучшие полки и их самые передовые истребители. Тем не менее, ВВС КА по прежнему полагались и на полки, вооруженные самолетами И-16 и И-153, которые несли большие потери от атак экспертов Люфтваффе.

На Северном Кавказе, в 5-САД, самым лучшим летным экипажем был ас с 17-ю победами майор Дмитрий Калараш, штурман 236-й ИАД, и ас с 17-ю победами капитан Сергей Широв, командир эскадрильи в 518-м ИАП. Осенью они обычно летали в паре на Як-7Б и Як-1, соответственно, в Туапсинском районе, прикрывая действия менее опытных пилотов. Несмотря на их усилия,  полк Яков  по прежнему подвергался ударам противника, что привело к потере девяти из 15 самолетов, которые принимали участие в большом воздушном бою 29 октября 1942 года, в котором  518-й ИАП заявил 11 побед. Шесть пилотов были убиты, в том числе майор Калараш, который был атакован сверху обер-лейтенантом Баркхорн из II/JG 52, это была 75-я победа Баркхорна (Barkhorn) из его 300 побед (19 из которых были Як-1, сбитые им на Bf 109F).  Посмертно Дмитрий Калараш был удостоен звания Героя Советского Союза, Сергей Широв, который тоже погиб в этом бою, также удостоился этой чести.

Статистика, взятая из официальных советских и немецких отчетов, позволяют сделать некоторые выводы. Без информации с обеих сторон об одном и том же событии трудно сделать беспристрастные выводы, потому что преувеличения  в то время были обычным явлением.

В основном, неудачи советских лётчиков на Яках были связаны не с техническими недостатками их самолетов, а по другим причинам. Эти причины включали в себя недостаточный уровень подготовки летных экипажей в ВВС KA, плохой контроль групп истребителей воздушной обстановки с земли и в воздухе, неправильной структурной организацией до перехода к Воздушным армиям, когда управление несколькими авиасоединениями было разделено между различными командирами и устаревшая боевая тактика. В воздушных боях с Bf 109, на тех же истребителях Як-1, в 1943-44 годах советские летчики добились гораздо лучших результатов, так как большинство из этих проблем уже были устранены.

 
IP записан
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Ответить Добавить Опрос Послать Тему Печать