Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
Асы против асов Воздушные победы Luftwaffe

"Мессершмитты" над Кубанью

Олег Каминский

Совершенно незначительными выглядят и потери люфтваффе в пилотах. Из документальных источников следует, что с 17 апреля по 7 июня 1943 г. в районе Кубани погибли, попали в плен и пропали без вести 27 летчиков-истребителей, включая трех дезертировавших хорватов. Не выбыл из строя ни один ас, награжденный Рыцарским крестом. Обошлось без больших потерь и в командном составе, погибли четверо командиров отрядов: гауптман Э. Эренбергер, обер-лейтенант Карл Ритценбергер, л-ты Дитер Бауман и Хельмут Хаберда. В отечественной литературе утверждается, что эскадра «Удет» была разбита. Однако документы говорят о крайне незначительных ее потерях. Ниже приводится список потерь среди летчиков-истребителей люфтваффе на Кубани, за исключением указанных выше в тексте л-та Гордона, фельдфебеля Гляйсснера и унтер-офицера Штарка.

Как видно из таблицы, в некоторых случаях на победу претендовали сразу несколько советских летчиков или представителей других родов войск. Встречаются и вовсе странные случаи, не имеющие логичного объяснения. Так, есть данные, что вечером 29 апреля в районе станицы Поповическая ст. л-т В.И. Фадеев на «Аэрокобре» сбил Bf 109 с изображением дракона на фюзеляже. Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом, был взят в плен и заявил на допросе, что начал воевать еще в Испании и сбил около 100 самолетов. Существует даже его описание — рыжий, немолодой, маленького роста, мундир увешан крестами. Но в немецких документах не отмечены потери в летчиках в тот день, а самым результативным асом люфтваффе, сбитым над Кубанью, был Хельмут Хаберда, имевший на момент гибели 58 побед. Другой загадкой является история с «Полосатым дьяволом» — трофейным Як-1 с голубыми полосами на крыльях, который в конце апреля сбил ст. л-т И.В. Шмелев из 4-го полка в районе Геленджика. В германских документах нет никаких упоминаний о применении на Кубани трофейных истребителей советского происхождения и тем более об их потерях. Не меньше вопросов вызывает и эпизод, датируемый 5 мая и связанный с именем л-та С.А. Тащиева из 11-го гвардейского полка ВВС ЧФ. Утверждается, что на Як-9 он вел бой с двенадцатью «мессерами» и в лобовой атаке сбил один из них. Самолет упал в Цемесскую бухту, после чего было объявлено, что Тащиев сбил генерала, командовавшего авиацией противника в Крыму. Однако немцы ничего не пишут о своих потерях в тот день, и, как следует из вышеприведенных данных, никто из их авиационных генералов на Кубани не погиб.

Истребителям люфтваффе по итогам сражения над Кубанью засчитали почти 780 побед. Правда, не стоит забывать, что это количество может быть завышено примерно в 2,5 раза. Точных советских данных о потерях истребителей на Кубани пока нет, но, исходя из известных сведений, можно утверждать, что по сравнению с немецкими они были огромны. Лишь один 812-й полк потерял 16 летчиков, в том числе всех трех командиров эскадрилий. Более 10 пилотов лишился 16-й ГИАП. То есть, только два наших полка потеряли на Кубани столько же летчиков, сколько все истребительные подразделения люфтваффе. Среди погибших были 7 Героев Советского Союза: к-н В.И. Фадеев (20 побед на момент гибели), ст. л-т С.С. Азаров (15 побед), л-т Д.И. Коваль (13 побед), м-р И.П. Рыбин (12 побед), к-ны М.З. Телешев-ский и М.М. Осипов (12 и более 10 побед соответственно), а также мл. л-т Н.Д. Куд-ря (10 побед). Значительными оказались потери в командном составе: не менее двух командиров полков, одного зам. командира полка, одного штурмана полка, семи командиров эскадрилий. Уже сейчас в списке погибших летчиков-истребителей значится более 90 человек, что свидетельствует о соотношении потерь, примерно один к четырем, не в нашу пользу! Причем со временем становятся известны новые имена, пополняющие этот скорбный список.

Таким образом, очевидно, что советские истребители понесли в боях над Кубанью тяжелые потери. Возникает закономерный вопрос: каковы же причины низкой эффективности действий советских летчиков? Думается, основными были две. Одна из них — устаревшая тактика. Новые методы ведения воздушного боя, разработанные А.И. Покрышкиным и другими прогрессивно мыслящими летчиками, только начинали пробивать себе дорогу и еще не успели принести ощутимых результатов. Например, знаменитую «кубанскую этажерку» наши пилоты стали осваивать только к концу боев на Кубани. Второй причиной была очень существенная разница в квалификации советских летчиков и их визави из люфтваффе. Например, по состоянию на 17 апреля на Кубани воевали 7 немецких асов, имевших 100 и более побед: оберет Вольф-Дитрих Вильке. Stab/ JG3 — 156 сбитых, м-р Курт Брэндле. II./ JG3 — 130. обер-лейтенант Хайнц Шмидт. II./ JG52 — 130, гауптман Герхард Баркхорн, II./ JG52 — 120, л-т Йозеф Цвернеманн, III./ JG52 — 113, гауптман Гюнтер Ралль, III./ JG52 — 112, обер-лейтенант Вильгельм Лемке, III./ JG3 — 100. Еще более 20 летчиков имели в своем активе свыше 50 побед, и очень многие — свыше 10. Даже среди немногочисленных словацких и хорватских летчиков было почти столько же асов, одержавших к 17 апреля более 10 побед, сколько во всей советской авиации на Кубани.

Что могли противопоставить советские ВВС этой массе опытнейших «экспертов» люфтваффе? Самый тактически грамотно мыслящий летчик к-н А.И. Покрышкин имел к 1 мая 20 побед, включая 6 в группе. Кроме него, в то время на Кубани находились еще 10 асов, на счету которых значилось свыше 20 побед, включая групповые: ст. л-т Глинка Д.Б., 45-й ИАП — 21 (+7 в группе), ст. л-т Олейник Г.Н., 293-й ИАП — 18 (+2 в группе), ст. л-т Рязанов А.К., 4-й ИАП — 16 (+16 в группе), л-т ЛещенкоВ.С.,4-й ИАП — 13 (+10 в группе), к-н Новожилов И.В., 13-й ИАП — 13 (+7 в группе), ст. л-т Флейшман А.Д., 4-й ИАП — 11 (+14 в группе), ст. л-т Шмелев И.В., 4-й ИАП — 11 (+10 в группе), ст. л-т Гнидо П.А., 13-й ИАП — 13 (+6 в группе), ст. л-т Логвиненко Н.П.. 293-й ИАП — 16 (+2 в группе), л-т Лавицкий Н.Е., 45-й ИАП — 15 (+2 в группе). Было еще около полутора десятков более-менее сильных пилотов, имевших на своем счету свыше 10 сбитых самолетов. Среди них выделялся ст. л-т В.И. Фадеев, 16-й ГИАП — 18 (+1 в группе). Причем более половины этих летчиков достигли планки 10 побед уже в ходе двухнедельных ожесточенных боев. Эта незначительная группа перспективных воздушных бойцов, сильно разбавленная сотнями слабо подготовленных летчиков, не могла составить настоящую конкуренцию немецким асам.

Любопытно отметить, что в боях на Кубани, как с немецкой, так и с советской стороны, принимали участие несколько опытнейших летчиков, ветеранов войны в Испании. Все они занимали высокие командные должности. В люфтваффе это были: оберет Вольф-Дитрих Вильке, м-р Вольфганг Эвальд. гауптманы Хельмут Кюле, Хубертус фон Бонин, а в когорте «сталинских соколов» — генерал-майор И.Т. Еременко, п-ки С.П. Данилов, П.Т. Коробков, В.Т. Лисин, Л.Г. Рыбкин, подп-ки И.С. Анащенко, А.А. Осипов, м-р А.Н. Коновалов. Однако если немцы не только командовали частями, но и активно участвовали в воздушных схватках, постоянно увеличивая количество своих побед, то советские командиры, в основном, предпочитали руководить боями, оставаясь на земле. Между прочим, из бесед с бывшими немецкими летчиками выяснилось, что в годы войны почти никто из них не слышал ни о Покрышкине, ни о других наших асах. И знаменитая фраза «Внимание, в воздухе Покрышкин!», услышав которую немецкие летчики в панике разлетались в разные стороны, оказалась не более чем красивой легендой, пущенной в обиход кем-то из газетчиков и дружно подхваченной советской пропагандой *. Также, как и миф о выдающейся победе советской авиации на Кубани.

Кроме того, в мае хорватские летчики Никола Бунина на связном самолете KI 35 (W/n 3 279), Богдан Вуйчич на Bf 109G-2 (W/n 13 485), Альбин Штарк на Bf 109G-2 (W/n 14 545) дезертировали и приземлились в расположении советских войск.

* Немцы утверждают, что подобной фразой - Внимание, в воздухе «Кубанский лев!" русские летчики предупреждали друг друга об одном из лучших асов люфтваффе капитане Иоганнесе Визе.

P.S. редакции. Уже давно известен тот факт, что количество боевых достижений, фигурирующих в документах одной стороны, противоречит потерям, числящимся в различных сводках другой. Это характерно практически для всех стран-участниц Второй мировой войны. Однако приведенные в данной статье материалы все же поражают. Шутка ли — ставится под сомнение одна из самых значительных побед ВВС РККА! К сожалению, автор не счел возможным высказать мнение о том, с чем же связана столь значительная разница в оценке боев на Кубани, приводимая в советских и немецких источниках. То ли это недостатки самих источников, то ли последствия печально известного принципа партийности в науке и литературе... Нам представляется важным, чтобы на затронутую в публикации тему высказались другие исследователи, у которых, возможно, найдутся свои объяснения.


Дата Летчик Подразделение Самолет Обстоятельства (Предположительно, по советским данным)
18.04 Унтер-офицер Ханс Папст II./JG3 Bf109G-2 (W/n 14744) Сбит в р-не Новороссийска
19.04 Л-т Артур фон Коссель II./JG52 Bf109G-4 (W/n 19251) Не вернулся из боя в р-не Анапа-Кабардинка
21.04 Л-т Лотар Мырре II./JG3 Bf 109G-2 (W/n 10334) Не вернулся из боя в р-не Новороссийска. (Сбит на Як-1 старшиной В.И. Луговым из 812-го ИАП)
04.05 Стожерни наредник Виктор Михельчич 15.(Kroat.)/JG52 Bf 109G-2 (W/n 13516) Пропал без вести в районе станицы Крымской (таранен на Як-1 мл. л-том В.Д. Прохоровым из 236-й ИАП)
06.05 Унтер-офицер Хайнц Шольце II./JG52 Bf 109G-2 W/n 13688 Подбит, совершил вынужденную посадку у станицы Крымская и умер от ран в лазарете. (Сбит на Як-1 ст. л-том А.Д. Флейшманом из 4-го ИАП)
08.05 Командир отряда л-т Хельмут Хаберда II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19555) Сбит зенитками в р-не Крымской
08.05 Унтер-офицер Карл Шпрайтцер III./JG52 Bf109G-2 (W/n 14036) Не вернулся из боя в р-не Крымской (Таранен на Як-1 ст. л-том СИ. Маковским из 43-го ИАП)
09.05 Унтер-офицер Виттмар фон Лангендорфф II./JG3 Bf 109G-4 (W/n 19448) Сбит в бою в 6 км от Крымской, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. (Таранен на Як-1 сержантом В.П. Рудченко из 293-го ИАП)
10.05 Командир отряда к-н Эрнст Эренберг III./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19504) Сбит зенитками, выпрыгнул с парашютом, но утонул в Керченском проливе
16.05 Л-т Хайнц Гайсслер I./JG52 Bf 109G-2 W/n13781 Не вернулся из боя в квадрате 86567. (Сбит в р-не станицы Красноармейская и попал в плен. На победу претендовали ст. л-т Н.М. Искрин из 16-го ГИАП, л-ты И.М. Горбунов и А.-Х.Т Канкошев из 42-го ГИАП)
16.05 Обер-фельдфебель Ханс Кох I./JG52 Bf 109G-2 W/n13788 Не вернулся из полета в р-н станицы Старонижнестеблиевская (Сбит на Як-1 л-том М.И. Косса из 42-го ГИАП и взят в плен после вынужденной посадки)
20.05 Командир отряда л-т Дитер Бауманн II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19758) Сбит зенитками в р-не Крымской и пропал без вести. (Сбит в воздушном бою и попал в плен)
23.05 Унтер-офицер Хельмут Апфель I./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19758) Погиб в р-не Южной Озерейки
24.05 Командир отряда обер-лейтенант Карл Ритценбергер II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19706) Сбит в бою с Як-1 над морем южнее Новороссийска. Найден немецкими солдатами на берегу. Умер, не приходя в сознание.
28.05 Фельдфебель Фриц Борхерд I./JG52 Bf 109G-2 (W/n 13617) Погиб в бою в р-не станицы Киевская. (Сбит из винтовки СВТ красноармейцем Грицаюком С. и погиб. По другим данным, сбит Ла-5 из 437-го ИАП в р-не Крымской и попал в плен)
28.05 Унтер-офицер Херберт Майсслер III./JG52 Bf 109G-4/R6 (W/n 14997) Не вернулся из полета в квадрат 76864. (В бою с Як-1 самолет получил попадание в мотор, а летчик — ранение руки. На выходе из боя был атакован еще одной парой Як-1 (к-н П.Т. Тарасов и л-т СП. Калугин из 812-го ИАП). Совершил посадку на фюзеляж в р-не Киевской и попал в плен)
29.05 Л-т Фридрих Бюманн II./JG52 Bf109G-4 (W/n 19489) Погиб в бою в р-не Киевской. (Таранен над Киевской на Як-7 л-том В.П. Сигаревым из 43-го ИАП. По другим данным, сбит в р-не станицы Самсоновская Як-1 ст. л-та Г.Р. Павлова из 42-го ГИАП и попал в плен.
04.06 Л-т Хорст Смиатек II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19745) Сбит в бою с Як-1 в р-не станицы Молдаванская. Выпрыгнул с парашютом над морем и утонул.
06.06 Унтер-офицер Фриц Франке II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19745) Сбит в бою в р-не Кабардинки, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. (Сбит на Р-39 к-ном В.М. Дрыгиным и мл. л-том М.С Лиховидом из 298-го ИАП)
06.06 Фельдфебель Клаус Дадд III./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19541) Подбит в бою, совершил вынужденную посадку в районе станицы Старотитаровская (или Варениковская). Умер в лазарете
07.06 Унтер-офицер Альфонс Прахт I./JG52 Bf 109G-2 (W/n 14619) Погиб в авиакатастрофе в р-не станицы Гостагаевская

Источники

  • "Авиация и Время № 5 2005 года" /Олег Каминский/


   Если так дальше пойдет, встанет вопрос, куда же делись 30573 самолета Bf 109, выпущенных в Третьем Рейхе. Опять же советские потери, идущие на штурмовку "фокки" связывались боем, однако автор фокке-вульфы не рассматривает....

©AirPages
2003-