Авиация Второй мировой |
Указания по ведению оборонительного воздушного боя на самолете Ил-219 октября 1942 г.
«УТВЕРЖДАЮ» Командующий 3-й воздушной армией генерал-майор авиации ГРОМОВ 19 октября 1942 г. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ НА САМОЛЕТЕ Ил-2 Опыт боевого использования самолета Ил-2 показал, что при умелом сочетании маневра с лобовыми атаками самолет Ил-2 как в группе, так и одиночно может успешно противодействовать истребителям противника. На малых высотах штурмовик обладает неоспоримыми преимуществами перед истребителями противника, дающими возможность ему успешно вести воздушный бой с истребителями противника всех типов. Такими преимуществами являются: надежная броневая защита, хороший маневр по горизонту и мощное стрелковое вооружение. 7 сентября 1942 г. командир эскадрильи 694 шап капитан Виноградов в составе группы Ил-2 наносил удар по мотомеханизированным частям и танкам противника. Во время атаки подвергся нападению четырех истребителей Ме-109Ф. Невзирая на численное превосходство противника, оставшись один, смело вступил в бой с истребителями, в котором сбил 2 Ме-109Ф, остальных заставил покинуть поле боя. В авиачастях 3-й воздушной армии имеется много случаев, когда штурмовики своим мощным огнем не только отражали атаки, но даже сбивали истребителей и бомбардировщиков противника. Так, например, в марте 1942 г. группа Ил-2 5 гшап под командованием капитана Шкулепова, действуя по войскам противника на поле боя, встретила группу самолетов противника Ю-52 под прикрытием 9 Ме-109. Группа капитана Шкулепова смело атаковала самолеты противника. В результате воздушного боя благодаря взаимной поддержке и смелости штурмовиков был сбит 1 Ю-52. Группа Шкулепова потерь не имела. 25 августа 1942 г. 9 самолетов Ил-2 212 ШАД при подходе к цели, на высоте 900 м, были атакованы 5 Ме-109; ведущий перестроил группу их «клина» в «левый пеленг», а затем в «правый круг» и принял оборонительный воздушный бой. 3 Ил-2 из состава девятки не стали в «круг», а попытались на планировании уйти от истребителей противника. Однако, имея меньшую скорость, 3 Ил-2 были легко настигнуты и атакованы истребителями противника, в результате чего 1 Ил-2 был сбит. Шестерка, ставшая в «круг», успешно вела воздушный бой с истребителями противника в течение 15 минут, сбила 1 Ме-109, не потеряв ни одного самолета. 2 октября 1942 г. 3 Ил-2 6 гшап, ведущий лейтенант Рябов, атаковали железнодорожные эшелоны на станции …[«смазан» текст – В.Т.]… Во время атаки группа лейтенанта Рябова подверглась атаке 3 Ме-109. Лейтенант Рябов смело повел свою группу на истребителей противника. В результате воздушного боя лейтенантом Рябовым лобовой атакой был сбит 1 Ме-109. Все 3 Ил-2 благополучно вернулись на свой аэродром. Такие случаи не единичны и все они свидетельствуют о том, что при активной обороне штурмовики успешно отражают атаки истребителей противника, неся при этом значительно меньшие потери, чем тогда, когда они после атаки истребителей нарушают строй и на скорости пытаются уйти. Опыт показал, что во всех случаях, когда штурмовики пытаются уйти от истребителей, не принимая боя, они всегда несут потери. Так, например, 9 сентября 1942 г. две группы по 5 Ил-2 212 ШАД в районе Нов. Александрово были атакованы 4 Ме-109. Штурмовики, которые еще не успели собраться после атаки цели, вместо того чтобы принять бой, поддерживая друг друга и используя всю мощь своего стрелкового вооружения, пытались на скорости уйти от истребителей противника, в результате чего было сбито 4 Ил-2. Полет группы штурмовиков по маршруту производится без всякого маневра замыкающих пар или звеньев. Это приводит к тому, что истребители противника безнаказанно подходят к замыкающим самолетам и ведут по ним огонь, не встречая противодействия. Применяются строи с большой глубиной, что затрудняет обзор и взаимную поддержку. Для устранения указанных недостатков и повышения эффективности самолета Ил-2 в борьбе с истребителями противника необходимо: 1. Полет к цели и обратно организовывать таким порядком, чтобы задние полусферы ведомых или замыкающих пар или звеньев все время просматривались и при необходимости простреливались соседями. Выгоднейшим строем является шестерка в строю «клин», близком к «фронту». Интервалы в парах должны обеспечивать хороший просмотр задней полусферы соседа и маневр на случай необходимости отражения атак истребителей противника. Интервалы между самолетами в паре должны быть 100-150 м, дистанции в парах в общей группе не должны превышать 100 м. Интервал между парами 150-200 м. Такой порядок обеспечивает: а) хорошее наблюдение ведущему за группой; б) облегчает прикрытие сопровождающими истребителями; в) облегчает взаимную огневую поддержку штурмовиков в группе. 2. Отражение атак истребителей противника при полете над территорией противника производить путем сочетания лобовых атак с маневрированием по горизонту, сохраняя общий строй и курс. Отражение атак в группе может производиться различными способами в зависимости от боевого порядка. Основой успехи отражения атаки истребителей противника является: – сохранение строя при отражении атак истребителей, что достигается выдерживанием скорости всей группой порядка 270 км и маневрированием пар, отражающих атаки на повышенных скоростях; – исключение внезапных атак истребителей противника, что достигается распределением обязанностей по наблюдению за воздухом между самолетами в группе; – уход от цели производить на скорости, которая обеспечивала бы быстрый сбор на маршруте, т.е. скорость порядка 290-300 км. Факты | Документы | Моторы | Асы | РТЭ и РЛЭ | Сборник №7 Сборник 7 | 1942.10 | 1942.10.19 | 1943.03.07 | 1943.04.12 | 1943.05.21 | 1943.05.28 | 1943.07.14 | 1943.07 | 1943.08.14 | 1943.09.23 | 1943.весна | 1943.декабрь | 1943.12.29 | 1944 | 1944 | 1944.04.06 | 1944.05.29 | 1944.06 | 1944.06.08 | 1944.06.11 | 1944.06.13 | 1944.12.26 | 1945.01.12 | 1945.02 | 1945.02 | ПВО 1942.04.16 | 1942.04.30 | 1943.01.27 | 1943.09.01 | 1943 | 1944.01.07 | 1944.06.24 | 1945.04.04 | |