Авиация Второй мировой
На главную   Поиск на сайте
 
РТЭ и РЛЭ Как летать на Яке Оглавление Гл.1.1. Гл.1.2. Гл.1.3. Гл.1.4. Гл.1.5. Гл.1.6. Гл.1.7. Глава 2 Гл.2.1. Гл.2.2. Гл.2.3. Гл.2.4. Гл.2.5. Гл.2.6. Гл.2.7. Гл.2.21. Гл.2.22. Гл.2.23. Гл.2.24. Гл.2.25.

Как получить наилучшие летные данные на самолете Як с мотором ВК-105ПФ

3. Высокие лётные данные на самолёте Як могут быть получены только при грамотной и культурной эксплоатации его на земле и в воздухе

Грамотная и культурная эксплоатация самолёта на земле и в воздухе есть залог надежной и безотказной работы самолёта в бою и поэтому необходима при всяких обстоятельствах.

Но особо важное значение и необходимость она приобретает тогда, когда дело касается получения на самолёте высоких лётных данных.

Почему?

Обычно считается, что лётные данные самолёта зависят от трех факторов:

1) от габаритных размеров и полётного веса самолёта;

2) от совершенства аэродинамики;

3) от мощности мотора и характера изменения её с высотой.

Однако для реально существующего и эксплоатирующегося самолёта этого перечня явно недостаточно.

Эксплоатация вносит в него свои существенные поправки. Лётные данные самолётов, находящихся в эксплуатации, зависят ещё:

4) от того, какие режимы будут задаваться самолёту и винтомоторной группе, настолько рационально будут использоваться средства, предназначенные для улучшения лётных данных;

5) от состояния и исправности самолета, мотора и различных агрегатов и приспособлений, оказывающих влияние на лётные данные.

Не приводя пока никаких доказательств, отметим, что для самолётов, находящихся в эксплоатации, последние два фактора являются решающими. Они могут свести на нет значение первых трёх факторов.

Таким образом, грамотная и культурная эксплоатация самолёта на земле и в воздухе для получения высоких лётных данных важна и необходима прежде всего потому, что получение этих данных не только зависит, но в конечном итоге и определяется эксплоатационными, а не конструктивными или какими-нибудь другими факторами.

Задача лётчика состоит в том, чтобы в полной мере и до конца использовать в бою те высокие лётные данные, которые имеет самолёт.

Задача инженера и техника состоит в том, чтобы обеспечить возможность получения высоких лётных данных на самолёте.

Посмотрим, что требуется для того, чтобы лётчик, инженер и техник могли успешно выполнить эти задачи.

На самолёте Як, по усмотрению летчика, полёт может производиться:

с закрытым или открытым фонарём кабины;

с установленными «по потоку» или полностью открытыми заслонками водяного и масляного радиаторов;

с закрытым или открытым высотным корректором;

на номинальных или заниженных оборотах;

на первой или на второй скорости нагнетателя;

на полном или убранном газе и т. д.

Любой из указанных выше факторов оказывает влияние на лётные данные самолёта и может существенно изменить их 1. Поэтому, очевидно, для того, чтобы лётчик в полной мере мог использовать высокие лётные данные самолета Як, необходимо:

знать, какое влияние оказывают те или иные факторы на лётные данные самолёта;

уметь из всех возможных и допустимых режимов полета и работы ВМГ безошибочно выбирать, задавать и выдерживать наивыгоднейшие режимы, при которых самолёт сможет развить -наилучшие лётные данные; очевидно так-же, что если лётчик не будет знать и уметь этого, то и высоких лётных данных он не получит.

Эксплоатация в боевых условиях является суровым испытанием для самолёта: самолет хранится под открытым небом, на пыльных, грязных аэродромах и площадках; условия воздушного боя требуют использования всех возможностей самолёта и мотора, в результате чего лётчик бывает вынужден чаще и продолжительнее, чем следовало бы, применять номинальный режим работы мотора и допускать предельные перегрузки планёра и т. д.

При таких условиях эксплоатации самолет может ухудшить свои аэродинамические качества и у него могут появиться дефекты, снижающие его лётные данные.

Для получения же наилучших данных, как мы уже отмечали, недостаточно только того, чтобы лётчик умел выжать из самолёта всё, что он может дать, — необходимо ещё, чтобы и самолёт, на котором летает лётчик, отвечал определенным требованиям, а именно был совершенно исправным.

Поэтому, очевидно, для того, чтобы была обеспечена сама возможность получения высоких лётных данных на самолете Як, лётчик, инженер и техник должны:

всемерно беречь и сохранять боевое оружие — самолёт, добиваться, чтобы высокие аэродинамические качества, присущие новым самолётам, сохранялись в эксплоатации возможно дольше;

не допускать появления эксплоатационных дефектов, снижающих лётные данные самолёта, а если такие дефекты появятся, устранять их самым тщательным образом.

Очевидно также, что если лётчик, инженер и техниж не будут этого делать, то и высокие лётные данные самолета получить будет невозможно.

Таким образом, грамотная и культурная эксплоатация самолета на земле и в воздухе для получения высоких лётных данных важна и необходима не только потому, что летные данные в конечном итоге определяются эксплооатационными, а не конструктивными факторами, но ещё и потому, что вопрос о получении высоких лётных данных является более тонким и деликатным и требует от лётчика, инженера и техника более высокого мастерства и более совершенных технических познаний и навыков, чем любой другой вопрос, с которым им повседневно приходится иметь дело в эксплоатации.

Многие лётчики, инженеры и техники убеждены в том, что, как бы они ни эксплоатаровали самолёт, как бы ни повышали качество своей работы, потеря лётных данных в эксплоатации неизбежна.

Правильно ли такое мнение? Причин для снижения лётных данных в эксплоатаци, как мы видели, действительно много. Это создаёт трудности и приводит к тому, что сохранить и полностью использовать высокие летные данные бывает значительно труднее, чем потерять их. Но это ни в коем случае не значит, что ухудшение лётных данных в эксплоатации неизбежно и что лётчик, инженер и техник бессильны что-либо предпринять против этого. Роль лётчика, инженера и техника в этом деле огромна: своими умелыми действиями они могут если не совсем, то в значительной мере устранить причины, снижающие лётные данные самолёта; напротив, своими неумелыми или нерадивыми действиями они способны нанести самолёту и его данным значительно больший ущерб, чем все причины вместе взятые.

Лётчик и техник должны отдавать себе отчёт в там, что никакие улучшения аэродинамики и никакое повыышение мощности мотора не достигнут цели, если их не сохранить и не использовать в эксплоатации, что самый лучший современный самолет, воплощающий в себе самые передовые и выдающиеся достижения науки и техники, легко теряет свои преимущества, если его небрежно и неумело эксплоатируют.

1 - Влияние различных факторов на максимальную скорость и скороподъемность самолета Як подробно рассматривается в главе II.

Форум

©AirPages
2003-