Bf 109 E / F против Як-1/7
Восточный фронт 1941-1942. /Дмитрий Хазанов и Александр Медведь/
ВОЮЮЩИЕ СТОРОНЫ
Обучение советских пилотовВ СССР популярность М. М. Громова, В. П. Чкалова, В.К. Коккинаки и тех пилотов, кто принимал участие в спасении экипажа парохода «Челюскин» в феврале 1934 года - первых Героев Советского Союза - был сравним с популярностью кинозвезд на Западе. В сельской местности, где многие даже не видели паровоза, любые профессии, касающиеся механизмов, рассматривались как чрезвычайно престижные, и те, кто мог летать на самолетах, пользовались еще большим поклонением и уважением. Пилоты носили, специально созданные хромовые кожаные сапоги, синие галифе и гимнастерки, выделяющиеся среди обычных людей.
Несмотря на то, что они были малочисленны в довоенном СССР, летчики имели хорошую летную подготовку. Вместе с танкистами, в 30-х годах на груди летчиков часто красовались ордена, медали и знаки отличия, которые были очень редки в те дни. Они получили эти награды за участие в нескольких предвоенных конфликтах, в которых СССР открыто или тайно участвовал.
Кроме того, летчики получили очень высокие зарплаты и имели хорошее обеспечение и питание.
Одним из таких людей был морской летчик И.П. Лукьянов, совершивший за время войны 94 боевых вылета, некоторые из которых на Як-1, недавно отпраздновал свое 100-летие. Вступив в Красную Армию в 1934 году летом, он первоначально служил в качестве пехотинца. Тем не менее, с января 1935 года Лукьянов поступил в Ейскую школу Сталинских морских летчиков и воздушных наблюдателей, где обучался теории в классе, а также вылетал на учебном биплане Поликарпова У-2. Он сделал 113 полетов с инструктором, а затем десять контрольных полетов с опытными пилотами разных рангов, один из которых был начальник ВВС КА, командарм второго ранга Я. И. Алкснис - прибывший в Ейск с необъявленной инспекцией.
В течение своего первого года обучения на У-2 Лукьянов налетал 42 часа, совершив 188 посадок. Затем последовала летная практика на Поликарповском Р-5, при этом общий налет в школе на всех типах составил 97 часов, 425 посадок.
После окончания школы Лукьянов был рекомендован на службу в военно-морской истребительной авиации.
Освоив одноместный истребитель биплан Поликарпова И-5, двухместный учебный истребитель Поликарпова УТИ-4 (другое название И-16 тип 15) и собственно сам И-16, и совершив несколько ночных вылетов, Лукьянов чувствовал себя уверенно в кабине истребителя.
Но все значительно изменилось, когда в конце 1930-х, СССР начал увеличивать размер своих вооруженных сил и готовиться к будущей «великой войне». Эти изменения коснулись также и ВВС. Как и прежде, основная летная подготовка проходила в аэроклубах, на тот момент с лозунгом: «Мы должны дать нашей Родине десять тысяч летчиков!». Аэроклубы начали получать государственную поддержку, и вместе с теми добровольцами, которые мечтали стать пилотами, многие были такие, кто был отправлен в летные школы по так называемым «специальным воинским призывам». Эта программа была создана с единственной целью – призыва комсомольцев в авиацию. Многие из них стали блестящими лётчиками, но для большинства это была пустая трата времени. В этом ВВС КА был уникальны, так как воинская повинность для летных экипажей не практикуется нигде в мире.
После экзаменов в аэроклубе выпускники, прошедшие отбор, направлялись на вторичное обучение в летные школы. В середине 1930-х годов цикл обучения пилотов длилась около двух с половиной лет, но весной 1941 года, из-за необходимости увеличить количественный состав ВВС КА, программа была сокращена насколько только возможно, до полутора лет. Чтобы ускорить обучение пилотов начальных школ, которые бежали с учебных курсов, продолжительность курсов была сокращена всего до четырех месяцев, вместе с сокращением обучения во вторичных учебных заведениях, которое стало составлять десять месяцев. Начальные школы были предназначены для слушателей, окончивших аэроклубы. Сокращение летной подготовки на целый год сразу привело к снижению профессиональных навыков пилотов, едущих к линии фронта. В дополнение ко всему, программа курсов была усечена, обучение проводилось по упрощенной программе, а высший пилотаж были отменен в целях сокращения несчастных случаев.
Было бы ошибкой сказать, что все советские летчики-истребители лета 1941 года были недостаточно подготовленными призывниками. Были, конечно, боевые закаленные авиаторы, сражавшиеся в Испании, на Халхин-Голе и в Зимней войне, но их количество было незначительным по отношению к общей численности членов экипажей, набранных в течение этого довоенного года. В 1938 году ВВС КА состоял из 194 900 человека. Два года спустя общее число составило уже 291 200, а в летом 1941 года эта цифра достигла 530 000 - фактический рост в три раза.
Вместе с ростом числа ВВС KA, летчикам был нанесен страшный удар по их престижу с выходом приказа Народного комиссара С. К. Тимошенко от 22 декабря 1940 года под названием «О внесении изменений в порядок продвижения в воинской службе младшего и среднего Командного состава ВВС Красной Армии ». Приказ гласил, что с этого времени, выпускникам летных училищ присваивалось звание сержанта, а не лейтенанта или старшего лейтенанта, как это было ранее. Летчики, чей срок службы составлял менее четырех лет, были обязаны жить в казармах, и их снабжение и жалованье были снижены соответственно. Это оказало негативное влияние на боевой дух экипажей самолетов в ВВС КА, кто только через шесть месяцев после выхода этого приказа будет сражаться в неравной борьбе с Люфтваффе, пытаясь защитить СССР от фашистского вторжения.